• четверг, 28 Марта, 13:17
  • Baku Баку 16°C

Без социальной опоры

03 мая 2018 | 09:25
Без социальной опоры

МНЕНИЕ
Стратегическая ошибка российского политического руководства в организации своего влияния в Армении заключалась и до сих пор заключается в том, что эта страна последние без малого два десятилетия воспринималась ими как почти что субъект Российской Федерации, и поэтому отношение к ней было совершенно тождественным.
Об этом в эксклюзивном интервью газете «Каспiй» сказал известный российский историк Олег Кузнецов, отметив, что внутри России отношения между федеральным центром и регионами основываются на примитивно феодальном, но от этого не менее эффективном и даже рациональном триедином принципе - контроль над ресурсами, контроль над инфраструктурой и контроль над местными элитами.
- В чем это выражается?
- Поскольку Армения крайне бедна природными ресурсами, то главным ее эксплуатируемым ресурсом стали люди. Сегодня в России в качестве гастарбайтеров работают до полутора миллионов граждан Армении, причем их работодателями являются главным образом этнические армяне, аффилированные высокопоставленными российскими чиновниками, получающими долю маржи от эксплуатации выходцев из этой страны.
Сегодня российским госкорпорациям (Газпром, РЖД, Росатом и проч.) принадлежит почти вся инфраструктура Армении, без которой абсолютно невозможно даже то ущербное существования местного населения, по факту поставленного на грань физического выживания. Политическая элита Армении в лице так называемого «карабахского клана», а по сути - военной хунты полевых командиров незаконных вооруженных формирований армянских сепаратистов Нагорного Карабаха также была лояльна Кремлю, поскольку именно с его молчаливого согласия пришла к власти в стране в ноябре 1999 года после террористического акта в армянском парламенте.
Однако из этой, казалось бы, идеальной схемы государственного управления вассальной территорией был напрочь исключен один важнейший элемент - само население страны, которое воспринималось или как безгласный и бесправный объект управления, или как объект извлечения прибыли посредством продажи энергоресурсов или коммунальных услуг.
- Как же удавалось держать его в узде?
- Реальная забота властей о благосостоянии и благополучии населения была заменена пропагандой и иными формами внеэкономического управления - раздуванием истерии по теме внешней угрозы, искусственным усилением влияния церкви и клерикализацией общественной жизни, фашизацией общества посредством превращения теории цегакрона Гарегина Нжде в государственную идеологию, безмерное раздувание величия полулегендарного-полумифического исторического наследия, которого в реальности не было.
Вот только с всевластием хунты военных преступников народ Армении не хотел мириться, периодически поднимаясь на социальные протесты - в 2008-м, в 2015-м, 2016-м, и эти протесты становились все более частыми и все более масштабными по мере того, как общество удалялось от власти, а хватка власти на его шее ослабевала из-за все более возрастающего дефицита ресурсов. Естественно, все это списывалось на «происки Запада», и в первую очередь - США, которые, безусловно, были, и были они гораздо более эффективными и, главное, стратегически верными, поскольку Москва по привычке заигрывала с продажными армянскими элитами, а Вашингтон - с народом.
Власть «карабахского клана» в Армении держалась на пропаганде, насилии и страхе народа перед этим насилием, но как только часть военных, вызванных из Карабаха на подавление социальных протестов или массовых беспорядков в Ереване, перешла на сторону митингующих, сила страха иссякла, а сам Серж Саргсян и его окружение из звезд первой величины в одночасье превратились в полное ничтожество, кем они фактически и были до своего восхождения по крови Карабахской войны на Олимп власти.
- Может ли Россия вмешаться в ситуацию?
- Россия сегодня не имеет ни малейшего шанса силой повлиять на ситуацию в Армении, поскольку у нее нет ни малейшей социальной опоры в лице русского или русскоязычного населения. В стране осталась молодежь, воспитанная в националистическом духе, и крестьяне, которые никогда в силу своей невежественности не были близки к России и русской культуре.
Эти процессы были хорошо известны Кремлю, но активное противодействие им не предпринималось, поскольку президент Путин и его окружение были уверены в незыблемости власти хунты армянских военных преступников, манера которых по управлению своей страной была почти тождественна российской. Поэтому даже если российское военное присутствие с опорой на 102-ю базу МО РФ в Гюмри будет увеличено, то оно ничего не даст, так как основной массой населения будет встречено враждебно и будет им восприниматься как попытка Москвы реставрировать силой оружия власть свергнутого в ходе социальных протестов «карабахского клана». Поэтому Кремлю остается только выжидать и откровенно ждать чуда в виде какой-нибудь фатальной ошибки Никола Пашиняна.
- Как, по-вашему, у Пашиняна есть шанс?
- Пашинян на протяжении всего времени политической турбулентности в Армении всегда был на шаг впереди действующей власти, постоянно выдвигал требования, к ответу на которые она никогда не была готова. В этом смысле показательна ситуация в связи с выражением позиции внутриармянских политических сил в преддверии выборов премьер-министра страны.
Сегодня уже ни у кого нет сомнения в том, что Никол Пашинян станет премьер-министром Армении. Мы все являемся свидетелями смены политического режима в Армении, есть надежда на то, что на смену уже практически ушедшим в политическое небытие руководителям и пособникам международных террористов к власти в этой стране придут более прогрессивно и либерально мыслящие люди, которые в своей политике будут руководствоваться реалиями этого мира, а не идеологами, выкопанными из тлена прошлого.
Тамилла НУРИЕВА
banner

Советуем почитать