• четверг, 28 Марта, 21:40
  • Baku Баку 13°C

Война без границ

29 июня 2016 | 17:02
Война без границ

ПОДРОБНОСТИ
Похоже, террористы решили использовать в Турции брюссельский вариант – в метро столицы Бельгии и Евросоюза также, как и в стамбульском аэропорту Ататюрк, вначале автоматчики расстреливали ни о чем не подозревавших пассажиров и сопровождающих их лиц, а после тотальной паники сработали три взрывных устройства, которые привели в действие террористы-смертники. Следователи по уголовным делам знают, о чем речь – налицо характерный почерк, причем не исполнителей, а заказчиков. Согласно тексту, озвученному официальной Анкарой, за организацией жестокой бойни (погиб, по последним данным, 41 человек, ранено более 200 людей) стоит так называемое «Исламское государство» (ИГ).
В связи с терактом в Стамбуле власти страны объявили общенациональный траур, а первым, кто сразу же откликнулся на страдание и боль братского народа, было, как и следовало ожидать, политическое руководство и, прежде всего, Президент Азербайджана Ильхам Алиев. По горячим следам решительно осудило террористический акт в стамбульском аэропорту и Министерство иностранных дел Азербайджана. Внешнеполитическое ведомство также выразило глубокие соболезнования родным и близким жертв, погибших потерявших в результате терактов, а также всему турецкому народу, пожелав скорейшего выздоровления пострадавшим в трагедии. «Азербайджан, как государство, страдающее от терроризма, решительно осуждает все формы и проявления терроризма и вновь выражает солидарность с братской Турцией в борьбе с террором», - говорится в заявлении МИД.
Может, и совпадение
То ли воля случая, то ли «главный конструктор» захотел совпадения, однако факт остается фактом - массовый теракт произошел как раз в день второй годовщины провозглашения «Исламским государством» в 2014 году «всемирного халифата». Возможно, именно потому в качестве основной правительственой версии, по словам турецкого премьер-министра Бинали Йылдырыма, Анкара возлагает ответственность за истерическую бойню именно на эту джихадистскую группировку, воюющую в Сирии и Ираке, а также далеко за их пределами.
Во всяком случае, даже намека не было в словах премьера на традиционного козла отпущения – Курдскую рабочую партию, в течение последних двух лет берущую ответственность за взрывы на себя, да и сама она, вопреки худой традиции, сразу же открестилась от содеянного. Следственный комитет тоже отмел все домыслы, сообщив, что атаки совершили люди, прибывшие из-за границы. Напомним, что за неделю до этого власти Турции арестовали троих исламских экстремистов, связанных с ИГ, которые хотели устроить теракт на «розово-голубом марше» и тоже почему-то в Стамбуле. А если быть последовательными и придерживаться хронологии, то последнее нападение, приписываемое правоохранительными органами «халифату», было совершено в середине марта этого года: тогда один из боевиков выбрал мишенью торговый центр, и опять же в Стамбуле – после этого ИГ на три месяца пропал с поля зрения, уступив пьедестал плохиша КРП.
Впрочем, здесь есть место и конспирологическим версиям. Как отмечают наблюдатели, за два часа до нападения на аэропорт некий человек, регулярно выступающий под ником Фуат Авни написал в Твиттер на турецком языке, что в ближайшее время «для отвлечения внимания от разгромных договоренностей с Россией и Израилем будут совершены взрывы и принесены в жертву невинные люди». Публика привыкла к тому, что информированный владелец аккаунта Авни и его, с позволения сказать, клоны регулярно сливают во всемирную паутину довольно много антиправительственной информации, хотя вполне не исключено, что автор этих твитов может быть одним из организаторов атак или обычным провокатором, действующим против турецких спецслужб. Еще больший интерес вызывает тот факт, что эти самые спецслужбы, охотно отлавливающие журналистов, отражающих черно-белую точку зрения обывателя, упорно игнорируют автора десятков подтвержденных предупреждений.
Взоры на Запад
Впрочем, сразу после экстренного совещания с министрами президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган не только резко высказался по поводу террористов, рядящихся в тогу ислама, которые убили невинных людей именно в священный месяц Рамазан, но и заявил, что для этих негодяев нет никаких ценностей, в том числе религиозных. Но этого следовало ожидать, однако «пенка» в том, что глава братской страны призвал именно Запад объединиться с Турцией и другими государствами в борьбе с террором в надежде, что случившаяся в Стамбуле последняя трагедия станет поворотным моментом в борьбе всех стран с террором, что западные страны, парламенты и даже мировые СМИ увидят, что для террористов нет разницы между Стамбулом, Лондоном и Чикаго и что пора сообща дать террору жесткий ответ.
«Если мир не сможет либо не захочет выступить против террористов единым фронтом, может случиться худшее, что только можно вообразить», предупредил Эрдоган. Но почему его взоры обращены именно в ту сторону? Причин тут несколько. Во-первых, в последнее время из-за какой-то формальности забуксовали переговоры Анкары с Брюсселем по беженцам. Первоначально предполагалось, что Турция согласится в обмен на финансовую помощь не пускать через границу стремящихся в Европу беженцев из Сирии, Ирака и других неспокойных стран региона. Также Анкаре обещали отмену визового режима с ЕС в обмен на ряд дополнительных условий.
Камнем преткновения стало несогласие Эрдогана менять законодательство о терроризме, которое, по мнению Брюсселя, слишком широко толкует террористическую деятельность и допускает нарушения прав человека. А буквально две недели назад стало известно, что в отставку подал спецпредставитель ЕС в Турции Хансйорг Хабер, который наряду с бывшим премьером Ахметом Давутоглу был «архитектором» договоров по беженцам и вынужденным переселенцам.
Размышления по поводу
И опять череда случайностей, наводящих на размышления - теракт в Стамбуле приключился буквально на следующий день после того, как Турция сделала определенные шаги по налаживанию отношений с Россией и Израилем. Три дня назад стало известно, что Анкара принесла извинения за сбитый в ноябре прошлого года российский Су-24, а буквально накануне президент РФ Владимир Путин позвонил Эрдогану. Продлившийся в течение 45 минут разговор глав двух государств – недавних стратегических партнеров стал их первых контактом с прошлого ноября, когда турецкие ВВС сбили российский истребитель-бомбардировщик, пересекший турецко-сирийскую границу. Один из самых важных моментов переговоров Путина и Эрдогана: руководитель Кремля сразу же распорядился отменить туристические санкции в отношении Турции, а его коллега из Ак Сарая, в свою очередь, обязался гарантировать безопасность россиян. Так что на таком фоне переговоры можно охарактеризовать, как позитивные.
Примечательно, что такая ситуация с Израилем, налаживание отношений с которым также было на повестке деятельности политического руководства Турции – опять же три дня назад Анкара принципиально договорилась о налаживании отношений с Тель-Авивом, которые испортились после инцидента с «Флотилией свободы», которую израильтяне не пустили в Газу, расстреляв девятерых активистов помощи Палестине.
Многие эксперты на основе фактов полагают, что неприятности Анкары начинаются сразу после того, как она отходит от вектора внешнеполитического развития, определенного для нее Вашингтоном сразу после Второй мировой войны. До прихода к власти правящей Партии справедливости и развития у Турции «не болела голова» по этому поводу, но как только нынешнее правительство взяло курс на экономическое процветание с элементами самостоятельной международной политики, почему-то сразу же «свои» курды объединились с соплеменниками Ирака, Сирии и даже Ирана, у границ забегали исламисты, Евросоюз начал резкие телодвижения в смысле неприятия команды Эрдогана, ну, и Израиль с Россией вдруг ни с того ни с сего объявили ей войну. Словом, неуемные эти американцы, вечно их что-то раздражает. Теперь представим, что правительство Турции подало в отставку, а к власти пришла политическая оппозиция – неужели тогда все встанет на места? Верится с трудом, однако.
Гошгар АЛИЕВ
banner

Советуем почитать