• пятница, 29 Марта, 16:45
  • Baku Баку 14°C

Усния Бабаева: «Следует с честью нести фамилию предков…»

25 июня 2018 | 16:47
Усния Бабаева: «Следует с честью нести фамилию предков…»
Моя сегодняшняя собеседница – интересная разносторонняя личность – Усния Бабаева, которая, получив образование в БГУ (ориенталистика) и проработав долгие годы в зарубежных СМИ, стала высокопоставленным государственным служащим.
Усния выросла в творческой семье – ее папа - известный азербайджанский режиссер, стипендиат Президента Азербайджана, Народный артист АР Васиф Бабаев. Мама - Афет Бабаева первый и единственный режиссер русской редакции Гостелерадио Азербайджана. Дядя – Ариф Бабаев, видный азербайджанский кинорежиссер, заслуженный деятель искусств, снявший такие полюбившиеся многими фильмы, как «Последняя ночь детства», «День прошел», «Яблоко, как яблоко», «Человек бросает якорь» и т.д.
Дедушка Азиз Алиев – основоположник и первый директор Национального музея ковра и прикладного искусства Азербайджана, руководил Художественным фондом страны, проводил выставки и устанавливал многие известные памятники, которые и сегодня украшающие нашу столицу. Прадед с маминой стороны Гидаят-бек Султанов был членом правительства АДР. Прабабушка – Мавиля ханум Шарапчиева-Абашидзе, аджарская княжна, выпускница заведения Святой Нины в Тифлисе, наряду с другими женами членов правительства АДР преподавала в школе для девочек-мусульманок, созданной на средства мецената Гаджи Зейналабдина Тагиева.

- Усния ханум, здравствуйте! Будучи из столь известного рода и имея таких именитых родственников, Вы чувствуете дополнительную ответственность на своих плечах?
- Добрый день! Конечно, ответственность очень большая. Ты не можешь расслабляться, бремя ответственности велико. Следует с честью нести фамилию предков. Идти вперед – значит трудиться и постоянно совершенствоваться. Ты можешь пользоваться благами и возможностями, которые ты получаешь из рук своих родителей до определенного момента, ну, а потом, ты должен идти по жизни сам, опираясь уже на собственные знания и навыки. Но и в этом случае оценка тех, кто тебе дорог крайне важна. К примеру, мой папа – мой самый большой критик. Он всегда требует от меня гораздо больше, нежели от других. Ожидания велики, есть некая планка, которая поднимается все выше и выше. Оценочный подход влияет на развитие и формирование личности, а любовь к культуре и искусству, если ты растешь в творческой семье, просто становятся нормой.
- Вы выросли в творческой семье – как Вы определились с выбором будущей профессии?
- Изначально хотела быть философом и поступать в МГУ на соответствующий факультет, но в самый последний момент папа сказал «нет», воспротивившись тому, чтобы я уезжала. В итоге я решила стать востоковедом (ориенталистом), чему были предпосылки, ведь мой дедушка Азиз Алиев был основателем и директором Музея ковра и прикладного искусства. Он был потрясающим знатоком Востока. Скажу больше, мои предпочтения и вкусы сформировались под большим его влиянием, поэтому я выбрала то, что было мне близко по духу – ориенталистику, поступила в БГУ, став арабистом по специальности. Я нисколько не жалею о своем выборе, т.к. университетское образование на нашем элитном факультете, который был своего рода азербайджанским МГИМО, отличалось знаком качества. Выпускники нашей школы востоковедения всегда котировались и занимали важные посты в самых разных отраслях.
Нам преподавали педагоги, каждого из которых я вспоминаю с огромной теплотой, уважением и благодарностью, потому что это были настоящие личности, которые обращались к своим студентам исключительно на «Вы», имели опыт работы за рубежом. Они наделили нас колоссальным объемом знаний, которые мне очень помогают в жизни.
- Но работать по специальности Вы не стали, а решили попробовать свои силы на телевидении. Почему?
- Я представитель поколения, которое сформировалось на изломе – распад одного государства и создание другого. Мы оказались выпускниками ВУЗа уже новой страны. К сожалению, в тот момент мы, как специалисты, оказались невостребованными, т.к. у Азербайджана еще не было своих посольств и торговых представительств. Это были годы становления государственности и формирования государственных институтов. Поэтому мне пришлось переориентироваться и превратиться в многостаночника. Выбор пал на телевидение, чему я очень рада, т.к. это были лучшие годы моей жизни. Это был драйв и фантастический энергетический заряд. В то не простое время наша страна столкнулась с многочисленными вызовами, главным из которых стал армяно-азербайджанский конфликт и война в Карабахе.
- Первым местом Вашей работы стала телекомпания «МИР»?
- Да, именно так. Потом жила и работала на ТВ в Москве. Вернулась в Баку я уже в качестве собкора РТР, работая в информационной программе «Вести». Помимо этого, достаточно долго писала статьи для российских «Независимой газеты» и издания «Газета», а также была собственным корреспондентом радио Deutsche Welle («Немецкая волна»). Параллельно работала в разных изданиях, так как деятельность журналиста очень многогранна и у нее нет четких рамочных ограничений. Самое главное если ты работаешь в новостях – уметь оперативно и объективно освещать те или иные события. Мой профиль – это новости: политика, экономика и социум. Однако на первом месте, конечно, стояла политика. Все вокруг кипело: карабахский конфликт, президентские и парламентские выборы, гражданское противостояние, подписание «Контракта века», принятие первой Конституции и многое другое. Работая в информационной службе, мы освещали все знаковые события, происходящие в Азербайджане.
- Вы также успели поработать не только собкором, но и продюсером НТВ. Расскажите про этот период Вашей деятельности…
- Да, в конце 1999-го года меня пригласили работать на НТВ. Деятельность на этом телеканале стала для меня колоссальным опытом, но свою основную закалку я получила на РТР, работая в бригаде у Светланы Сорокиной, а также иногда делая сюжеты для Владислава Флярковского и для программы «Зеркало» Николая Сванидзе. Помимо корреспондентской работы, занималась и продюсерской деятельностью. Мне приходилось организовывать весь съемочный процесс, от поиска и утверждения темы до монтажа и перегона материала в редакцию в Москве, самостоятельно. Работая на корпункте, была продюсером и вторым корреспондентом у съемочных групп различных программ. Я помогала своим коллегам, если можно так сказать, сориентироваться на местности: подбирала героев для сюжетов, выбирала съемочные объекты и места, договаривалась и организовывала интервью с представителями власти и оппозиции, помогала с переводом на русский язык, ну, и многое другое.
- Какой отрезок Вашей журналисткой деятельности Вы считаете наиболее удачным?
- Считаю, что период работы на РТР и НТВ был пиком моей журналисткой карьеры, т.к. за это время мне удалось подготовить немало интересных сюжетов и осветить важнейшие события. Скажу больше - требования, которые на тот момент предъявляли к корреспондентам, не важно, работаешь ты в редакции в Москве или за пределами РФ, были стандартными. Я очень благодарна своим руководителям, с которыми работала, потому что мы-корреспонденты, прошли потрясающую школу, которая учит, прежде всего, мобилизовываться, работая в очень непростых, а порой, просто жестких условиях. К примеру, способность быстро реагировать на происходящее вокруг, учиться взаимодействовать с самими разными людьми, сохранять самообладание, быть оперативным и контактным, своевременно принимать решения, максимально быстро готовить материал и отправлять его в редакцию, управлять всем процессом от съемочного процесса до его выхода сюжета в эфир. Работая на этих телеканалах, я выросла, как тележурналист. Моя главная задача была – получить максимум информации от респондента, предоставляя минимум информации о себе. Это очень важный аспект деятельности тележурналиста. К сожалению, многие ребята, которые сегодня работают на отечественном телевидении, мало осведомлены о стандартах ТВ, как нужно делать новости и как, вообще подавать информацию. Новостной поток должен быть убедительным, ведь ТВ – это реальное аудиовизуальное искусство, где события очень часто связаны между собой.
- Несмотря на столь успешную карьеру в тележурналистике, впоследствии Вы приняли решение покинуть эту сферу. Почему?
- Дело в том, что на российском телевидении начались процессы, которые достаточно серьезно повлияли на эфирную политику тех или иных каналов и сегодня мы имеем то, что имеем. К тому же, в стране, где ты работаешь должны происходить события, которые могли бы попадать в новостной топ. Как я говорила выше, начало моей деятельности совпало с переломным периодом, когда у нас было молодое государство, политические процессы в стране кипели, происходили судьбоносные события. Спустя время все стабилизировалось в плане политики и экономики, карабахская проблема перешла в стадию замороженного конфликта, страна в целом окрепла и т.д., поэтому в мировых новостях нас становилось все меньше и меньше. Для Азербайджана это, конечно, хорошо, но если говорить о новостях, то мы стали менее интересными для иностранных каналов. В мире ежедневно происходит очень много всего, поэтому для попадания в новостную катушку событие должно быть важным, масштабным и актуальным, как для той страны, где оно происходит, так и как минимум для региона. Сегодня в политических новостных блоках нас практически нет, куда больше упоминаний Азербайджана в контексте развития туризма, проведения крупных культурных и спортивных проектов.
- По этой причине Вы решили сменить сферу деятельности?
- Да, мне поступило предложение перейти на госслужбу, которое я с удовольствием приняла и о чем не жалею. В конце 2005 году был издан Указ Президента страны о создании в Азербайджане Министерства по чрезвычайным ситуациям. Я пришла туда работать одна из первых. Изначально работала на позиции шефа протокола. Все приходилось делать с нуля, ведь это было совершенно новое министерство. Работа кипела, была динамика и активность и, конечно, это была большая командная игра, членом которой я стала. Нужно было наводить мосты, устанавливать связи, готовить соглашения, вести переписку, готовить выступления для руководства МЧС на международных форумах и мероприятиях, как в нашей стране, так и за рубежом. Здесь мне очень помогло журналистское прошлое, наличие контактов, знакомств и других навыков в плане решения организационных вопросов. Одним словом, работы было много, но было интересно (улыбается). Будучи многостаночником, мне не сложно начинать с чистого листа. В итоге я уже 12 лет работаю в МЧС, и вот уже который год занимаю должность заместителя начальника Главного управления по работе с региональными центрами, управления проектами и вопросам образования.
- Вы увлекаетесь современным искусством, ездите на биеннале в Венецию, ярмарки современного искусства. Как появился интерес к искусству?
- Как вы сами отметили, я родилась и выросла в творческой семье. Меня всегда окружали люди искусства. Это были художники, композиторы, режиссеры. Я выросла в этом микроклимате, и это сформировало мои вкусы и пристрастия. Родители хотели, чтобы я связала свою жизнь с искусством, но по своему внутреннему устройству я, можно сказать, пограничник – не могу назвать себя абсолютно творческим человеком, я человек, занимающий промежуточное положение между искусством и реальностью. Этим меня и привлекала тележурналистика. Это не кино, здесь присутствует элемент документалистики и творчества. А если говорить об искусстве, то это, несомненно, живопись и скульптура, которые мне интересны. Поэтому, если у меня появляется возможность, я стараюсь посещать Венецианское биеннале и всевозможные арт-проекты в Вене, Нью-Йорке, Париже, Москве, Дубае и т.д. Я не могу отказать себе в таком удовольствии. Это столько эмоций, ощущений, впечатлений. Такая подпитка крайне необходима.
- Вы сами пробовали рисовать?
- Да, но это больше мое увлечение.
- Ваши любимые занятия помимо живописи?
- Мне очень нравится фотографировать, ходить на джазовые сейшны и концерты классической музыки, смотреть качественное кино и читать. Обожаю театр. Была в знаменитых парижских Опера и Комеди Франсез, Нью-Йоркском Бродвее и Метрополитэн-опера. Помимо этого, мне интересны экспериментальные постановки. Но больше всего мне интересна русская театральная школа. Каждую свою поездку в Москву стараюсь в обязательном порядке посмотреть несколько спектаклей. Сложно говорить о предпочтениях, но, все-таки, мой любимый театр – это московский «Современник». А еще я заядлый путешественник (улыбается).
- За свою жизнь и карьеру Вам удалось побывать в разных странах, как по работе, так и в качестве туриста. Где Вам понравилось больше всего?
- Мне очень нравится Франция, особенно Париж, где я бываю, как минимум, два раза в год. Это страна близка мне по духу. Люблю все, что имеет корни и традиции. Честно говоря, люблю большие города, мегаполисы с сумасшедшей динамикой и нервом, активной культурной жизнью. В маленьких городах хорошо и уютно, но в них мне тесновато, т.к. я социально активный человек и урбанист по духу (улыбается). Поэтому в данный список могу добавить Нью-Йорк, Вену, Стамбул, который я безумно люблю, ну и, конечно же, Москву, где я жила и куда езжу достаточно часто. Активная культурная жизнь Москвы меня настолько увлекает, что мне хочется объять необъятное.
- Вы считаете себя счастливым человеком?
- Да. У меня замечательная семья и потрясающие друзья, которые живут не только в Азербайджане, но и далеко за его пределами. Это люди разных интересов и сфер деятельности, но все они очень наполненные и содержательные, люди с большим бэкграундом, реализовавшиеся в самых разных областях жизни. Мы часто встречаемся, пересекаемся на мероприятиях, ездим друг к другу в гости и вместе отдыхаем.
- Вы родились в крепости. Что для Вас значит Ичери шехер?
- Да, я - İçərişəhərli и очень этим горжусь. У Крепости свое особое место в моем сердце. Это целый мир, вкус детства, который ты ощущаешь всегда, без относительно того сколько тебе лет. Ичери шехер – это место, где прошла жизнь моих дедушки, бабушки, папы. А для моего дяди режиссера Арифа Бабаева, Город за крепостной стеной – это лейтмотив его творчества. Фильмы «День прошел» и «Последняя ночь детства» стали, своего рода, признанием в любви старому городу, своей малой Родине. Для каждого человека, наверное, очень важно место, где он родился. Оно для него родное, любимое, теплое. И у меня есть незримая, но такая пульсирующая связь со старым городом. Рецепторы автоматически включаются, стоит мне сюда попасть. Картинки детства оживают: вот я маленькая сижу на окне, свесив ноги на улицу, а под окном стоят строгие, но очень добрые крепостные ребята. А вот я бегу по лестницам Шахского дворца. Кстати, один из 2-х домов моего прадеда, в котором мы жили, был построен прямо у входа во дворец. Люблю я все это, люблю разговаривать с местными жителями, к которым отношусь с большим почтением. А взамен они всегда интересуются здоровьем моих родителей и поминают моих ушедших из жизни родственников, говоря, какими достойными людьми они были. Знаете, у моего любимого писателя Орхана Памука есть замечательная книга «Стамбул. Город воспоминаний». Для моего папы Баку и Ичери шехер – это его город воспоминаний. Разве я могу все это не любить?!
Vesti.Az
Рубрика «БЕСЕДЫ С БАХРАМОМ»
banner

Советуем почитать