• четверг, 25 Апреля, 20:15
  • Baku Баку 21°C

Боевая поза

11 сентября 2018 | 09:14
Боевая поза

СИТУАЦИЯ
Конец минувшей недели ознаменовался тем, что Москва и Вашингтон встали в боевую позу в Сирии.
Основные российские телеканалы показали репортаж об успешных учениях морского спецназа, захватившего территорию условного противника (обычно подобные события не афишируются), а американцы сколотили коалицию для ударов по позициям армии Башара Асада. К авиационному единству НАТО примкнет даже Германия (обычно американцев поддерживают Великобритания, Канада, в последнее время - Польша) в случае «если сирийское правительство применит химическое оружие в провинции Идлиб». Хотя, если положить руку на сердце, зарин, зоман, иприт и прочие боевые вещества изготовляются во многих лабораториях, а их формулы и способы соединений имеются в избытке в виртуальном пространстве. Да и политика стала сугубо технологичной, где гуманитарная составляющая не стоит ломаного гроша.
Помните вьетнамскую войну, когда американцы напалмом и фосфорными бомбами сжигали огромные территории? ООН и прочие международные организации уличили их в этом и «пристыдили» в античеловечных методах, после чего они официально зареклись. Теперь российский МИД утверждает, что «джин вылетел из бутылки». Вашингтон, хоть клятвенно и заверяет, что их воинские подразделения давно не оснащены подобными игрушками, у Москвы есть свой аргумент - авторитетный разработчик технологий уничтожения химоружия в РФ, бывший инспектор ООН по вопросам химоружия в Ираке Антон Уткин. Он заявил, что с учетом технических возможностей американцы могли применить в Сирии запрещенное оружие, так что экспертам не составит труда определить следы от фосфорных боеприпасов.
С русскими и американцами все ясно - одни хотят вернуть утраченные позиции, вторые недоумевают, как могла «Верхняя Вольта с ядерными боеголовками» за каких-то полтора десятка лет «подняться с колен». Интересно другое - на фоне противостояния крупнейших держав их относительно малые сателлиты пытаются урвать свой кусочек преференций.
Так, впервые за тридцать лет иранцы начали бомбить (в Ираке, неподалеку от Эрбиля) курдов в ответ на то, что население иракской провинции Басра начало погромы иранских объектов, в частности, консульства. Вроде все обыденно - жители протестуют против перебоев в подачи электроэнергии, нехватки питьевой воды и антисанитарии, приводящей к массовым отравлениям. Однако рутинные волнения переросли в межконфессиональные столкновения, начали то тут, то там вспыхивать пожары в помещениях проиранских политических партий, в здании иракского Гостелерадио, а также в частях шиитской милиции. Иранский МИД уже вручил ноту протеста послу Ирака в Тегеране, потребовав «немедленно наказать виновных в жестоком нападении на иранское консульство» и обвинив власти Ирана в халатном отношении к охране генконсульства их страны.
Скажете, какая, мол, связь между Сирией, Ираком, Ираном и курдами?.. А вот самая прямая, особенно после переговоров между Роухани, Эрдоганом и Путиным в Тегеране. Тем более что Корпус стражей исламской революции (КСИР) ударил ракетами по штабу так называемой «Демократической партии Иранского Курдистана», что означает полную поддержку турецкого плана по основательному обескровливанию сепаратистов. Во время удара в городе Кей-Санджак погибли примерно 10 человек, 30 получили ранения, среди них и генсек курдской партии Мустафа Мовлюди. Кстати, Анкара тоже изо дня в день усиливает свое присутствие на границе с Сирией, и ее целью также являются тревожные курдские анклавы, вроде поддерживаемые американцами.
Вы когда-нибудь в «крестики-нолики» играли? Наверное, в детстве случалось, и не раз, а вот взрослые дяди из разведок и правительств увлекаются этим до сих пор. Разница лишь в том, что в их распоряжении не бумажный листок, а земной шар, и почему-то наиболее уязвимыми являются места проживания мусульман. Американцы по ходу дела ударили «оранжевыми революциями» по северу Африки (за вычетом Египта, это сфера интересов Франции и Италии), желая приструнить исламский мир, недовольный устойчивым термином «исламский терроризм», а заодно объединить христиан в борьбе с этим «злом». Били они по всем, даже по своим - в итоге пострадал даже вполне устойчивый экс-президент Египта Хосни Мубарак.
«Хозяин» Ливии Муаммар Каддафи был зверски убит в 2011 году, экс-президент Йемена Али Абдалла Салех был убит хуситами в прошлом году, Бен Али, экс-президент Туниса, вынужденно уехал в Саудовскую Аравию, где получил политическое убежище. Так что Башару Асаду в этом плане несказанно повезло (благодаря военно-космическим силам РФ и иранскому КСИР), а ведь в начале-середине 2015 года в его власти было лишь три квартала в Дамаске с перспективой физического уничтожения, одно время его семья даже вынуждена была выехать из страны.
Но если Асад оказался более стойким в сравнении с другими «отцами народов», его страна оказалось менее устойчивой - там гражданская война началась сразу после массовых выступлений арабов, а затем и курдов. Неустойчивость объясняется просто - алевиты, родичи Асада, представляют в Сирии явное меньшинство, зато при распределении национального пирога им выпадали наиболее сладкие куски.
Кстати, США не просто приложили к этому раздраю руку, но делали это максимально демонстративно - так, спустя всего пару месяцев после того, как полыхнуло, экс-президент заокеанской державы Барак Обама открыто призывал Башара Асада уйти с поста президента, подчинившись воле народа. Кстати, Белый дом по-прежнему придерживается этого принципа, о чем свидетельствует ход переговоров в Женеве по поводу будущего конституционного устройства этой ближневосточной страны. Так что у местного диктатора и у всех, кто его поддерживает, есть очень много оснований ненавидеть дядю Сэма.
Зато другие сирийцы, а именно курды, никакой ненависти к США не испытывают. Может, есть там отдельные микропартии или политические деятели, не одобряющие американский вектор племенной внешней политики, но это, скорее, исключение из правил. Остальные, конечно, не боготворят Вашингтон, но ценят его вклад, а он, надо признать, реально велик. До того, как Штаты начали поддерживать курдов, у последних не было никаких шансов добиться создания собственного, пускай и непризнанного, государства.
Как сказал по поводу сложившейся ситуации корреспонденту газеты «Каспiй» глава Центра политологических исследований «Атлас» Эльхан Шахиноглу, для Ирана и Турции нет разницы, какой «масти» курды, поскольку они представляют гипотетическую угрозу их государственности:
- В Ираке, например, так называемое «Исламское государство» (ИГ) к курдам не имело претензий, потому клан Барзани сумел отжать у правительства ряд нефтеносных территорий, создать автономию с полугосударственным статусом, а самого Масуда с распростертыми объятиями принимал и Барак Обама, и Реджеп Тайип Эрдоган, и Ангела Меркель. А вот в Сирии ИГ к 2015 году забрало у курдов почти все, что они успели отхватить у Асада или у других оппозиционных группировок после начала гражданского конфликта. В Сирии курды быстро выдохлись бы, впрочем, как и правительство, но затем американцы передали им многомиллиардное оружие, помогли инструкторами, создали под них «Партию демократических сил», придав ей Отряды народной самообороны (ОНС), в итоге они контролируют такие крупные города, как Ракка, ас-Саура - в общей сложности, более трети территории этой страны. В общем, Вашингтон сделал мечту сирийских курдов реальностью.
Казалось бы, что теперь может помешать сторонам развивать свои отношения и создавать совместные проекты на территории почти всей северной Сирии? Оказывается, таких причин достаточно, но главная из них - команда Эрдогана, которая считает ОНС и всех, кто с ними связан, террористами. Лидер братской страны пошел войной на них и успешно ее завершил в Манбидже, хотя американцы раньше не сдавали анклав, то есть Анкара и ее интересы все же важнее для Вашингтона.
Именно тогда произошел раскол среди курдов, и они начали искать союзников против тюркского фактора и ошибочно подумали, что Иран как раз таковым и является. Но, как видите, Тегеран тоже ударил по их интересам, правда, в Ираке, дав понять, что торг здесь неуместен.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать