• пятница, 29 Марта, 11:14
  • Baku Баку 5°C

Нырок в Европу

07 июня 2018 | 10:42
Нырок в Европу

РЕГИОН
Когда-то первый канцлер Германии Отто фон Бисмарк на вопрос о подробностях его политических успехов буквально заявил: «Если бы мы рассказали людям, из чего делаются сосиски, они вряд ли стали бы их есть».
Это было полтора столетия назад, в период исключительно двустороннего дипломатического перешептывания, дворцовых подстав и интриг, внезапных браков-сделок и загадочных смертей. Сейчас мир круто изменился, человечество стало даже излишне информированным - сидя где-нибудь на Соломоновых островах, можно безошибочно предсказать исход переговоров, например, между Биньямином Нетаньяху и Эммануэлем Макроном, зная истоки многовекового «братства» между французами и евреями. Да и социальные сети не дремлют - нет-нет, какой-нибудь дипломат через подставной аккаунт выдаст «жирную пенку» о тайнах закулисья, ставших секретом полишинеля.
Если бы не США…
Обозревая парижский визит премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху в рамках его европейского турне, нелишне напомнить многовековую неприязнь французов к евреям, и если бы не НАТО, управляемое из Вашингтона, неизвестно, состоялась бы первая встреча Давида Бен-Гуриона и Шарля де Голля
14 июня 1960 года, спустя аж 12 лет после создания Государства Израиль. Тут немало исторических особенностей, однако решающую роль сыграла бывшая колониальная, ныне - «дружественная» политика Парижа на севере Африки, где расположены арабские государства, до сих пор поддерживающие позицию Палестины. Что касается Лиги арабских государств (всего 22 участника), там Израиль признают лишь две страны - Египет, благодаря Кэмп-Дэвидскому соглашению при посредничестве тогдашнего президента США Джимми Картера, и Иордания.
Что касается Ирана (не секрет, что визит Нетаньяху в Париж связан исключительно с этой страной. - Авт.), то двусторонние отношения французов с нашими южными соседями пережили даже «обоюдную любовь» после того, как была создана шиитская конфессия в исламе. А долгосрочное противостояние Сефевидов с ненавистными коренным европейцам османами - это вообще вишенка на торте привязанности Парижа (кстати, аятолла Хомейни оттуда возглавлял протестное движение против шахской династии Пехлеви, а затем, вернувшись, основал нынешний клерикальный режим) сначала к Ардебилю, Тебризу, а теперь и к Тегерану. Именно поэтому можно с уверенностью сказать, что израильский премьер зря ездил во Францию, а до этого - в до сих пор пугающую евреев Германию, лучше бы он сразу поехал к другу и брату Дональду Трампу, чтобы тот погрозил пальчиком из Вашингтона.
Однако это к слову, на самом деле нужно совершать визиты, увещевать своих визави, предлагать варианты решения проблемы, пугать их тем, что если у Тегерана появится ядерное оружие, тогда им вооружится (то есть купит на нефтедоллары) весь Ближний Восток, вследствие чего наступит апокалипсис. Не знаю, говорил ли это Нетаньяху во время разговора один на один с Макроном, но логика такого поворота событий неизбежна.
Дожать и опрокинуть
Кстати, перед поездкой в Евросоюз израильский премьер, анонсируя цель своей челночной дипломатии, открытым текстом заявил: «Я буду обсуждать две вещи - Иран и Иран». В ходе пресс-конференции, проведенной в Елисейском дворце по итогам встречи с Макроном, он отметил, что не призывает Францию и другие страны выйти из нынешней сделки, как это сделали США.
В переводе на нормальный язык это означает «не солоно хлебавши»…
Но он не исключил, что в будущем появится новое соглашение по иранскому атому. «Думаю, возможны два варианта. Опасный и непредсказуемый режим может сам свернуть свою ядерную активность под внешним давлением. Или, во втором случае, в будущем состоятся переговоры по новой, лучшей сделке. Оба варианта хороши, если в результате у Ирана не останется ядерного оружия», - сказал премьер Израиля.
Макрон был крайне сдержан, он призвал все страны воздержаться от действий, которые могут привести к росту напряженности вокруг Ирана. «Нынешнее соглашение не идеально, я согласен, но это лучше, чем то, что было раньше. Об этом, в том числе, говорят данные израильской разведки. Имеет место кризис в отношениях этих стран, а потому я призываю каждого попытаться стабилизировать ситуацию, чтобы эта растущая напряженность не привела нас к большому конфликту».
А вот вам показательный пример, чью сторону поддерживает официальный Париж. Буквально две недели назад премьер-министр Франции Эдуар Филипп отменил ранее запланированный визит в Израиль, сославшись на неотложные внутриполитические вопросы. Однако на следующий день Елисейский дворец четко обозначил «красную линию» - оказывается, решение французской стороны было напрямую связано с кровавыми событиями вокруг палестинского сектора Газа и переноса посольства США в Израиле из Тель-Авива в Иерусалим по неумной инициативе Трампа.
Напомним, эти «игры» привели к тому, что 14 мая израильские вооруженные силы убили 63 палестинцев, ранив огнестрельным оружием более тысячи людей, после чего на следующий день глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан заявил, что уровень насилия в секторе Газа нельзя оправдать стремлением Израиля к безопасности. «Мы напоминаем израильским властям об их долге защищать мирных жителей. Безопасность страны не может быть оправдана таким уровнем насилия», - сказал глава французской дипломатии, подчеркнув, что палестинцы имеют законное право на проведение мирных протестов.
Как считает экспертная группа газеты «Каспiй», можно с уверенностью сказать, что несколько иной прием ожидает Нетаньяху в Лондоне, но это уж точно не будут распростертые объятия главы администрации Белого дома. Примерно одного с Макроном мнения придерживается и британский премьер Тереза Мэй. Словом, несмотря на выход США из ядерного соглашения, европейские страны хотят сохранить его.
Поэтому, скорее всего, миссия Нетаньяху в Европе вряд ли увенчается успехом. И даже если будут какие-то сдвиги, то незначительные.
Однако у представителей Старого Света и Израиля все же есть точки соприкосновения относительно политики Тегерана - они касаются действий муллократии в Сирии. Так вот, Европа не будет возражать против превентивных мер Израиля, чтобы не допустить укрепления Ирана на сирийской территории. В европейских столицах считают, что военное присутствие Ирана в Сирии является угрозой для Израиля, поскольку он постарается использовать эту территорию в качестве плацдарма для атак против израильской стороны. В то же время это представляет проблему и для самого правительства Сирии.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать