• вторник, 23 Апреля, 21:16
  • Baku Баку 20°C

Положи папаху перед собой и подумай!

12 августа 2018 | 14:00
Положи папаху перед собой и подумай!

ПРОФЕССИЯ
Продолжая серию публикаций о вымирающих профессиях, сегодня расскажем об изготовителях головных уборов, или, как называют их в народе, шапочниках.
Головные уборы начали носить еще в глубокой древности, и появились они, как и многие другие предметы одежды, с чисто практической целью. В Древней Греции, чтобы спастись от солнца, в дорогу надевали фетровую шляпу с полями - петатос. Согласно легенде, ее изобрел хитроумный бог Гермес. И уже от этой шляпы произошли разные панамы, сомбреро, стетсоны (ковбойская шляпа).
На разных этапах развития общества в различных странах носили головные уборы, фасон которых зависел от богатства, статуса, принадлежности к какой-нибудь прослойке общества или профессии. Безусловно, климатические условия также влияли на фасон и материал, из которого они изготавливались.
В средневековой Европе художники и медики носили береты, нотариусы - бобровые шапки, ученые - шапочки с четырехугольной тульей, а банкротов заставляли надевать зеленые и желтые шляпы, чтобы все знали об их финансовом крахе.
Следует отметить, что головной убор всегда стремился стать обязательным элементом ежедневного и праздничного туалета. Но такой важный атрибут не мог долго оставаться в тени, и история справедливо позволила ему занять достойное место в жизни человека.
Популяризации головных уборов способствовали исторические личности, живопись, художественная литература и, конечно, кинематограф. Как не вспомнить Д`Артаньяна и трех мушкетеров в шляпах, «Неизвестную» Ивана Крамского в бархатной шапочке с перьями, Чарли Чаплина в котелке, потрясающего Клинта Иствуда в ковбойской шляпе?! А фотографии очаровательной Одри Хепберн в шикарной шляпе явили женщинам отдельный стиль. Жаклин Кеннеди, принцесса Диана возродили интерес к шляпкам-«таблеткам» в частности и к шляпам вообще. В советские времена Никита Хрущев ввел в моду соломенные шляпы…
В наши дни шляпы стали ассоциироваться с аристократами. Пожалуй, самая известная их любительница сегодня - королева Елизавета II. Ее головные уборы не только бренд монархии, но и своего рода национальное достояние. Шляпки, которые она перестала носить, попадают в музей ее головных уборов. Уинстон Черчилль также был обладателем большой коллекции шляп. Ну а самой дорогой стала знаменитая шляпа-котелок Чарли Чаплина. Неизвестный коллекционер на аукционе Fieldings заплатил за нее 62 тысячи долларов! Чуть раньше он же купил концертную шляпу Майкла Джексона всего лишь за… 6320 долларов.
Существует множество головных уборов, и они условно разделяются на две группы - бытовые и специальные. К бытовым относят все, что носят женщины, мужчины, дети и подростки. Специальные головные уборы у военных, спортсменов, религиозных деятелей, кроме того, они входят в комплект униформы.
К восточным головным уборам относятся папаха, тюрбан, чалма, хиджаб, никаб, тюбетейка, феска, куфия. Общеизвестно, как высоко ценится мужская папаха на Востоке. Для кавказцев это больше чем головной убор - символ чести и достоинства. В Азербайджане есть народная пословица, которая переводится так: «Положи папаху перед собой и подумай!» То есть к головному убору надо относиться с уважением.
А как обстоят дела у индивидуальных производителей шапок в нашем городе? Чтобы узнать об этом, я направилась в мастерскую, где работают специалисты по головным уборам Вагиф Багиров и его супруга Татьяна. Городские жители хорошо знакомы с Вагиф муаллимом. Он очень приветливый и уважительный человек, пришел в профессию, когда закрылось предприятие, на котором он работал инженером. Культурный, образованный, с прекрасным чувством юмора, с ним приятно общаться. Беседуя с Вагиф муаллимом, мы выявили много общих знакомых.
По негласным правилам этикета, начинаем беседу с обсуждения погоды и телепередач. Мастер выглядит немного уставшим. И пока я листала блокнот, он, не дожидаясь моих вопросов, начинает рассказывать о том, что его профессия вымирает и, вероятно, наступит время, когда работы не будет совсем.
- Почему? - спрашиваю я. - Что-то и молодежь не идет в вашу профессию… Может, заработок невысокий?
- Дело не в этом. Просто для молодых здесь нет перспективы. Ну научишься шить шапки, станешь мастером высшего класса - и что? Наша работа требует терпения и усидчивости, чего молодым не хватает. Поэтому эта специальность им неинтересна. К тому же сейчас и покупателей мало. Национальные шапки заказывают или ашыги, или артисты. Кроме того, у нас сезонная работа - летом заказов практически нет.
- А раньше в Баку мужчины заказывали кепки-«аэродромы»…
- Увы, многих из них уже нет в живых, а современные мужчины покупают готовые шапки в магазине или на рынке.
- Значит, вашу продукцию забивает рынок?
- Он забивает не продукцию шапочников, а качественную продукцию. Мы в работе не используем поролон, синтепон, клей, применяем только натуральное сырье: хороший мех или ткани, для отделки - хлопок, лен, ватин, шелк. Поэтому от наших шапок не чешется голова, не выпадают волосы. Некоторые уже разобрались в этом и стали обращаться к нам. Но вообще массовый завоз шапок снизил потребность в индивидуальной продукции. Помните, сколько было мастерских по улице Басина (ныне - ул.Физули)?
Я утвердительно киваю головой, так как хорошо помню все эти маленькие ателье индпошива головных уборов, которые располагались ближе к вокзалу и «Бешмертебе».
- Поэтому бизнес процветал, а сейчас он идет на убыль. Сейчас кепки и папахи заказывают в качестве сувенира, случается - иностранцы могут купить. Но они в основном делают покупки в центре города, в его исторической части. И вторая причина, по которой молодежь не идет в нашу профессию, - невысокий доход. К примеру, вещь, которую я произвожу, не окупается. С учетом всех расходов я хочу продать ее подороже, а покупатель хочет купить подешевле. Поэтому покрыть расходы трудно.
- А может, вы плохо рекламируете свой товар?
- Мы даем объявления и в газете, и в интернете, но, к сожалению, никто не обращается. Всем выгоднее и проще купить готовую шапку, поэтому вынужден признать, что профессия наша вымирает.
- А постоянные покупатели остались?
- Немного. Например, режиссер одного из театров периодически покупает у нас «аэродром» в качестве сувенира в дополнение к «теспе» (четки). Кроме того, известные исполнители народных песен - не хочу называть их имен - все еще обращаются к нам. То есть в основном это предствители искусства.
- А женщины? - обращаюсь я к супруге мастера, Татьяне. - С какой просьбой приходят они?
- Женщины в основном заказывают береты, меховые шапки. Я шью разные шапки: и «С легким паром», и «Незнакомку», - говорит она, имея в виду шапку героини Барбары Брыльской в известном фильме и шапку-боярку с картины русского художника И.Крамского. - А еще приносят шубы на реставрацию.
- А где вы берете сырье для работы и с каким мехом работаете?
- Сейчас с сырьем проблем нет. Все можно приобрести на рынке: и материал, и шкурки, и фурнитуру. Супруга выписывает журналы мод, пользуется интернетом, у нее много выкроек, поэтому желающие могут заказать любую шапку. Ей - женскую, мне - мужскую. Впрочем, мы помогаем друг другу. А работаем с любым мехом: каракуль, норка, белка, соболь. Меховая шапка украшает и женщину, и мужчину.
- Соболь - дорогой мех! А вдруг испортите?
- Ну что вы, мы - профессионалы! Я более 20 лет работаю. Такого не может быть. Наши клиенты всегда довольны нашей работой, еще никого не подводили. Но вообще при нашем климате о каком мехе можно говорить…
- Сколько стоит вот эта шапка? - указываю я на серенькую кепку, лежащую на полке.
- Десять манатов! Разве это дорого? Как видите, нет. Эта кепка намного качественнее, чем те, что на рынке. Мои кепки можно носить 10-15 лет. Каждая - в единственном экземпляре, можно сказать, эксклюзив! Я всю работу выполняю сам, аккуратно, не допускаю никаких изъянов, потому что несу ответственность перед покупателем. А на фабрике - конвейер, шапка проходит через несколько рук. Я часто делаю уступку, особенно пенсионерам, но иногда вижу: старый человек, малообеспеченный - так ему и подарить могу. В любом случае, рекомендую покупать наши головные уборы: у нас все натуральное и качественное!
- А какой самый крупный или необычный заказ вы выполняли?
- Это было не так давно. Мы сшили около ста шапок всем танцовщикам и музыкантам, которые выступали в концертной программе на конкурсе «Евровидение». Конечно, это неплохой заработок для нас, но в данном случае не это главное. Мы гордились тем, что смогли внести свою лепту в крупное международное мероприятие, которое проводила наша страна, его наблюдали люди в разных уголках мира. И конкурс мы смотрели с особым чувством, потому что с радостью выполнили свою работу. В каждой шапке мы оставили тепло своих рук. Кроме того, в свое время мы шили головные уборы для Государственного ансамбля танца, сейчас к нам обращаются детские танцевальные ансамбли, представители искусства.
- Татьяна, а вы где научились этому ремеслу?
- Где же еще?! - улыбается мастер. - Шить головные уборы меня научил муж. Честно говоря, сначала было неинтересно, но постепенно втянулась. Теперь с удовольствием работаю сама и создаю различные женские шапки. У меня, как и у Вагифа, свои выкройки. Все, кто ценит ручную работу, кто хочет иметь шапочки, шляпки, береты, которые существуют в единственном экземпляре и второй такой модели ни у кого не будет, могут смело обращаться ко мне. Я расскажу заказчице и о фасонах, и о том, как носить и хранить женские головные уборы, могу посоветовать, что больше подойдет к ее типу лица.
Вагиф муаллим, который шутил по ходу нашей беседы, с улыбкой добавляет, что спас жену от инфекции, убедив ее носить наперсток...
Попрощавшись, я вышла на улицу. По дороге по-особому вглядывалась в проходящих мимо женщин и мужчин. И замечала, что все без головных уборов. Правда, какой уж там головной убор, когда температура воздуха под 30 градусов! Но очевидно, что у нас даже летом, в жару, кепки носят преимущественно люди преклонного возраста. Справедливости ради следует отметить, что среди девушек и женщин наблюдается тенденция к ношению летних соломенных шляпок, которыми ныне наводнен рынок. Но осенью и зимой все покупают шапки на рынке и к мастерам обращаются крайне редко. А зря! У всех однотипные, похожие одна на другую шапки из магазина...
Сложилось так, что профессиональных училищ, где можно научиться пошиву головных уборов, нет. Но даже если и были бы! Где работать выпускникам этих училищ при сложившейся ситуации с индивидуальным пошивом шапок? Думается, здесь все-таки должен быть другой, свежий и креативный подход именно тех молодых людей, которые этой профессией, увы, даже не интересуются.
Я не утверждаю, что у нас тут же появятся свои Стивен Джонс и Филипп Трейси. Но оживить именно эту нишу вполне возможно. Ведь существуют такие профессионалы своего дела, как Вагиф Багиров. Есть у кого учиться! Талантливые творческие молодые люди могут проявить фантазию и заинтересовать своими изделиями современных мужчин и женщин. Вполне возможно, что и у нас широко распространится мода на красивые шляпы, шапки, кепи и береты. Ведь есть женщины и мужчины, которые их любят.
Известно, что интерес людей к головным уборам то угасал, то возрождался вновь. Но в современной жизни обходиться без головного убора человек уже не может, потому что он защищает нас от неблагоприятного влияния погодных условий и к тому же является модным аксессуаром. Правильно подобранный головной убор способен не только украсить, но и изменить настроение. Стало быть, в его важности и ценности можно не сомневаться. Кстати, английская поговорка гласит: «Мой дом там, где моя шляпа»...
С пожеланием всем читателям газеты «Каспiй» иметь красивый эксклюзивный головной убор.
Аделя ИМАНОВА
banner

Советуем почитать