• пятница, 29 Марта, 15:53
  • Baku Баку 14°C

Все тот же Иран

14 июня 2018 | 12:46
Все тот же Иран

РЕГИОН
Президент США Дональд Трамп заявил накануне, что Иран после выхода США из «ядерного соглашения» начал «выводить своих людей» из Сирии и Йемена, где продолжаются вооруженные конфликты.
«Я думаю, что Иран изменился. Я не думаю, что власти Тегерана теперь так же жадно смотрят в сторону Средиземного моря, Сирии, Йемена. Они начинают выводить людей из этих территорий, а это уже совсем другое дело», - заявил Трамп в интервью телеканалу Fox News.
«Я сделал это из-за ужасной ядерной проблемы, однако их действия являются вроде как побочным эффектом… Иран уже не та страна, которой была каких-то три-четыре месяца назад, когда они были гораздо смелее», - пояснил он. Однако, похоже, Трамп пытается выдать желаемое за действительность. Во всяком случае, признаков того, что теократия отказалась от своей ближневосточной политики, пока не видно.
Шаг от любви до ненависти
Буквально декаду назад верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи заявил, что его страна не может одновременно находиться под санкциями и под «ядерным надзором», и в этой связи распорядился, чтобы Организация по атомной энергии Ирана (ОАЭИ) срочно подготовилась к обогащению урана. Но мы, то помним времена, когда кто-то грозился «как сосисками» закидать ядерными бомбами заокеанскую державу, а во вторых, это не первый демарш Тегерана на воинственность Вашингтона, и наоборот, причем их взаимная ненависть кроется в не до конца «реализованной» любви.
Первый американо-персидский договор «О дружбе и торговле» был подписан 13 декабря 1856 года при известном реформаторе, премьер-министре при шахском дворе Каджаров Амир-Кабире - в ту пору была опасность «расширения национальных интересов» царской России, потому наученная горьким опытом Гюлистанского и Туркманчайского договоров монаршая династия решила опереться на англосаксов. Правда, она сглупила, поскольку новые друзья как раз и переформатировали в 1925 году тысячелетнюю систему политической власти под руководством тюркской военно-племенной демократии, поставив во главе страны персидскую династию Пехлеви.
Тем не менее их взаимная любовь развивалась по нарастающей. В 1888 году шах даровал Соединенным Штатам концессию сроком на 25 лет на устройство в Персии артезианских колодцев и разработку рудников, а в 1911 году случилось неординарное событие - объявилась ставшая весьма популярной в народе миссия Моргана Шустера, который был назначен главным казначеем страны. Этот человек очень помог Ирану, давая отпор чрезмерным требованиям русских и англичан. Прежде любой иранец, не желавший платить налоги, мог объявить себя подданным Российской империи, как это сделал сын Мозафереддин шаха принц Шах Ас-Салтане.
Однако Шустеру удалось силой принудить зарвавшегося отпрыска заплатить налоги. Американский финансист успел проработать в Иране только девять месяцев, как Россия выставила ультиматум иранскому парламенту с требованием о выдворении Шустера. Простой народ решил поддержать американца, организовав массовое шествие к зданию парламента, в котором даже приняли участие женщины в чадрах. Демонстранты требовали не соглашаться с давлением русских, а женщины даже угрожали депутатам оружием. Однако иранское правительство все же пошло на требование царя и депортировало Шустера из страны. Именно после этого началась идиллия - в 1915 году Вашингтон выдал Каджарам кредит на 10 млн тогдашних долларов, что означало стратегическое партнерство, которое продолжилось (мелкие недомолвки не в счет) до 1979 года. Особенно окрепла их дружба на фоне давления СССР в 1940-е годы, апофеозом чего стало военное соглашение «О взаимопомощи в целях обороны» (1950) и даже создание военно-политического блока СЕНТО (1955).
Такая вот краткая история любви, завершившаяся революцией, стопроцентным отторжением друг друга и ненавистью. Так что недавняя реакция великого аятоллы, которого вряд ли можно заподозрить в излишней эмоциональности и запальчивости, говорит о том, что Иран вовсе не собирается «сдаваться на милость победителя».
Треснула еще одна «дружба»
О том, что Тегеран и не думает о выводе своих людей из Сирии, говорит еще и факт провала попыток Москвы выступить в качестве посредника в конфликте между Ираном и Израилем в Сирии.
Газета Al-Quds Al-Arabi сообщила 7 июня о том, что Россия была вынуждена по требованию Ирана (переданное через сирийцев) отвести от израильской границы ранее введенные туда подразделения.
Ранее, в первых числах июня, Россия, пытаясь «контролировать ритм» происходящего в горячих точках Сирии, развернула посты в районе военного аэропорта а-Дабаа и города эль-Ксейр (который является главным бастионом «Хизбаллах» в Сирии), окружающих его в населенных пунктах - в поселке Джабаль Акрум, в городе Акрабиа, в деревне аль-Масирийя, на водонапорной станции на реке аль-Аси и в Вади Халед, а также перебросила военную полицию на КПП на границе с Ливаном.
Таким образом она пыталась предотвратить возможное столкновение с израильтянами, поскольку самым большим опасением России является потенциальное военное столкновение Израиля и ряда региональных стран с Ираном в Сирии, и пока она не преуспела в предотвращении подобного столкновения. Однако этим она чрезвычайно обозлила Иран и «Хизбаллах». Дело чуть не дошло до вооруженного столкновения «Хизбаллах» с русскими. После раздраженных протестов Ирана Россия была вынуждена отвести свои подразделения. Вместо русских на оставленные ими позиции на сирийско-ливанской границе переброшены солдаты 11-й дивизии армии Башара Асада.
Как сообщило издание со ссылкой на местные источники, в настоящее время русские предпринимают интенсивные дипломатические усилия, целью которых является предоставление особого статуса эль-Ксейр и попытки успокоить израильтян, которые неоднократно предупреждали, что не потерпят создания иранских военных баз у своей границы.
Никаких подвижек в «прокси» войне
Местные источники также опровергли информацию об эвакуации «Хизбаллах» из эль-Ксейр, заявив, что речь идет не более, чем о «передислокации» ее сил в приграничном регионе.
Правда, на днях появились сообщения о том, что российские части вновь развертываются в районе авиабазы а-Дабаа и города эль-Ксейр. Однако это вовсе не говорит о том, что Иран «выводит своих людей» из Сирии.
Что касается интересов в Йемене Ирана, который позиционирует себя как новую Персидскую империю, то они, конечно, имеются. Во-первых, есть интерес религиозный. Не секрет, что Тегеран проводит прагматичную политику собирания шиитских земель, оказывая поддержку всем, кого условно можно назвать шиитами - от сирийских алавитов до йеменских хуситов (зейдитов). Но основной интерес Ирана заключается в переформатировании существующей конфигурации региона, что можно наблюдать на примере Ирака и Сирии, где против ИГ воюет Корпус стражей исламской революции (КСИР).
Как рассказал корреспонденту газеты «Каспiй» руководитель Центра исследований «Атлас» Эльхан Шахиноглу, пока не обнаружено ни одного фактического доказательства военного присутствия Ирана в Йемене:
- Это все доводы, «притянутые за уши» на том основании, что хуситы относятся к шиитской конфессии ислама, лидерами которой позиционируют себя наши южные соседи. Нет так же доказательств тому, что инициатором хуситского движения является Тегеран. Безусловно, воинственная муллократия поддерживает повстанцев и с большим удовольствием наблюдает за потугами саудитов разыграть свою карту в Йемене. Однако влияние Тегерана на хуситов не столь велико, как его нам рисуют. Тесные контакты, разумеется, есть, поставки оружия и инструкторов также имеют место, но не более того. Если проследить первоисточник новостей о военном присутствии в Йемене Ирана, то мы выйдем на новостные агентства арабских монархий. Целью этих информационных вбросов является попытка оправдать интервенцию и привлечь на свою сторону новых союзников.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать