• пятница, 29 Марта, 03:32
  • Baku Баку 7°C

Второй Карабах?

20 мая 2018 | 13:45
Второй Карабах?

РЕГИОН
Кавказ - один из наиболее пестрых в этноязыковом и конфессиональном отношении регионов мира. Здесь на относительно небольшой, но сильно изрезанной территории проживает более 50 народов и народностей, которые относятся к трем языковым семьям - индоевропейской, кавказской и алтайской, исповедуют христианство православного и монофизитско-григорианского толков, ислам и иудаизм. Эти обстоятельства на протяжении истории в немалой мере сыграли на руку державам, проявлявшим интерес к этому богатому и стратегически важному краю.
В свое время русский историк и публицист Василий Львович Величко, поживший на Кавказе в конце XIX века, писал в книге «Кавказ. Русское дело и межплеменные вопросы»: «Кавказ - огромная академия со всевозможными естественными лабораториями, открывающая наблюдателю и исследователю широкое поприще для самостоятельных выводов. Особенную ценность представляет он для социолога... Явления жизни и человеческие характеры на Кавказе чрезвычайно выпуклы, даже когда они вместе с тем сложны».
Надо сказать, что в кавказской политике великих держав роль проводника и даже в некотором смысле троянского коня издавна играли и играют армянские лидеры определенного толка, рассматривая это как самое удобное средство реализации химеры «великая Армения от моря до моря». Эта стратегическая концепция - в полном соответствии с планами заинтересованных держав - предусматривает раздувание очагов межнациональной розни на территории соседних стран под фальшивым предлогом «притеснений многострадального армянского народа», с тем чтобы на следующем этапе провести миацум «спорных» территорий, выдаваемых за «исконно армянские земли». А аппетиты у армянских экспансионистов, между прочим, дай бог любому: в границы гипотетической «великой Армении» включены на севере территории Российской Федерации вплоть до Воронежа, на юге - иранские территории до озера Урмийе, на западе - весь восток Малой Азии в пределах Турции, грузинские регионы Аджария, Ахалкалаки и Квемо-Картли вплоть до Тбилиси, а также весь Азербайджан.
Сегодня ближайшим и реальнейшим из локальных регионов Южного Кавказа кандидатом на превращение в очередную горячую точку - после Карабаха, Абхазии и Южной Осетии - безусловно, является грузинский регион Самцхе-Джавахети. Показательно, что в возникновении и раздувании трех из перечисленных конфликтов прямо и опосредованно участвовал и участвует армянский национал-шовинизм.
Самцхе-Джавахети - южный регион Грузии, прилегающий к государственной границе с Турцией и Арменией. На западе граничит с автономной республикой Аджарией, на северо-западе - с Гурией, на севере - с Имерети, на северо-востоке - с Шида-Картли, на востоке - с Квемо-Картли. Площадь этого края составляет 6412,9 кв.км. Область состоит из двух исторических частей; западную часть грузины называют Месхети, турки - Ахыска, восточную грузины называют Джавахети, армяне соответственно Джавахк. В рамках губернии имеется шесть административных районов - Адиген, Аспиндза, Боржоми, Ахалцих, Ахалкалаки, Ниноцминда (быв. Богдановка); кроме Боржомского все являются пограничными с Турцией, тогда как пограничным с Арменией является только район Ниноцминда. Армяне и грузины - стороны потенциального межнационального конфликта в крае. Вернее, фактором дестабилизации служат местные радикальные армянские группировки, поддерживаемые Россией и Арменией.
В дохристианский период территория Самцхе-Джавахети входила в состав Иверии, в IX-X вв. - государства Тао-Кларачети, а с 1008 г. - Грузии, объединенной под властью династии Багратиони. В конце XV века последовали упадок и дробление Грузии, после чего возникло феодальное владение Самцхе-Саатабаго. В конце XVI - начале XVII вв. область вошла в состав Османской империи. Армянский автор Игорь Мурадян в статье «Политические условия в Самцхе-Джавахети» утверждает, что османские власти для обеспечения охраны границ и предотвращения возможной угрозы с севера разместили в крае переселенцев из внутренних регионов страны - турок, курдов и других мусульман, до этого же мусульманское население здесь отсутствовало.
Однако данный тезис представляется заведомо несерьезным и ненаучным в свете общеизвестных данных о том, что еще в XI веке этот край подвергался нашествиям турок-сельджуков, в XIII в. - монголов и кыпчаков, что подтверждают и наиболее крайне националистически настроенные армянские авторы. По итогам османско-российской войны 1828-1829 гг. край был включен в состав Российской империи. В соответствии с условиями Адрианопольского мирного договора 1829 года живущие в Самцхе-Джавахети лазы-мусульмане были переселены на сопредельную территорию Малой Азии, взамен в Ахалкалаки наряду с Карабахом и Иреваном были размещены армяне из Эрзерумской области.
Таким образом, армянское население Самцхе-Джавахети, как и Карабаха, возникло в начале XIX века в результате переселенческой политики Российской империи, захватившей Южный Кавказ после войн с Ираном и османской Турцией. Судя по результатам исследований, только в период российско-османской войны в край было переселено 35 тыс. армян, и 90% живущих ныне в Самцхе-Джавахети армян - потомки тех переселенцев. Армянские церкви в крае построены главным образом после 1830 года.
Согласно статистическим данным, в 2002 г. на территории края жило 113.347 армян против 89.995 грузин (54,6% и 43,4% соответственно). Остальную часть населения составляли турки-месхетинцы, русские, греки, осетины.
В 1944 г. турки-месхетинцы, составлявшие большинство населения области, в массовом порядке депортированы в Среднюю Азию. Сегодня основу экономики края составляют сельское хозяйство и туризм. Что касается армянского населения, то оно занято главным образом в сельском хозяйстве, по большей части возделывая картофель. Прежде многие армяне работали на российской военной базе, которая была выведена в 2007 году.
В 1918-1919 гг. дашнакское правительство Араратской республики - первого в истории армянского государства на Южном Кавказе в числе ряда территорий соседних стран выдвинуло притязания на Джавахети, что привело к войне с Грузией. После восстановления независимости в 1991 году Армения стала выдвигать то открытые, то завуалированные притязания на Самцхе-Джавахети, всячески разжигая здесь очаг сепаратизма.
Фактически с момента восстановления независимости в крае периодически раздаются требования армянской автономии; очевидно, что это лишь первый этап плана передачи данной территории в состав Армении. Наибольшую активность в этом русле проявляет армянское общественное движение «Джавахк» - ныне «Единый Джавахк». Отметим, что при президенте Эдуарде Шеварднадзе требования о предоставлении армянам в крае автономии носили относительно пассивный характер, поскольку этот бывший член ЦК КПСС проводил сбалансированную политику, избегая прямой конфронтации с Россией. Но стоило в результате «революции роз» прийти к власти Михаилу Саакашвили, взявшему однозначно прозападный курс, как резко усилились сепаратистские поползновения в Самцхе-Джавахети и на территории бывших советских автономий - Абхазии, Аджарии, Южной Осетии.
В своей вышеупомянутой статье тот же И.Мурадян, один из идеологов и вдохновителей сепаратизма в этом крае, провел даже параллели между «революцией роз» и приходом к власти младотурок в Турции столетие назад: «М.Саакашвили и его команда практически применили методы младотурок, которые для свержения султана использовали угнетенные меньшинства, а затем устроили геноцид христианских меньшинств». Автор статьи явно преследует цель, вытащив за гриву излюбленного пропагандистского конька армянской пропаганды насчет пресловутого «геноцида», попутно представить Саакашвили и его команду этакими безжалостными путчистами, силой захватившими власть и не боящимися пролить безвинную кровь. Хотя на самом деле дело обстоит наоборот: новое правительство стало проводить политику евроинтеграции и проявило демократический подход к национальным меньшинствам. В 2006 г. Грузия ратифицировала рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств, в 2007-м и 2012-м представляла соответствующий отчет о выполнении условий документа. В 2009 году правительство приняло Национальную концепцию толерантности и гражданской интеграции.
Неприкрыто антигосударственную позицию заняли армянские группировки Самцхе-Джавахети в дни вооруженного конфликта с Россией в августе 2008 года. Наряду с «Единым Джавахком» радикальную позицию занял так называемый «Молодежно-спортивный союз Джавахка», который даже предпринял попытку незаконно вооружаться, а член группировки Ваан Чахалян был арестован. После ухода от власти М.Саакашвили сепаратистская активность в крае приняла волнообразный характер, то усиливаясь, то ослабляясь в зависимости от конъюнктуры грузино-российских отношений. В октябре 2017-го правительство Армении назначило послом в Грузии политолога Сергея Минасяна, имеющего репутацию пророссийского деятеля, и официальный Тбилиси отреагировал в негативном ключе. Вскоре после этого в селе Кумурдо группа армян хотела установить армянский крест во дворе грузинской церкви X века и затеяла стычку с прибывшим нарядом полиции. По некоторым сведениям, в начале текущего года обстановка в Джавахети еще более обострилась, здесь создана армянская террористическая организация «Вирк-Йеркир» - своего рода модернизированная версия печально известной ASALA.
Сегодня армянские сепаратистские группировки в своей деструктивной возне пытаются воспользоваться проводимой в Грузии политикой демократизации и мультикультуральным подходом к национальным меньшинствам страны. Выдвигаемые в Джавахети сепаратистские лозунги и требования представляют собой почти повторение тех, что мы уже наблюдали три десятилетия назад в азербайджанском Карабахе. Хотя идентична не только фразеология, но и некоторые действующие лица: как видим, тот же И.Мурадян, один из тех, кто стоял у истоков карабахского сепаратизма, и в Джавахети на первых ролях. Он писал: «В нынешний период основные социально-политические проблемы Джавахети состоят в следующем: вопрос самоуправления; проблемы языка и образования; экономическая отсталость».
Перефразируя реплику из популярного советского художественного фильма, - все то же самое, без фантазий. В самом деле, почти точь-в-точь то же, о чем с пеной у рта разглагольствовали в свое время армянские сепаратисты в Карабахе. И Армения, совсем как в начальный период карабахских событий, занимает позу стороннего наблюдателя в соответствии с застарелым сценарием «движения национального самоопределения». Что не мешает армянским властям исподтишка проводить организационную работу среди джавахетских соплеменников. Среди организаций, выполняющих в Армении эту функцию, можно назвать «Зор Айвеник» («Сильная родина-мать»). Некоторые из таких организаций позиционируют себя оппозиционными, но это скорее так называемая карманная оппозиция.
Наряду с этим правительство Армении посредством финансируемых им НПО осуществляет разного рода проекты по «изучению» истории Самцхе-Джавахети, то есть фактически ее ревизии, фальсификации для приспособления к нуждам территориальных притязаний на край. Особенно выделяются в этом плане работы историка Самвела Карапетяна, автора книги «Джавахк», изданной в 2006 году, а в 2011-м переизданной на английском языке. Этот опус служит наглядным образчиком самой грубой и разнузданной подтасовки исторических фактов.
В 2007 году, как раз одновременно с выводом российских войск из Грузии, в Армении был принят документ под названием «Стратегия национальной безопасности». В этом документе среди прочих задач выдвигается и «разрешение проблемы» Джавахети. В соответствующем пункте читаем: «Грузия представляет для Армении важность ввиду наличия в этой стране многочисленной армянской общины. Республика Армения сотрудничает с правительством Грузии в решении социально-экономических проблем армян Грузии, в том числе армянского населения Джавахка (Джавахети)». Отметим, что в этом основополагающего характера документе среди зарубежных территорий упоминаются две - Нагорный Карабах (Азербайджан) и Джавахети (Грузия).
Ситуация в Самцхе-Джавахети имеет большое значение с точки зрения мира и безопасности не только в Грузии, но и на всем Кавказе, как минимум потому, что в случае дальнейшего подъема сепаратизма в этом крае и перехода его в стадию вооруженного противоборства наподобие карабахского конфликта Грузия, фактически лишившаяся Южной Осетии, разделится на две части - восточную и западную, связанные лишь узкой полоской.
Кроме того, такое развитие событий означает существенный подрыв экономической и энергетической безопасности Европы: в зоне вооруженного конфликта оказываются основной экспортный нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан и основной экспортный газопровод Баку-Тбилиси-Эрзерум, а это суть возвращение Европы к прежней энергетической зависимости от России.
Правда, указанные стратегические трубопроводы пролегают не через Джавахети, а по соседству, но горький опыт того же Карабаха учит, что Армения, первоначально претендуя только на территорию бывшей НКАО, в конечном счете оккупировала значительно более обширную территорию Азербайджана. Иными словами, нет гарантии, что территория, где проходят указанные трубопроводы, не окажется в «поясе безопасности» «свободного Джавахка», каковой вполне может в разы превышать собственно территорию последнего. Наряду с этим возможный конфликт может парализовать и работу совсем недавно введенной в строй железнодорожной магистрали Баку-Тбилиси-Карс, а это означает значительное повышение стоимости транзита из Средней Азии и Ирана в Европу.
Из сказанного следует, что армянский сепаратизм не только в Самцхе-Джавахети, но и в регионе в целом наносит вред как Азербайджану и Грузии, так объективно и самой Армении. Агрессивная политика нынешней правящей клики Армении представляет собой серьезную угрозу миру и безопасности на Южном Кавказе, международному и региональному экономическому и политическому сотрудничеству, энергетической безопасности Европы.
Эльнур КАЛБИЗАДЕ,
доктор философии по истории,
ведущий научный сотрудник
отдела грузиноведения
Института кавказоведения НАНА
banner

Советуем почитать