• пятница, 19 Апреля, 08:37
  • Baku Баку 13°C

Чемпион мира

03 июня 2018 | 14:55
Чемпион мира

ШАХМАТЫ
В итальянском городе Кальяри прошел чемпионат мира по шахматам среди любителей. Одним из его победителей стал наш соотечественник Кянан Гаджиев, которому не оказалось равных среди игроков, чей личный рейтинг не превышает 2000 пунктов. Шахматист любезно согласился поделиться своим успехом с читателями газеты «Каспiй».
- Кянан, как начиналась ваша шахматная карьера?
- В 1998 году записался в шахматную детско-юношескую школу олимпийского резерва, где первым моим тренером была Людмила Владимировна Барышникова. В 2009-м на первом в моей спортивной карьере международном турнире имени Наны Александрия в Тбилиси я набрал 5 очков из 9 возможных. Тогда этот результат мне показался хорошим. Хотя это и повысило мой рейтинг, тем не менее, не попав в призеры, я вынужден был сменить поле деятельности и устроиться на работу.
- И куда вас занесла жизнь?
- Поначалу, выполнив первый разряд по шахматам, пошел учиться в Академию управления при Президенте Азербайджанской Республики. Однако во мне дважды пробуждалось желание продолжить играть. На третьем курсе стал увлеченно читать книги по шахматам. По окончании высшего учебного заведения в магистерские годы, когда было больше свободного времени, стал анализировать партии, позиции, изучать шахматы.
С сентября 2010 года по октябрь 2017-го работал в Государственном историко-архитектурном заповеднике «Ичеришехер». Одновременно принимал участие в турнирах в Поти (Грузия), Чешме (Турция), Реште (Иран). В Нахчыване набрал 7 очков из 9 возможных. Все-таки любовь к шахматам возобладала, пробудившись с новой силой. Принял участие в трех турнирах в Турции, где занял призовые места, как в классическом соревновании, так и в рапиде.
- Эти турниры стали заключительными тестовыми перед чемпионатом мира в Италии?
- Так получилось. Во время чемпионата мира в Кальяри организаторы дважды провели блиц-турниры (каждый из 9 туров). И я оба раза принял участие в них, но ставил основной целью не победу, а снятие напряжения, чтобы на очередной игре в классические шахматы играть более спокойно. В итоге удача улыбнулась мне. Невзирая на такую непредвзятую постановку целей в блиц-турнирах, я в своей рейтинговой категории (2000-2100) оба раза побеждал, хотя в общем среди всех участников первый раз занял 10-е место (6,5 очка), а второй раз стал 11-м (6).
- Как удалось показать стопроцентный результат в классической игре и кого сложнее было обыграть по ходу дистанции?
- Я просто играл в правильные шахматы. В итоге раз за разом удавалось побеждать. Четвертая партия против представителя Монголии оказалась, по сути, переломной, в какой-то момент я оказался без пешки. Но внутренне собрался, решил дать бой: если даже проиграю, пусть победа достанется сопернику максимально дорогой ценой. И с таким настроем в какой-то момент соперник поторопился и подстроил мне ловушку, в которую я удачно попал, просчитав последствия затеянной монгольской комбинации. В результате шансы вроде должны были уравняться. Но мой визави, оказавшись в равной ситуации, не захотел мириться и допустил еще одну ошибку, после которой был повержен.
- С какими трудностями пришлось столкнуться при подготовке и во время чемпионата мира?
- Вкратце замечу, что моя поездка была под сомнением до самого последнего момента ввиду визовых процедур, и это тоже, безусловно, сказывается на нервной системе любого человека. В отеле меня разместили с двумя шахматистами из Мексики и Индии. На следующий день после приезда уже был первый тур, в котором моим соперником был шахматист из Омана.
Недаром много говорят о важности первой партии. Оманец, игравший черными, разыграл ферзевый гамбит с экстравагантным выпадом слона на b4. По впечатлению, это не должно было быть хорошо. В общем, шаг за шагом проводя в жизнь намеченные маневры, удавалось занимать все удобные позиции для своих фигур. Далее я получил лишнюю пешку и довел дело до победы. По правде говоря, не ожидал такого сопротивления.
Второй игровой день в каком-то смысле был самым трудным, ибо по регламенту это был единственный случай, когда участникам пришлось играть две партии. Любопытно, что первая из двух партий назначена была на 9.30, а вторая - на 15.00. Принимая во внимание, что партия могла длиться 5 часов, а может, и больше, организаторы тем не менее дали на все 5,5 часа. То есть сыграешь одну на измор и сразу садись другую играть. Можно примерно представить насколько все было непросто.
- Но правила одинаковы для всех. И с кем пришлось играть в самый сложный день чемпионата мира?
- Я сыграл первую партию с итальянцем, вторую - с англичанином. С итальянцем с дебюта было очень сложно. Я играл черными, кое-как выискивая уравнивающие ходы, и вдруг на 14-м ходу мой соперник совершил неточность, разменяв своего слона на коня. После этого сразу стало легче. А еще через три хода соперник совершил грубую ошибку, после чего последовала маленькая комбинация, принесшая мне две лишние пешки. Потихоньку перевес был реализован.
Против англичанина играл белыми. Соперник разыграл ленинградскую систему голландской защиты, и у меня было настроение увести партию с изъезженных дорожек. Мой замысел был в том, чтобы соперник ушел со своих заготовок, и, видимо, мне это удалось, поскольку уже своим 10-м ходом британец решил пожертвовать пешку за инициативу, полагая, что уже можно меня наказать за неправильную игру. Вообще, конечно, соперник меня ошарашил: во-первых, неприятно защищаться белыми, хотя бы чисто психологически, даже если цена тому пешка; во-вторых же, хотелось поиграть как-то позиционно, с перспективой на эндшпиль и т.д., а тут на вас наваливаются с атакой, которую нужно четкими действиями отражать, иначе рискуешь попасть под разгром. Но я сумел психологически перестроиться.
Уже через несколько ходов мой соперник понял, что совершил ошибку, ибо стало ясно, что пешка отдана безвозмездно. Можно было еще бороться, но на 23-м ходу, испытывая уже некоторую нехватку времени, черные допустили еще одну ошибку и остались еще без двух пешек. Тем не менее, продолжив партию до конца, соперник позволил мне в итоге завершить ее симпатичной, на мой взгляд, матовой атакой. Таким образом, у меня стало три очка из трех.
- Кто кроме вас шел по дистанции с таким показателем?
- Среди 98 участников - еще монгольский шахматист, которого я победил. Таким образом, мне удалось выйти в единоличные лидеры. В пятом туре моим визави был представитель Кыргызстана, отстававший всего на пол-очка. Играя белыми, я последовал старым добрым заветам Капабланки, дожидаясь размена черными на c4. Получилась равная позиция.
На 16-м ходу я предложил заманчивый размен ферзей, на который черным, конечно, не следовало идти. Последовали еще размены, и оставшиеся у белых ладья с конем заняли удивительные позиции, парализующие действия черных. Заблокировав пешки ферзевого фланга, в дело вступил его величество король, марш которого в неприятельский лагерь привел к победе. Другие преследователи сделали ничьи, и после этой партии я был в отрыве на целое очко.
В шестом туре я играл черными с испанцем. Примечательно, что он в точности повторил до 9-го хода партию из второго тура, когда я играл черными с итальянцем. На 10-м ходу ферзи были разменены, и партия сразу перешла в сложный эндшпиль. Я выбрал не лучший план, в результате белые могли получить более удобную игру. Но испанец, разменяв своего слона на коня, решил за меня все проблемы. Позиция долго оставалась равной, хотя я и подготовил к движению свои центральные пешки. И только из-за очередной небрежности соперника я выиграл пешку, вскоре соперник сдался. Испанец был, видимо, настолько расстроен, что не нашел в себе силы подписать бланк. К тому же и бланки перепутал - забрал мой и ушел, так и не вернув.
- Каков был отрыв от ближайших преследователей после шести туров?
- Оставалось всего три игры, и отрыв в целое очко сулил неплохие шансы на победу в турнире. Но психологически очень сложно продолжать в том же духе, ибо хочется, чтобы борьба закончилась как можно скорее. В следующем туре против поляка мне согласно жребию пришлось второй раз подряд играть черными. Довольно быстро я получил равную позицию, разменяв ферзей на 11-м ходу. Далее провел программный удар в центре и выиграл пешку. У соперника был мизерный шанс спасти партию, но после 40 ходов поляк признал свое поражение. Отрыв от преследователей достиг 1,5 очка, что вселяло еще больше уверенности.
- Таким образом, в случае победы в восьмом туре вы гарантировали себе чемпионство…
- Да. Но я был полностью сконцентрирован только на партии. В предпоследнем туре играл против юного итальянца, который черными избрал чешский вариант славянской защиты, провоцируя меня на активные действия. Я предложил в жертву пешку, чтобы активировать свои силы. Жертва была принята, и вскоре активность полностью компенсировала недостачу пешей фигуры. Далее я отклонил ничью повторением ходов, решив продолжать борьбу. А потом на доске сложилась достаточно любопытная позиция: у меня недоставало фигуры и пешки, но, конечно же, все это было просчитано мною, и после 45-го хода на доске стояла позиция всего лишь без пешки у белых в ничейном ладейном окончании. Итальянец принял героическое решение играть на победу и через 10 ходов после этого, сильно огорчившись, остановил часы. Но справедливости ради отмечу, что проиграли черные, только не найдя правильного пути на 59-м ходу.
- Наверное, во время партии вокруг доски собрались другие шахматисты?
- Дело в том, что когда итальянец решил играть на победу, вокруг доски, образно говоря, кружил армянин Геворк Тадевосян, игравший в тот же день на второй доске и чудом победивший в совершенно безвыходном положении. Я чувствовал его желание моего проигрыша, и это было весьма неприятно, тем более что времени на часах оставалось совсем немного - всего-то около 10 минут. Я собрался и нашел путь к выравниваю положения, а потом, после ошибки итальянца, и к выигрышу. Если бы я сыграл вничью, у меня стало бы 7,5 очка, а у армянина - 6,5. Тогда в случае проигрыша в последней партии при равенстве очков он становился победителем ввиду выигрыша в очной партии. Понимая все это уже в тот сложный момент, я собрал волю в кулак и победил.
- Армянин, по всей видимости, расстроился?
- Когда я уже собирался выходить из зала, армянин вслух сказал: «Доигрался», явно имея в виду неудачные попытки итальянца. Я ничего не ответил, собираясь уходить, но он обратился ко мне со словами: «Кянан, не хотите ли ничью, вы ведь все равно уже выиграли турнир. В этом случае я набираю кандидатский». Я ответил, что подумаю.
Ясно, что настроиться на борьбу очень сложно, когда цель уже достигнута. Но данный случай был из ряда вон выходящий - я был просто обязан играть на победу.
На следующий день во время прогулки перед партией он вновь подошел ко мне и спросил: «Ну что, соглашаемся?». На что я ответил, что хочу играть. Он принял это со словами «без проблем», хотя, судя по несчастному выражению лица, о беспроблемности ему мечтать не приходилось.
- Кянан, как удалось победить в принципиальном поединке, на который вы уже вышли в ранге чемпиона мира?
- Я играл черными. Любопытно, что начиная с первой партии и до самой последней мои соперники перед встречей со мной шли без поражений. Эта тенденция сохранилась до последнего тура. Выбор белыми дебюта не претендовал на получение перевеса, и вскоре я сумел создать небольшую слабину в лагере соперника. Своим 11-м ходом фланговой эскападой пехотинца соперник продемонстрировал попытку игры на победу, но выпад повлек лишь ослабление полей и потерю времени. Тем не менее, позиция была равной. 16-м ходом белые совершили прорыв в центре, я же перевел слона в центр и мог получить перевес, но сыграл понадежнее.
Кстати, к тому моменту армянин уже дважды предложил ничью. После размена ферзей на доске остались по две ладьи и по коню. Я принял решение, разменяв ладьи, перейти в несколько лучший коневой эндшпиль. Видимо, этого маленького перевеса при правильной игре белых не должно было хватить. Где-то, когда позиция совсем казалась ничейной, он еще разок-другой предложил ничью, и я уже ему сказал, что он мешает мне думать, после чего он замолк. В случае перехода в пешечное окончание соперник мог добиться ничьей, но прошел мимо этих возможностей. Решающей ошибкой был 43-й ход, где нужно было усиление позиции короля, а не мгновенный отыгрыш пешки. Позже на доске остались голые короли, по коню с каждой стороны и последняя пешка в моем лагере. Точными ходами я нашел путь к выигрышу.
- Браво, Кянан, помимо звания чемпиона мира вы набрали 9 очков из 9 возможных!
- Как мне сказали потом, стопроцентного результата еще никто не достигал в такого рода турнирах. 8,5 очка было, но 9 - вроде впервые. Так что я еще и какой-то рекорд побить сумел. Приятно также, что на церемонии закрытия название нашей страны - Азербайджан звучало еще не раз из уст 245 представителей 56 стран. И все узнали победителя турнира и откуда он родом.
- Поздравляем еще раз.
Тельман АМИРАСЛАНОВ
banner

Советуем почитать