• пятница, 29 Марта, 05:43
  • Baku Баку 7°C

Стратегический маршрут

07 июня 2018 | 09:12
Стратегический маршрут

МНЕНИЕ
Запуск 29 мая первой фазы проекта «Южный газовый коридор» (ЮГК), а также предстоящая буквально через пять дней официальная церемония открытия трубопровода TANAP - одни из главных тем повестки дня на энергетическом рынке Европы.
Эти два события являются значимыми шагами в направлении реализации стратегической задумки в запланированный срок, несмотря на нелепые пессимистические прогнозы.
Видные отечественные эксперты тоже «держат руку на пульсе», делясь своими соображениями по этому поводу с корреспондентами газеты «Каспiй».
Вахид Ахмедов, депутат Милли Меджлиса, экономист:
- Считаю позитивным фактор общественной активности по этому поводу. Гражданам интересно знать, как исторический проект преобразит геополитический ландшафт. В общем то, в Азербайджане публикуется немало материалов по поводу этого и других магистральных газопроводов. На мой взгляд, значение Южного газового коридора после того, как «голубое топливо» поступит в распоряжение конечного потребителя (европейцы получат его буквально через два года), можно сравнить со значением подписанного 20 сентября 1994 года «Контракта века», который принес Азербайджану не только огромные финансовые дивиденды, но и в целом стал в некотором смысле весомой гарантией независимости страны. Мы помним, сколько заинтересованных сторон сумел привлечь к реализации эпохальной задумки общенациональный лидер Гейдар Алиев, и сколько опасностей, в том числе, несколько попыток госпереворота, пришлось преодолеть национальному правительству на пути к вводу в эксплуатацию нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан.
Сейчас времена не те, кроме того, у официального Баку налажены межгосударственные отношения со всеми основными игроками на геополитическом поле. Потому судьба газопровода Баку-Тбилиси-Эрзурум (проект TANAP), второй этап которого будет сдан в эксплуатацию в 2020 году, на первый взгляд, выглядит более счастливой, но те, кто знаком с «кухней», хорошо знают, что и на его долю выпало немало экзаменов.
ЮГК в целом крайне важен для Азербайджана, потому что в стране, где реализуется подобный крупный проект, гарантируются стабильность и обеспеченность. А если не будет стабильности, то крупные транснациональные корпорации и мировые лидеры финансового рынка не будут инвестировать. По факту, сегодня Азербайджан является не только стабильным государством, но и достиг больших успехов в экономической и социальной сфере под руководством Президента Азербайджана Ильхама Алиева.
Как вы знаете, при реализации этого проекта перед правительством нашей страны возникли крайне серьезные препятствия. Вне всякого сомнения, Россия и Иран всегда хотели транспортировать каспийский газ любого происхождения исключительно по своей территории. Но тут есть два момента: во-первых, Еврокомиссия в качестве конечного бенефициара хочет реальной альтернативы поступлений, во-вторых, и это самое главное - наличие огромной воли высшего политического руководства Азербайджана, настоявшего на том, что газ с месторождения «Шахдениз» будет поступать в Европу исключительно по территории Турции. Для этого пришлось немало поработать, и в конечном итоге этот проект был одобрен ведущими державами, контракт был подписан. Благодаря их положительному мнению началась работа над реализацией этого проекта.
Первый этап проекта, как вы знаете, начался в марте 2015 года и завершится в 2018 году. Протяженность всех трубопроводов составит около 3500 километров, планируемая мощность газопровода составит 16 млрд кубометров природного газа в год в начальной стадии. Это рассчитано на поставку азербайджанского газа. Но я полагаю, что, как это было заявлено, в дальнейшем пропускная способность газопровода увеличится до 23 млрд кубометров до 2023 года, затем 31 млрд кубометров до 2026 года, а на завершающем этапе прокачка составит 60 млрд кубометров, чтобы иметь возможность транспортировать дополнительные поставки газа из Азербайджана, а также в случае введения в действие Транскаспийского газопровода из Туркменистана и других соседних стран.
ЮГК является альтернативой российским газопроводам. До сих пор в Европу поступал российский газ. Теперь же с выходом азербайджанского газа на европейский рынок появляется альтернатива, что имеет важное значение для Европы, да и для Америки тоже, которые совместно с национальным правительством нашей страны уже вложили в этот проект примерно $40 млрд.
Кроме финансовой выгоды от использования возможностей этого газопровода надо бы отметить и политические преимущества. Во-первых, мы уже обрели еще больше союзников на международной арене в лице балканских стран, которым будет поступать «голубое топливо» по выгодным ценам, а также государств Евросоюза, которые теперь однозначно будут поддерживать нашу справедливую позицию по всем вопросам, которые раньше они ошибочно считали «спорными».
Во-вторых, транснациональные корпорации и финансовые институты, вкладывающие инвестиции в ЮГК, на самом деле являются инструментом не столько экономического, сколько политического влияния на свои правительства, что тоже нам на пользу. Кроме того, появляется гарантия того, что сильнейшие державы мира на этой территории однозначно не будут «устраивать разборок». Но прежде всего, и это самое важное - укрепятся региональные связи, появится множество новых постоянных рабочих мест, а правительство уверенно будет вкладываться в социальные проекты, улучшая благосостояние населения в целях развития и укрепления Азербайджана.
Фикрет Садыхов, политолог, профессор Западно-Каспийского Университета:
- Прежде всего, надо отметить, что Южный газовый коридор - это очень важный геополитический, геостратегический маршрут и проект. И здесь Азербайджан превращается уже в значимого игрока, значимую страну, в которой заинтересованы очень многие ведущие государства. Ведь маршрут будет проложен вплоть до Европы. И мы превращаемся в одну из стран, которые обеспечивают энергетическую безопасность европейского континента. Это придает еще большего авторитета Азербайджану, и он укрепляет свои геополитические и стратегические позиции.
Говоря о выходе на международный энергетический рынок, надо отметить, что мы становимся конкурентами ведущих государств, которые обеспечивают другие страны углеводородами. По сути, наши маршруты на Запад стали видимым проявлением той самой конкуренции, которую мы составляем крупным странам - добытчикам и поставщикам нефти и газа. И эти шаги должны в еще большей степени укрепить позиции Азербайджана как ведущего игрока Южного Кавказа и страны, в которой заинтересованы первые государства Европы.
С политической точки зрения этот трубопровод прежде всего укрепляет позиции Азербайджана в нашем же регионе. Это во-первых. Во-вторых, с таким проверенным поставщиком начинают еще больше считаться основные игроки мировой политики. В-третьих, они же отныне будут еще больше заинтересованы в сохранении политической и любой другой стабильности в Азербайджане. Потому что теперь это и им на выгоду.
Естественно, что страна, приобретающая дополнительную значимость, политический вес, еще больший авторитет, может смело рассчитывать на то, что теперь с ней будут очень даже считаться и в международных структурах, и в разного рода отношениях - и в двухсторонних, и в многосторонних форматах. Завязывается еще больше контактов, гораздо большее число стран будет готово подписывать соглашения с Азербайджаном о развитии двусторонних взаимоотношений в самых разных сферах. Потому что реальность в том, что мало того, что Азербайджан является прочным островком стабильности в регионе Южного Кавказа, мы реализуем свой многовекторный внешнеполитический курс, с нами считаются, к нам прислушиваются, нас стали приглашать на очень серьезные, значимые мировые форумы.
Баку практически превращается уже в серьезную авторитетную международную площадку, где проходят как многосторонние конференции, съезды, форумы, так и важные встречи представителей ведущих государств планеты, вплоть до высших военных чинов - они хорошо понимают, что в этом городе есть возможность в очень спокойной, комфортной и стабильной обстановке обсуждать насущные, животрепещущие вопросы политики, взаимоотношений друг с другом. То есть в этом плане, конечно же, Азербайджан выходит на мировую арену и становится в один ряд с уже очень многими передовыми государствами в системе международных отношений.
Несомненно, голос страны становится более слышимым во всех международных организациях после запуска такого рода проектов, как ЮГК. Теперь с позицией Азербайджана будут гораздо серьезнее считаться по самым разным вопросам международной повестки. Доказательством этого являются хотя бы сразу два поздравления, пришедшие недавно на имя главы нашего государства от президента Соединенных Штатов - по случаю 100-летия АДР и по случаю открытия ЮГК. Трамп очень тепло и достаточно доходчиво для тех, кто еще не вник в смысл того, что происходит, объяснил суть всего этого и выразил позицию США по трубопроводу, обозначил приоритеты, в рамках которых должны строиться отношения Азербайджана с Америкой и другими ведущими государствами. То есть он проявил заинтересованность, дал высокую оценку роли Азербайджана. А это значит, что наша страна находится на правильном пути.
И еще, не надо забывать о влиянии таких шагов Азербайджана на отношение стран планеты к проблеме Нагорного Карабаха. Теперь есть еще большая уверенность в том, что ни одна страна мира не признает «НКР» в качестве самостоятельного государства или усомнится в территориальной целостности Азербайджана. То есть такие проекты, как ЮГК, потенциально приближают положительное для Азербайджана разрешение самой главной его проблемы - восстановления полного суверенитета над всеми своими международно признанными территориями и границами.
Салех БАЯТ,
Гошгар АЛИЕВ
banner

Советуем почитать