• пятница, 26 Апреля, 22:18
  • Baku Баку 22°C

«Ахиллесова пята» Пашиняна

15 мая 2018 | 09:00
«Ахиллесова пята» Пашиняна

ВЗГЛЯД
В канун визита в Сочи Никол Пашинян в интервью телеканалу «Россия-24» вновь обратился к армяно-российским отношениям. Однако поскольку в интервью отсутствовали содержательные акценты, то создается такое впечатление, что Пашинян сам толком не может понять, что от него требуется в текущий момент, пытаясь по возможности обезопасить свою революцию, а если быть точнее - госпереворот, от вероятных провокаций Москвы.
Он еще раз подтвердил, что в повестке Армении нет вопроса о выходе из состава ЕАЭС и ОДКБ, и заверил, что Ереван будет играть более инициативную роль в интеграционных проектах Москвы. В интервью отсутствовал даже намек на то, что Армения впредь не будет удовлетворятся статусом придатка Москвы, как ранее об этом он заявлял на улицах и площадях, горя желанием привлечь на антирусской риторике в свои ряды как можно больше граждан страны.
Утраченные атрибуты суверенности
Вместе с тем внешнеполитические вопросы все еще остаются самым уязвимым местом Пашиняна. И когда он говорит, что в армяно-российских отношениях все изменится к лучшему, это звучит по меньшей мере неубедительно. Если учитывать, что самой большой проблемой армяно-российских отношений является их качество, вертикальный характер, когда Армения утратила все атрибуты своей суверенности и превратилась в придаток Москвы - потеряв свой авторитет в глазах международного сообщества, то как Пашинян собирается все изменять к лучшему, думается, не знает он сам.
Армянское экспертное сообщество считает, что Пашинян должен пересмотреть именно эту мрачную, антигосударственную политику, и проблема не в ЕАЭС и ОДКБ: они всего лишь площадки, в которых отражаются армяно-российские многослойные отношения.
«Я не имею ни прозападной ориентации, ни пророссийской, ни проамериканской, ни проиранской, ни прогрузинской. Я имею проармянскую позицию. В данный момент я - премьер-министр, и не выступаю как член какой-либо фракции или партии. Я сейчас представляю армянский народ и общенародное движение, которое не ставило перед собой никаких внешнеполитических вопросов», - сказал Пашинян в интервью, даже не задумываясь над тем, что сморозил глупость. Поскольку государство не может не ставить перед собой внешнеполитических вопросов, которые предполагают конкретные позиции в принципиальных вопросах.
Что касается его заявления относительно того, что никакое внешнее давление не может заставить Армению прекратить сотрудничество с Россией, в том числе и в военной сфере, поскольку сотрудничество с Москвой проистекает из национальных интересов и безопасности Армении, то тут возникает вполне резонный вопрос: а как Армения будет строить отношения с Западом на фоне усугубляющегося кризиса в отношениях Россия-Запад? Поэтому сами армянские аналитики, в частности Саргис Арцруни, считают это чисто декларативным подходом, поскольку открытым остается вопрос о том, какую задачу правительство Пашиняна поставит перед Вашингтоном, который грозится ввести санкции в отношении тех стран, которые заключат существенные сделки с российским ВПК. Наивно в столь серьезных вопросах надеяться лишь на эффект бархатной революции, к тому же у Пашиняна вряд ли есть собственное видение армяно-американских отношений, посредством которого он надеется на естественный и эффективный ход своей, как ему кажется, многовекторной политики. Уж слишком мелко он плавает. Создается такое впечатление, что Пашиняна беспокоили только армяно-российские отношения, а все остальное решится само собой.
Россия вряд ли откажется от своей доминантной позиции
Что касается его заявлений относительно нагорно-карабахского конфликта и изменения формата переговоров, то это вообще всерьез воспринимать не приходится. Потому что кроме Азербайджана Россия также будет против этого - как из-за того, чтобы не поставить под угрозу свое постоянное сближение с Азербайджаном и Турцией, так и по иным причинам, в частности, из-за того, чтобы в российско-грузинском конфликте Абхазия и Южная Осетия не стали стороной переговоров. Да и для остальных сопредседателей пока приоритетны иные вопросы.
Как правильно заметил в интервью «Первому армянскому информационному» порталу политолог Армен Григорян, проживающий в Венгрии, характер вассальных отношений, сформированный при участии бывших властей, изменить будет очень трудно. «Путин в любом случае будет стремиться к переподтверждению своей доминантной позиции, вероятно, попытается выстраивать отношения в присущем ему грубом, агрессивном стиле», - подчеркнул он.
Надо отметить, что сейчас вся Армения ждет не дождется, что Никол Пашинян продемонстрирует, каким образом заставит ЕАЭС служить интересам Армении. Вопрос, конечно, весьма интересный, ибо предполагает коренной пересмотр армяно-российских отношений, на который вряд ли пойдет Россия.
Как считает помощник президента России Юрий Ушаков, в ходе первой - ознакомительной встречи не нужно ожидать глубокого обсуждения вопросов, представляющих двусторонний интерес. Вместе с тем в Армении с нетерпением ждут, что Пашинян остро поставит вопрос поставок российского вооружения Азербайджану, являющийся индикатором в армяно-российских отношениях. Если учитывать, что продажа оружия всегда была важным компонентом южнокавказской политики России и тот факт, что Азербайджан занимает важное место в этих поставках, то можно с определенной долей уверенности спрогнозировать, что Пашиняну, являющемуся к тому же главой буферного государства, вряд ли удастся что-либо в этом вопросе продвинуть. Так или иначе, но Никол Пашинян, вероятно, будет стремиться к тому, чтобы выудить у Путина существенные уступки взамен на векторальную «консервативность» своей революции со всеми вытекающими отсюда обстоятельствами.
Тамилла НУРИЕВА
banner

Советуем почитать