• пятница, 29 Марта, 17:34
  • Baku Баку 14°C

Тренд армянских развитий,

01 мая 2018 | 12:22
Тренд армянских развитий,

МНЕНИЕ
Москва чуть ли не впервые заняла правильную позицию - наблюдателя. Естественно, в Кремле делают свои выводы, и есть сценарии для различного развития событий, но все там понимают, что вмешательство в эти процессы будет глубоко деструктивным.
Это, в общем-то, обобщенное мнение российских политических аналитиков тем не менее нуждается в некоторой корректировке. А именно - Россия лишь до поры до времени занимала позицию стороннего наблюдателя. Иначе зачем надо было в канун выборов премьер-министра посылать в Ереван солидный десант во главе с руководителем комитета Государственной Думы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонидом Калашниковым?! Что же касается военного вмешательства, то расквартированные в Армении российские военнослужащие выполняют совершенно иные задачи.
Неприятный сюрприз
Вместе с тем, если верить главному редактору журнала «Россия в глобальной политике», политическому аналитику Федору Лукьянову, «в Москве исходили из того, что ситуация находится под контролем Республиканской партии, и, конечно, оказалось не таким приятным сюрпризом, что Серж Саргсян и его соратники явно недооценили настроения общества, поэтому происходящее сейчас довольно неожиданно». А «спокойствие» Москвы он объясняет тем, что армянские политики любого толка вынужденно являются реалистами, поскольку Россия - единственный гарант безопасности Армении. В данном случае вмешательство не решит никаких проблем и может только навредить.
Другой российский политолог Леонид Радзиховский уверен, что революция в Армении победила, и в любом случае партия Саргсяна уйдет с руководящих позиций. Что же касается позиции России, то она ни при каких обстоятельствах не будет вмешиваться в происходящее там, так как Ереван очень сильно в финансово-экономическом отношении зависит от Москвы, ибо «больше половины госбюджета Армении составляют поступающие из России деньги».
Российские политологи исходят из того, что Москве сейчас не до Армении, принимая в расчет незавидное положение самой страны в связи с западными санкциями, войной в Сирии и т.д. Да и лидер бархатной революции в Армении Никол Пашинян несколько раз заявил, что возглавляемый им процесс не имеет геополитического подтекста, и даже принародно поклялся, что в повестке Армении нет вопроса о выходе из ОДКБ. Тем не менее нельзя исключать, что эти заявления были сделаны в тактических целях.
Конец путинизма?
Во всяком случае, пока не совсем ясно, какую внешнюю политику будет вести вероятное правительство Никола Пашиняна.
Как считает армянское экспертное сообщество, происходящие в Армении события уже нанесли необратимый удар по созданной Путиным политической модели - даже независимо от политики нового правительства.
«Путинизм давно не отождествляется с исключительно одной личностью, и, по сути, это авторитарная система управления, культура - автократическая, с моделью постоянно воспроизводимой власти и на основе агрессивной идеологии. То, что за последний месяц происходит в Армении, - прямой удар, вызов именно этой модели», - считает армянский аналитик Саргис Арцруни, подчеркивающий, что «евразийскость и ее институциональные структуры в содержательной плоскости интегрируют не столько государства, сколько авторитарных лидеров, которые на протяжении лет в своих странах имеют неограниченную власть - подавляя потенциал государственных, политических институтов». И приходит к выводу, что Никол Пашинян был совершенно прав - РПА не может иметь иного кандидата, кроме Сержа Саргсяна. А раз нет Саргсяна, стало быть, не существует и альтернативы внутри партии. Поэтому «политическая модель Путина, одной из версий которой была система Сержа Саргсяна, выявила полную политическую и идеологическую несостоятельность, и сейчас РПА должна искать экстраординарные решения для нахождения своей политической перспективы».
Еще не выйдя из Евразийского союза, армянские аналитики открещиваются от евразийскости, полагая, что тренд армянских развитий отныне полностью противоположен этой системе ценностей. В Армении на полном серьезе считают, что политический процесс в стране привел к резкому увеличению субъектности их общества, и это «является ударом по политической модели Путина, потому что имеющий гражданские черты руководитель не может быть членом, так называемых, евразийских авторитарных клубов».
Вместе с тем наивно полагать, что так называемая бархатная революция в Армении может поставить ее «вне евразийской стагнационной системы», поскольку первые лица процесса уже исключили из повестки существенные внешнеполитические корректировки.
И если даже на первом этапе бархатной революции потерял свою должность Серж Саргсян, который был носителем внешней политики «и - и», а завершающий аккорд закрыл перспективу политического пути символа российской зависимости - Карена Карапетяна, это не говорит о том, что Россия пустит Армению в свободное плавание. Скорее, Арцруни придется прилюдно разжевать и проглотить свои политические опусы. Ибо Россия из Армении вряд ли уйдет, и глобальная евроинтеграция этой страны-содержанки не только не станет необратимым процессом, а просто уйдет в небытие.
Тамилла НУРИЕВА
banner

Советуем почитать