• четверг, 28 Марта, 18:00
  • Baku Баку 13°C

Задувая свечу, разжигают пламя

07 мая 2018 | 19:35
Задувая свечу, разжигают пламя

ВЗГЛЯД
Человек, как говорилось в старом известном фильме, - животное общественное, он всегда стремится к общению посредством обмена информацией. Раньше платформой такого обмена были надписи мелом или углем на стенах и заборах, затем откровенные разговоры, впрочем, не выходившие за пределы кухонь, а сейчас - социальные сети, которые с началом апрельских волнений в Армении выплеснули наружу присущую нашему народу неискоренимую наивность в отношении к соседям.
Как же забавно было читать гневные комментарии в адрес новоиспеченного, вернее недопеченного премьера Сержа Саргсяна, и полные симпатий к лидеру оппозиции Николе Пашиняну. Будто бы не он голосовал в парламенте Армении, в том числе и за решения, направленные против Азербайджана.
А из нашего окошка виден Арарат немножко
Но нет, действуя по принципу, враг моего врага - мой друг, «активные» слои нашего общества, казалось, готовы были даже затянуть позабывшуюся было толерантную песню Андрея Бабаева «Kür, Araz, Ararat, gözəldir bu həyat…». К слову, в этой песне воспеваются две реки, имеющие непосредственное отношение также к Ирану, Турции и Грузии. Что же касается горы Арарат, то, кроме того, что в ясные дни она видна как из Армении, так и с территории Нахчывана, получается, что собственно к Армении непосредственного отношения она не имеет, хоть и нашла себе место на гербе советских времен.
Сказанное только доказывает, что азербайджано-армянский нагорно-карабахский конфликт - дело не только двух враждующих сторон. Он затрагивает интересы и безопасность как минимум еще трех названных государств, а также, и в не меньшей степени, и самой России, хотя даже с самой высокой вершины этой страны - Эльбруса, не только библейская гора, даже Армения не видна. России, которая, говоря словами ее лидера, предпочитает не вмешиваться в сложные вопросы между государствами, считая, как это было отмечено в интервью Владимира Путина американскому кинодокументалисту Оливеру Стоуну, что только сами страны могут решить свои проблемы. «Мы хотим, - сказал российский президент, - чтобы в этом, близком для нас регионе, было спокойное, стабильное развитие…», имея в виду Ближний Восток, широкое понимание которого включает также и Южный Кавказ.
Благое желание, очень напоминающее, кстати, сказанное общенациональным лидером Гейдаром Алиевым представителям Армении в ответ на просто-таки смехотворное утверждение, что, мол, это силы самообороны Карабаха воевали за независимость, а сейчас самостоятельно удерживают захваченные территории. Тогда президент Алиев сказал буквально следующее: «Если так, отойдите в сторону, мы сможем сами договориться с Карабахом». Эти же слова можно сегодня адресовать и к России, добавив: «Уберите военные базы с территории Армении, дайте самим разрешить проблему мирным путем, как того требуют два вдоволь настрадавшихся народа».
Но нет же: расположенный в соседней стране российский воинский контингент накладывает далеко не позитивный отпечаток на ситуацию в регионе. Обратите внимание: стоило нам в апреле 2016 года только попробовать восстановить свою, признанную всем мировым сообществом, территориальную целостность, как Баку стал для российского истеблишмента политической Меккой. В течение двух дней кто только не побывал у нас - начиная с премьер министра Медведева и министра иностранных дел Лаврова, и заканчивая целой армией политологов и военных экспертов. И хорошо, что события развились тогда не по грузинскому сценарию, когда российские войска, перешагнув Кавказские горы, а затем и Гори, родину генералиссимуса, Верховного главнокомандующего войск, водрузивших красный стяг над Рейхстагом, оказались на подступах к Тбилиси. Оказывается (опять же со слов главы государства российского), когда президент Саакашвили отдал приказ войскам, они «неожиданно» напали на территорию Южной Осетии и первым же ударом уничтожили базу российских миротворцев, а число жертв достигло 10-15 человек. Да, да, так и было сказано - 10-15 человек. То есть расхождение в пять человек считается допустимой нормой, тогда как каждая жизнь уникальна, тем более для страны, переживающей демографический кризис.
Все происходящее в последнее время вокруг России, когда даже родоначальники футбола, англичане отказались ехать на долгожданный мундиаль, свидетельствует о том, насколько правильней было бы выстраивать отношения с соседями с учетом возможных сценариев будущего. Тем более, когда дело касается Армении - страны, непосредственно относящейся к Ближневосточному региону, где, говоря словами бывшего премьер-министра Израиля Ариэля Шарона, «…никому, никогда и ни в чем нельзя доверять».
В мире двойных стандартов
Чтобы убедиться в сказанном, достаточно вспомнить октябрь 1999 года, когда во время теракта в здании парламента Армении был убит его председатель Карен Демирчян, с приходом к власти которого связывались определенные надежды на конструктивный подход к решению карабахской проблемы. Весьма вероятно также, что определенные обязательства по решению конфликта, в том числе - освобождение так называемой буферной зоны, были взяты Сержем Саргсяном в обмен на конституционные реформы ради сохранения в руках реальной власти в стране. А теперь смена этой самой власти и вновь - длительный переговорный процесс. А там, глядишь, и Николу Пашиняна либо ликвидируют, как Демирчяна, либо сместят, как Саргсяна и все по новой, пока для поколения уже внуков карабахцев эта земля не станет тем же, чем является для нашего поколения Зангезур.
В современном мире двойных стандартов подобный сценарий устраивает всех. Всех, кроме нас. Вспомните, как Госдепартамент США целиком и полностью поддержал решение о независимости Косово. Вспомните утверждение российского президента о том, что «присоединение» Крыма к России произошло «в полном соответствии с нормами международного права», и этот список можно продолжить. Вообще проблема территориальных конфликтов, как известно, одна из самых острых в международных отношениях. В настоящее время более полутора процентов населения мира (а это, к слову - 114 миллионов человек) живут на территориях, на которые претендуют две или более страны-члены ООН, и эта цифра периодически увеличивается почти на четверть, если учесть территориальные споры не признающих друг друга сторон.
Таков тлеющий костер межнациональных конфликтов, готовый разгореться с новой силой в любую минуту, и события в Крыму, Южной Осетии, в Донбассе подобны ветру, который говоря словами классика, задувает свечу, но разжигает пламя в камине, и нет никакой гарантии, что это пламя обойдет стороной нашу страну.
Но вернемся к событиям в нашем регионе. Итак, в Армении завершились выборы премьер-министра, и сегодня станет известно имя новичка. Парламентские фракции считают, что решение будет единым, и независимо от того, кто возглавит правительство, трудно даже представить себе, что новый руководитель многоскандальной страны сможет продемонстрировать новаторский подход в вопросе разрешения нагорно-карабахского конфликта. Ведь как определил наиболее реальный кандидат на свято место Никол Пашинян: «Если дело касается Нагорного Карабаха, мы отодвинем все наши внутриполитические вопросы в сторону и будем заниматься только защитой нашей родины».
Еще одна парочка интересных деталей - выборы и присяга армянского премьер-министра состоятся через день после инаугурации российского президента - сегодня, а это значит, что воз, читай российские базы, останется там же, в Армении, а мирное урегулирование карабахского конфликта будет отложено как минимум еще лет на… А инаугурация президента России, и утверждение премьера Армении совпадают по времени еще с двумя датами - окончанием Великой Отечественной войны и оккупацией Шуши. Выводы делайте сами.
Зульфугар ФАРЗАЛИЕВ,
главный редактор газеты «Elm-Наука»
banner

Советуем почитать