• четверг, 28 Марта, 23:39
  • Baku Баку 13°C

Экзотическое поручение

28 февраля 2014 | 11:55
Экзотическое поручение


На днях в Киноцентре «Низами» состоялась премьера фильма Октая Мир-Гасыма «Умри отмщенным» («Qisas almadan ölmə»), которому зрители внимали в благоговейной тишине, а по окончании просмотра от души аплодировали, явно сразу же поняв, что впечатления о показанных на экране событиях унесут с собой. Унесут, поняв, что фильм приглашает разгадывать и интерпретировать его потаенный смысл, чтобы за показанными событиями увидеть историю, оставившую глубокий след на века и много такого, о чем нельзя забывать. И, более того, важно рассказывать потомкам. Что предстояло и мне…

Признаюсь, это была одна из самых трудных встреч с автором только что презентованного произведения, назначаемых ради того, что обычно называют «интервью». Трудная, прежде всего, потому, что ее нельзя было начинать с традиционного вопроса: «О чем ваш фильм?», на который уважающие себя авторы отвечают укоризненным взглядом, красноречиво напоминающим, что «смотрящий да увидит». И как бы говорит: «Я-де сделал то, что считал нужным, что, в конце концов, смог, а вы понимайте и воспринимайте это в силу своего разумения…»
Да уж… Кто не знает, что дурным тоном выглядят попытки авторов комментировать свои детища - заслужившие признание, они априори отличаются талантливым «прочтением жизни» и человеческой психологии, умением добротно и занимательно рассказать о самом сложном и многими другими достоинствами, способными увлечь читателя или зрителя.
И все же, не отказываясь от обстоятельной беседы с Октаем муаллимом, на которую отправлялась с оптимизмом, кажется, все-таки убедила его прокомментировать мои впечатления о том, что он вынашивал и воплощал не один год. И что не мешало бы помочь мне (конечно же, не по методу примитивного диалога «вопрос-ответ») абстрагироваться от буквальностей интерпретируемого видеоряда, чтобы вслед за автором самой, от себя обозначить те достоинства его произведения, которые, безусловно, позволяют назвать фильм событием.
Да, фильм воспринят как событие в культурной жизни. И главным здесь представляется то послевкусие, которое еще очень долго сопровождает после сеанса. Сопровождает, не просто приглашая в прошлое, в те времена, о которых представителям молодых поколений никак нельзя забывать, - такие попытки редко дают желаемый эффект. Оно буквально влечет, возвращает к экранному видеоряду, чтобы постепенно, не сразу распознавать, о чем эта лента.
По-моему, главное для автора сценария и режиссера-постановщика нового фильма Октая Мир-Гасыма - не просто рассказать об исторических событиях, которые развели по далеко отстоящим друг от друга уголкам планеты представителей разных национальностей и, по сути, земляков. Это с большой ответственностью проявившееся мастерство непростого выбора, мировоззренческая потребность и творческое кредо. То, от чего не слишком сложный сюжет обретает силу, позволяющую героям да и зрителям пройти по сложным своей судьбоносной наполненностью кадрам с щемящим для каждого чувством утраты главных, с детства обретаемых нравственных установок. Фильм о страстном желании тех, кто с молоком матери в окружении божественной природы обретал и по сей день хранит чувства человеколюбия, справедливости, чести и достоинства, завещав потомкам поистине бесценные ощущения. Те, что выдержали испытания катаклизмов времени, пронесены сквозь совсем не легкую жизнь и стали их собственными идеалами.
Широко известно, что в центре Азербайджана, возле древней Гянджи, в какое-то время располагалось немецкое поселение Еленендорф, историю которого с интересом изучают специалисты. Но было бы ошибкой предположить, что поводом для фильма Октая Мир-Гасыма послужили события депортации представителей этого народа в 1941 году в связи с началом войны с фашистами.
Где-то складывались в цепочку впечатления детства, когда отец, выдающийся ученый, первый президент национальной Академии наук Азербайджана Мир Асадулла Миркасимов, в дореволюционные годы получивший образование в Германии, считал неотъемлемой частью образования изучение иностранных языков и приглашал в дом для каждого из пяти сыновей специального учителя, представителя немецкой культуры… Где-то проглядывает неподдельный интерес к судьбам пострадавших от тоталитарной системы добропорядочных граждан и целых народов. А теперь вот и прагматизм, пришедший на смену романтическим настроениям и отметающий лучшие из духовных устремлений у сегодняшних молодых граждан, лишая их нравственной опоры.
Вот такой опорой и воспринимаются базовые ценности, которые еще хранят и оберегают в основном представители старших поколений, хранители уклада, который свят для многих наших современников в святая святых Азербайджана - его глубинке, где традиции предков во многом определяют нравственный климат.
Я не боюсь упреков в том, что такой вроде бы философский анализ фильма может отпугнуть потенциальных зрителей, которым предстоит с ним знакомиться. Во-первых, потому, что автор традиционно умеет находить тональность, в которой можно талантливо вступать в диалог со зрителями и как о философских истинах говорить на понятном им языке.
Знаю и то, что молва и на сей раз донесла подробности о том, что в центре фильма - обаятельный немецкий артист Ульрих Рехенбах, играющий роль Рихарда Брауна. Юноши, которому дед, живущий в Германии уроженец Еленендорфа, обещает подарить на свадьбу бензозаправочную станцию, если он, отложив на время занятия любимым бизнесом, безотлагательно отбудет в Азербайджан для исполнения комплекса странных и бессмысленных поручений, которые, кстати, и дали название фильму.
Интригующая зацепка - разве нет? Тем более что поистине экзотические поручения деда оказались Рихарду не по зубам. Юноша попадает в сказочный край богатой природы и духовно богатых, обладателей весьма своеобразной культуры людей, у которых так многому научился, чтобы уехать другим, переродившимся под влиянием этих переполнивших душу впечатлений человеком. Теперь ему просто не хватает цинизма, чтобы исполнить задание вздорного предка. Почему? Да потому что под влиянием обретенных друзей стал добрее, великодушнее и чище.
И не случайно, наверное, во время торжественной церемонии презентации фильма исполнителя роли Рихарда - актера Ульриха Рехенбаха - так тепло встретила публика, умеющая любить героев, с честью выдержавших испытания и наполняющих картину тем драматизмом, который позволяет назвать ее состоявшейся.
Гарантом интереса публики априори есть ее встреча с героями таких актеров, как Рамиз Азизбейли - в роли Салмана, олицетворяющего истинного носителя азербайджанской добропорядочности, верности дружбе, умения ценить традиции предков и быть авторитетом для молодых. Как обаятельная, умная актриса Аян Миркасимова, умеющая неброско, с достоинством показать нашу современницу внутренне богатым, готовым с большим чувством юмора преодолевать трудности человеком, какими радует наша повседневность.
Общее эмоциональное отношение к умному, талантливо сделанному фильму во многом определили такие участники творческой группы, как главный оператор Николай Ивасив, главный художник Важа Джалагания, композитор Эльмар Фель, немецкий актер Дитер Хайлефорден и многие другие.
А в целом… Думается, это фильм о пути. О пути к постижению лучших общечеловеческих истин. О любви к своей истории, которая не может пройти бесследно и как опора помогает выстоять даже в век прагматических устремлений.
Важно отметить, что здесь органично звучит самая актуальная для международного кинематографа тема коммуникаций, многообразных связей субъектов мирового сообщества. Звучит тем более искренне, что не стала элементом умозрительной задумки или главой сценарного плана, а выплеснулась как часть естественных, на генетическом уровне впитанных и неизменно волнующих ощущений.
Галина МИКЕЛАДЗЕ
banner

Советуем почитать