• среда, 17 Апреля, 03:05
  • Baku Баку 14°C

«Завоеватель» на шельфе

11 октября 2018 | 11:26
«Завоеватель» на шельфе

СИТУАЦИЯ
Турция не допустит ущемления прав Северного Кипра на углеводороды в Средиземноморье и реализации проектов, не учитывающих интересов турок-киприотов. С таким заявлением выступил накануне министр энергетики и природных ресурсов братской страны Фатих Донмез.
Теоретическая и дипломатическая плоскость спора относительно владения залежами нефти и газа на этой территории оформилась давно и восходит она даже не к путчу «черных полковников», а в значительно более ранние времена взаимной ненависти Анкары и Левкоши с одной стороны, Афин и Никосии - с другой. Периодически с обеих сторон были заявления относительно намерений обеих сторон разрабатывать перспективные месторождения, однако сегодня киприоты и турки перешли в практическую плоскость противостояния. Так, турецкое буровое судно Fatih уже встало у шельфа с намерением начать разведывательное бурение.
Невзирая на запрет
Кстати, слово «fatih» с турецкого означает «завоеватель», и судно это приступит к разработке пластов буквально в конце октября. Может, это совпадение, но и профильного министра зовут так же. Не знаем, что они на пару могут завоевать, однако разрешения на разведку официальная Никосия пока не давала, а накануне Еврокомиссия (Кипр - член Евросоюза) предостерегла правительство Эрдогана от посягательства на «ее газ». При этом сама Турция требует, чтобы все энергетические проекты в этом районе согласовывались с ней. Причина такого поведения прозаична.
За последние 16 лет братская страна потратила на поиски нефти ни много ни мало - $10 млрд, половина из которых пришлась на счет иностранных инвесторов.Таким образом, богатый углеводородами сектор восточного Средиземноморья стал камнем преткновения в межевропейских отношениях. Более того, насколько известно из открытых источников, в конфликт уже вовлечен и Госдеп США.
В июле глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу в ходе визита в Северный Кипр открытым текстом заявил, что Анкара «никому не отдаст права турок-киприотов на углеводороды», расположенные в недрах в исключительной экономической зоне ТРСК. Он предупредил, что грекам-киприотам «нужно отказаться от односторонних притязаний на углеводороды» в этом регионе.
Очевидно, что сделанное Чавушоглу предупреждение, а также озвученное Фатихом намерение Анкары форсировать разведочное бурение на кипрском шельфе, вопреки протестам Никосии, а также сделанному днем ранее предостережению Еврокомиссии от посягательств на кипрский газ, было спровоцировано неудавшимися планами Exxon Mobil начать 28 сентября газопоисковые работы на месторождениях, объявленных властями Кипра своей исключительной экономической зоной. А подписанием 19 сентября греческого Кипра с Египтом межправительственного соглашения по строительству магистрального газопровода по дну Средиземного моря только подлило масла в этот конфликт.
К слову, заключенное между Никосией и Каиром соглашение создает законодательную базу для энергетических компаний, чтобы актуализировать коммерческие переговоры о транспортировке природного газа с месторождения «Афродита», расположенного на шельфе Кипра в 170 км южнее города Лимассола в Египет. Что касается меморандума о взаимопонимании с целью развития сотрудничества в области разработки и эксплуатации указанного месторождения, то стороны подписали еще в 2015 году. Кроме того, компании Total, Shell, Eni, Qatargas, Noble Enerji, Kogas планируют начать бурение в регионе.
Вполне естественно, что власти Северного Кипра тоже претендуют на эти месторождения. Именно поэтому Турция усиливает свое присутствие в восточном Средиземноморье. В феврале Анкара уже, преградив путь, не разрешила проводить поиски на шельфе буровому судну итальянской компании Eni, которое действовало в нарушение прав ТРСК. Как уже было сказано, Левкоша (считайте, что Анкара) сама планирует начать добычу газа на шельфе с помощью бурового судна «Фатих».
Турция считает, что начало ею бурения в спорных зонах, захваченных греческими властями Южного Кипра, до того, как энергетический спор Средиземноморья выйдет наружу, станет самым правильным шагом в этом направлении и укрепит права и интересы ТРСК в регионе.
Войны не будет, напряжение не спадет
Как сказал по поводу развития ситуации корреспонденту газеты «Каспiй» руководитель Центра нефтяных исследований Caspian Barrel Ильхам Шабан, несмотря на рост напряженности, опасность военного конфликта из-за месторождений в регионе пока не слишком реальна, тем более что доказанные запасы тоже могут оказаться не так уж велики:
- Полагаю, овчинка выделки не стоит, просто Евросоюз и США нашли повод показать свое отношение к туркам. Преждевременно говорить о том, что запасы газа на шельфах Кипра будут соответствовать запросам покупателей, того же Египта. Ожидаемые запасы существенно были уменьшены после того, как там были проведены работы.
Буквально пять лет тому назад образовался «тройственный союз» Израиля, Греции и Кипра, руководство которого ездило по всему миру, по всем энергетическим и деловым конференциям и рассказывало, что у них огромные запасы газа, призывая вкладывать деньги в их проекты. Их поддерживало и лобби компаний, которые занимались исследованиями шельфа. Они заявляли, что по предварительным данным там огромные запасы, которых хватит всей Европе, и никакой импорт ей больше не будет нужен.
По сути, это был маркетинговый ход - заявить об огромных запасах и затащить инвесторов, которые потом узнали, что в реальности все гораздо скромнее. Продавшая права компания в ответ на это разводила руками и ссылалась на то, что приводила предварительные данные, и никто не застрахован от того, что на деле запасов окажется намного меньше. Газ там действительно есть, но его запасы не доказаны. Предприниматели и ученые делают разные прогнозы, и есть даже подозрение, что в обиход брошены фальшивые геологические карты и итоги геологоразведок, проводимых в предыдущие годы.
Что касается самого месторождения «Афродита», то газ здесь на скважине А-1 на блоке 12 обнаружила осенью 2011 года американская нефтяная компания Noble Energy. Извлекаемые запасы здесь составляют 170 млрд кубометров. Бурение на кипрском шельфе, начатое в 2011 году, велось, несмотря на протесты Турции, которая является гарантом ТРСК. К настоящему времени греко-кипрские власти дали лицензии на разработку в своей исключительной экономической зоне нескольким иностранным компаниям.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать