• суббота, 20 Апреля, 02:10
  • Baku Баку 15°C

Ирак бомбит Сирию

25 апреля 2018 | 12:34
Ирак бомбит Сирию

РЕГИОН
В результате удара, нанесенного накануне иракскими военно-воздушными силами в Сирии по объектам террористов так называемого «Исламского государства» (ИГ), было убито 36 боевиков. По данным Reuters, среди погибших есть командиры террористической структуры. Сообщается, что бомбы попали по лаборатории, производящей взрывчатку, и по другим позициям варварского интернационала.
Это не первый случай, когда иракские ВВС наносят удар по позициям ИГ в приграничных районах. Так, 19 апреля факт констатировал премьер-министр страны Хайдар Аль-Абади, добавив, что войска атаку начали из-за опасности, которую боевики несут для территории государства. Последняя операция была проведена в координации с общим центром по безопасности, в который входят Россия, Иран и Сирия, и было подчеркнуто, что воздушные удары будут повторяться при наличии угрозы.
На пересечении интересов
Примечательно, что бомбардировке подверглись районы к юго-востоку от сирийского города Шаддади, который в настоящее время занят так называемыми «Отрядами народной самообороны» (сирийское ответвление боевиков террористической организации «Курдская рабочая партия», поддерживаемое США), а также пограничные территории.
Американцы всюду утверждали и до сих пор говорят, что помогают курдским воинским формированиям исключительно ввиду их активного участия в боях против ИГ. А теперь (хотя официальная Анкара всегда настаивает на этом) получается, что «идущие на смерть» очень даже неплохо сотрудничают с террористами и даже дают прибежище на контролируемой ими земле. Есть еще один момент - упомянутые случаи показывают, что официальный Багдад все чаще разворачивается спиной к Вашингтону, демонстрируя явную самостоятельность, а также, на первый взгляд, нестройную логику действий.
Помнится, когда в ночь на 14 апреля удар по Сирии нанесли вооруженные силы США, Великобритании и Франции якобы из-за «применения химоружия», правительство Междуречья выступило против них, за одно вместе с населением вспомнив про ночной Багдад с 8 на 9 апреля 2003-го. Аль Абади вместе со своим кабмином вышли на демонстрации вместе с десятками тысяч активистов, чтобы выразить свой протест. Иракцы, лояльные шиитскому духовному лидеру Муктаде Ас-Садру (тому самому, который развязал партизанскую войну против американских солдат после свержения Саддама Хуссейна), проследовали к скверу Тахрир с флагами Ирака и Сирии в солидарность с последней. На транспорантах и растяжках было написано: «Нет Америке, Нет колониализму» и «США убивают мирное население Сирии во имя демократии». Признаком народного гнева и крайнего неприятия бомбардировок Сирии было сжигание американского флага.
Но массовые протесты против авиаударов союзников - это только присказка, так как иракские власти не разрешили даже использовать свое воздушное пространство для атаки Сирии.
Между тем на почве бомбардировок поссорились аль-Абади и глава МИД Ибрагим аль-Джафари. Последний напрямую поддержал так называемый ирано-российский лагерь, не посоветовавшись со своим премьером, который пытался просто промолчать и игнорировать острые вопросы. Понятно, что премьер, устраивающий Вашингтон, весьма прагматичен, потому лишь осторожно заметил, что нужно «ехать тише», чтобы не потерять одну из частей страны, намекая на хрупкий религиозно-политический баланс.
В последние годы Ирак умудрялся поддерживать хорошие отношения и с Ираном, и с США. Обе страны помогли иракским вооруженным силам освободить Мосул и другие города от боевиков ИГ в 2014 году. Страна также сохраняла хорошие отношения с режимом Асада в Сирии. Но заставят ли нынешние бомбовые удары сделать окончательный выбор теперь?
Экспертное мнение
Говоря об отношении Ирака к сирийскому кризису, включая последние авиаудары, нельзя не рассматривать позиции других государств, которые в этом вопросе различными путями пытались воздействовать на официальный Багдад, отметил в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» глава Клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде:
- Наиболее жесткую позицию к официальному Дамаску заняли США, что было обусловлено традиционно негативным отношением Вашингтона к политике клана Асадов еще с советских времен. Их подход к сирийскому кризису необходимо рассматривать в контексте «доктрины Буша-младшего», которая наделяет США правом нанесения военных ударов по тем странам, которые «несут угрозу национальной безопасности». Дональд Трамп пошел еще дальше, внеся в список врагов всех, кто не согласен с его политикой, и предложил вначале обкладывать их санкциями. Стратегически он стремится к доминированию на Ближнем Востоке, потому рассматривает сирийский кризис, как удобный случай свергнуть правительство Асада-младшего и реализовать свои устремления.
Позиция Евросоюза в отношении сирийского кризиса в целом более сдержанная, хотя несколько большей активностью отличается макроновская Франция, президент которой зарекомендовал себя, как сторонник военной операции и личных инициатив Трампа. Официальный Лондон, почти отколовшийся от ЕС, тоже ударил по позициям Асада, хотя в парламенте, пусть и с незначительным перевесом, было принято решение против вмешательства в сирийские дела. Остальные, в том числе Италия и Германия, однозначно выступили против военного вмешательства в сирийский конфликт.
Пекин встревожен откровенными попытками США закрыть Китаю путь к энергетическим ресурсам Ближнего Востока. Помимо этого, КНР традиционно возражает против решения международных проблем военным путем, рассматривая последний, как традиционную часть западной политики. Собственный негативный исторический опыт определяет особую чувствительность Поднебесной к проведению военных операций или наложению санкций. Это стало одной из причин применения Китаем права вето, когда по инициативе ЛАГ в начале февраля 2012-го на голосование в Совбезе ООН был вынесен вопрос о военной операции в Сирии.
Между Ираном и Сирией существует подписанное в 2006 году Соглашение о взаимопомощи в случае, если одна из сторон подвергнется вооруженному нападению. После начала сирийского кризиса 7 лет назад тогдашний министр обороны Ирана генерал Ахмад Вахиди заявил, что его страна по-прежнему рассматривает это соглашение, как действующее, и готова к выполнению обязательств. Кроме того, в декабре 2009-го в Дамаске министры обороны Сирии и Ирана подписали Меморандум о взаимопонимании в области совместной обороны и военных дел. Надо сказать, что Тегеран до сих пор придерживается этих документов.
Что касается Российской Федерации, она с самого начала сирийского кризиса выступала против любых попыток свергнуть сирийское правительство, в том числе и с помощью военной силы, так как ее позиция базируется на взаимных интересах (примерно 8 % российского экспорта вооружения приходится на долю Дамаска, а это четвертое место после Индии, Алжира и Вьетнама). Более того, Москва не намерена покидать стратегические позиции на Средиземном море.
Таким образом на фоне развернувшегося между мировыми державами противостояния по сирийскому вопросу Ирак вроде занял независимую и нейтральную позицию, хотя от него ожидали присоединения к иранской позиции либо к позиции монархий Персидского залива. Поэтому, скорее всего, нужно склоняться к мысли, что иракские ВВС согласовали свои авиаудары с официальным Дамаском, для которого и «Отряды народной самообороны», и ИГ являются единым понятием, представляющим опасность территориальной целостности и государственной безопасности.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать