• суббота, 20 Апреля, 01:08

Лекарство от рака

20 февраля 2014 | 10:56
Лекарство от рака

НАУКА
Ежегодно онкологические заболевания уносят 7 миллионов жизней на планете. Ученые мира, и Азербайджана в частности, ищут способ победить этот недуг.
В беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» декан физического факультета Бакинского государственного университета (БГУ), профессор, заведующий кафедрой химической физики наноматериалов, доктор физических наук Мамедали Рамазанов рассказал об исследованиях наших ученых в области противодействия онкологическим болезням.

- В чем состоит суть ваших исследований?
- В лаборатории исследований нанотехнологий БГУ проводятся фундаментальные научные исследования в области медицины и биологии. Одно из них осуществляется при финансовой поддержке Национального фонда науки Швейцарии и заключается в исследовании проникновения наночастиц различных металлов и их соединений в клетки растений через мембрану и их токсического воздействия. Данная работа ведется совместно с Федеральным технологическим институтом Швейцарии, и в этом направлении уже достигнуты определенные успехи. В последние годы в БГУ проводятся опыты, суть которых состоит в размещении на поверхности наночастиц лекарственных препаратов для использования их при лечении клеток раковых опухолей. Ученые нашего университета проводят исследования в сфере возможности транспортировки этих лекарственных препаратов посредством магнитных наночастиц окиси железа в клетки опухоли, не затрагивая здоровые клетки. Соответствующие in vitro («в пробирке») исследования нами проводятся совместно с Национальным онкологическим центром Хайдельберга (этот центр является совместным проектом клиники при Гейдельбергском университете - лучшем вузе Германии 2007 года, основан в 1386 году. Клиника состоит из 11 медицинских институтов, здесь трудятся 11 700 сотрудников, 1700 из которых - профессора). Уже имеются определенные успехи. В настоящее время в рамках программ Евросоюза готовится грантовый проект, и если мы выиграем его, то сможем успешно завершить работу по транспортировке лекарственных препаратов в раковые клетки.
- Слышал, что вы собираетесь запатентовать результаты этих исследований. Насколько они экономически эффективны?
- После успешных испытательных работ ученые БГУ и Национального онкологического центра Гейдельберга думают получить соответствующий международный патент PCT (Patent Cooperation Treaty), признаваемый 189 государствами мира. Что касается экономической эффективности данных исследований, то могу сказать, что подготовка таких систем лекарств в условиях роста числа онкобольных сулит большие дивиденды экономике и здравоохранению не только нашей страны, но и планеты в целом.
- Насколько известно, ранее подобные работы проводились вами с учеными Ирана…
- Те исследования проводились на уровне in vitro, однако по различным причинам не были запатентованы нами. Однако статьи о них опубликованы в авторитетных научных журналах мира.
- Не внесете ясность в смысл исследований in vitro?
- В этих исследованиях мы берем образцы опухолевых клеток, и опыты над ними проводятся вне живого организма. Этот термин противопоставляется термину in vivo, когда эксперимент проводится на живом организме.
- Где еще ведутся аналогичные исследования?
- Во многих странах мира подобные работы носят внедренческий характер. В последнее время информацию о результатах этих экспериментов можно найти в специализированной литературе. Считаю, что сам факт подключения ученых Азербайджана к разработке систем лекарств с использованием нанотехнологий является большим успехом.
- Почему в качестве партнеров были выбраны немцы, и в чем конкретно заключается участие наших ученых в этом совместном проекте?
- Выбор обусловлен соображениями необходимости, ибо в Национальном онкологическом центре Гейдельберга имеются все условия для проведения таких исследований. В настоящее время осуществление их на высоком уровне в Азербайджане невозможно. Участие ученых БГУ заключается в синтезе систем лекарств - главной составляющей проекта.
- Не поделитесь секретом, что это за лекарство?
- Состав его не подлежит разглашению, так как работа будет запатентована. Могу лишь сказать, что его компоненты выделяют из лекарственных растений, произрастающих в стране. На основе этих компонентов синтезируется нанооксид, затем из него и лекарств готовят систему, которую отправляем на испытания. Помимо ученых БГУ в работе принимают участие отдельные исследователи из других научных учреждений и вузов Азербайджана.
Лятиф ШАМХАЛ
P.S. В процессе работы над интервью автор наткнулся на новость о том, что в Москве американские и российские ученые совместно готовят к выпуску принципиально новое лекарство от рака. Как говорится в сообщении, нанотехнологии позволят доставлять его прямо в больную клетку, не затрагивая здоровые, как это происходит при существующих методах лечения. Работа ведется в новой лаборатории, которая открылась в московском технопарке. Новая технология повысит эффективность лечения и снизит токсичность такого разрушительного лечения, как химиотерапия.
Как видим, ученым Азербайджана приходится работать в условиях жесткой международной конкуренции. Пожелаем им успехов!