• пятница, 19 Апреля, 19:02

Ученые впервые расшифровали ДНК коал

03 июля 2018 | 15:38
Ученые впервые расшифровали ДНК коал
Генетики из Австралии впервые полностью расшифровали ДНК местных коал, анализ которой, как надеются специалисты, поможет найти ключи к их спасению от полного вымирания. Их выводы были опубликованы в журнале Nature Genetics.
«Этот геном станет отправной точкой для спасения коал. Мы не только раскрыли множество уникальных черт в их генах, связанных с их уникальной диетой, но и узнали, как работает их иммунитет, насколько высоко их генетическое разнообразие и как они появились на свет», — заявила Ребекка Джонсон (Rebecca Johnson) из университета Сиднея (Австралия).
Коалы (Phascolarctos cinereus) – своеобразные «сумчатые медведи», населяющие эвкалиптовые леса Австралии и прилегающих к ней островов. В далеком прошлом их численность была очень высокой, превышая 10 миллионов особей, однако в последние годы эти причудливые животные начали загадочным образом вымирать.
Причины этого пока остаются предметом ожесточенных споров среди ученых. Часть специалистов считает, что коалы вымирают из-за эпидемии хламидиоза и связанного с ней бесплодия, а другие связывают это с изменением климата, вырубками лесов и другими экологическими факторами.
Джонсон и ее коллеги по консорциуму Koala Genome давно пытаются получить ответ на все эти загадки, собирая образцы ДНК коал из всех регионов их проживания, расшифровывая и сравнивая их.
В общей сложности, геном коал содержит в себе свыше 3,4 миллиардов букв-нуклеотидов, и около 26 тысяч генов, кодирующих конкретные белки, в том числе несколько сотен участков ДНК, уникальные для этих сумчатых животных.
К примеру, ген CYP2C, отвечающий за переваривание токсичной пищи, был заметно длиннее в геноме коал, чем в ДНК людей, мышей и прочих животных, а их языки и нос содержат в себе рецепторы «шестого вкуса», различающие вкусы и запахи различных горьких веществ, присутствующих в листьях эвкалипта. Вдобавок, у коал есть гены, которые позволяют им гибко управлять составом молока и наполнять его бактерицидными белками.
Вдобавок, ученые выделили несколько сотен генов иммунной системы, чья чрезмерно высокая активность может быть связана с тем, почему хламидии быстро убивают коал. Анализ их работы, как надеются биологи, поможет создать вакцину, которая защитит эвкалиптовых медведей от инфекции и связанного с ней бесплодия, что остановит их массовую гибель.
Что интересно, сравнение геномов коал из разных уголков Австралии показывает, что в их вымирании человек замешан не так сильно, как принято считать – еще 40 тысяч лет назад их численность была в сотни раз выше, чем сегодня. Примерно в это же время климат континента стал заметно более теплым, что привело к резкому сокращению в численности не только коал, но и фактически всех сумчатых животных.
Как надеются ученые, собранные ими данные помогут спасти коал от дальнейшего вымирания и понять, как их можно защитить не только от хламидий, но и других болезней, таких как вирус KoRV, своеобразный «ВИЧ сумчатых», поражающих все большее число эвкалиптовых медведей на севере Австралии.
РИА Новости