• пятница, 26 Апреля, 08:32
  • Baku Баку 12°C

Цена разворота к Дели,

14 апреля 2018 | 11:39
Цена разворота к Дели,

Исламабад ведет активные переговоры с Москвой по вопросу приобретения танков Т-90 и систем противовоздушной обороны, заявил накануне министр обороны Пакистана Хуррам Дастгир Хан. По его словам, речь идет не о пробной и не о единичной партии танков, а о большом контракте и долгосрочных обязательствах.
Что касается систем ПВО, то это еще один вид вооружения, который интересует Пакистан. «Мы очень заинтересованы в большом спектре российских оборонных технологий и не делаем секрета из этого, и когда завершим сделку, дополнительно объявим об этом», - сказал он.
Информация интересна тем, что, как известно, раньше армия дружественной страны во многом снабжалась за счет американских поставок, при этом Вашингтон оказывал Исламабаду финансовую поддержку в сфере безопасности. Однако с некоторых пор Белый дом приостановил военную помощь Пакистану.
Политическое разочарование
В начале финансового года официальный представитель Госдепа Хезер Науэрт объявила, что США приостанавливают поддержку Пакистана в сфере безопасности, мотивируя это решение тем, что, по их мнению, власти союзника прилагают недостаточно усилий для борьбы с терроризмом. Заморозка включила деньги, заложенные в программу финансирования зарубежных вооруженных сил не только на 2016 финансовый год, но и те средства предыдущего года, которые не были израсходованы или перечислены. Кроме того, Пакистан впервые был внесен в перечень стран, заподозренных в нарушении религиозных свобод, наряду с Бирмой, Северной Кореей, Саудовской Аравией, Туркменистаном, Ираном и Китаем.
По всем странам позиция заокеанской державы понятна, особенно по двум последним, но странно, что в него для полной комплектации не попала Россия. Тогда все встало бы на свои места, поскольку на самом деле американские обвинения - лишь повод, в то время как настоящая причина раздражения американской стороны кроется в чрезмерном сближении пакистанского истеблишмента с упомянутой троицей «оси зла», что отрицательно сказывается на американском влиянии и потенциальных сдерживающих факторах внешнеполитического вектора Вашингтона.
Однако у Исламабада иное видение причин ухудшения отношений с заокеанским партнером - по его мнению, противоречия возникли из-за недипломатичных заявлений президента США Дональда Трампа, что и привело к сокращению финансовой помощи. Вчитайтесь текст и сделайте выводы: «Мы по ошибке передали им более $33 млрд финансовой помощи за последние 15 лет, а в ответ они не дали нам ничего, кроме лжи и обмана, держа наших лидеров за дураков. Они укрывают террористов, за которыми мы охотимся в Афганистане, и практически не помогают. Такого больше не будет!».
И эти слова сказаны в адрес наиболее лояльного партнера, который всегда верой и правдой помогал хотя бы в вопросе выдворения советских войск с гор Памира и Гиндукуша, о чем до сих пор вспоминают, в частности, азербайджанцы армейского призыва 1977-89 годов. Все мы, когда упоминаем движение «Талибан», считаем его афганским, но пакистанцев там в свое время было достаточное количество, и воевали они с «шурави» неистово.
Кстати, они в основной массе своей и сейчас по инерции отплевываются при упоминании Кремля, и тем более интересно заявление местного правительства о намерении переориентировать внешнеполитический курс страны на Россию, Европу и… Китай, что вообще не вяжется с тамошней ментальностью. Хотя нет, такая модель поведения очень даже подходит под определение «хоть с чертом, только не с гринго». А ведь до недавнего времени все было как раз наоборот.
Все началось гораздо раньше
Впрочем, предпосылки для отдаления Пакистана от США появились чуть раньше, но связаны они опять же с «проделками Скруджа». В августе прошлого года глава Белого дома после пассажа о страданиях пакистанцев от действий террористов без обиняков заявил, что американцы оставляют за собой право бороться с террористическими организациями на территории самого Пакистана.
Понятно, что это было расценено как попытка вмешаться во внутренние дела и вызвало резкую реакцию со стороны как официальных властей, так и непосредственно населения - в стране состоялись массовые антиамериканские акции протеста, участники которых назвали позицию Трампа провокационной.
После этого на неопределенный срок был перенесен визит туда спецпосланника США по Афганистану, и вот тут официальный Вашингтон (но только не президент-бизнесмен) понял, что допустил просчет, - уже в феврале было объявлено о совместных российско-пакистанских контртеррористических учениях и о партнерстве при военно-технических разработках.
Повод или причина?
Терроризм - крайне болезненная тема для Пакистана, так как крупные теракты сотрясают эту страну по нескольку раз в год, унося за раз десятки, а иной раз сотни жизней. Помните, как более 10 лет назад погибла бывшая премьер-министр от Народной партии Беназир Бхутто? И таких случаев масса, но при этом в западных СМИ распространяется информация о том, что якобы пакистанские спецслужбы поддерживают талибов в борьбе с западным военным контингентом в Афганистане и что конечной целью этой политики является восстановление в регионе власти «Талибана».
Однако в действительности это далеко не так. Дело в том, что Пакистан - сложная страна. Важную роль там играют воинственные пуштуны - разделенный народ, населяющий смежные области Пакистана и Афганистана и не контролируемый центральными властями обеих. Поэтому именно его представители составляют большинство вооруженных «студентов».
Так вот, пакистанские власти пытаются бороться с терроризмом, но победить боевиков очень не просто в силу местной специфики, так как граница между государствами пролегает по горной местности, и боевики беспрепятственно перетекают из одной страны в другую, скрываясь козьими тропами от преследования. Потому нет ничего удивительного в том, что Бен Ладен был обнаружен как раз на территории Пакистана.
Кроме того, «Талибан» - неоднородная структура, и его пакистанский филиал является откровенно террористической группировкой, совершающей жестокие атаки на гражданское население. Поэтому у США нет причин обвинять Исламабад по данному поводу. Так что, судя по всему, главным мотивом охлаждения отношений между ними является сближение Пакистана с Китаем на фоне противоречий обеих сторон с Индией.
Планов громадье
У Пекина, что называется, планов громадье в отношении Исламабада. Года три назад председатель КНР Си Цзиньпин инициировал строительство транспортной сети, которая свяжет китайскую территорию с побережьем Индийского океана, и даже готов вложить в создание шоссе, железных дорог и трубопроводов около $46 млрд. Речь также может идти о военно-политическом сотрудничестве. Например, в 2016 году китайская корпорация судостроительной промышленности CSIC заключила контракт на поставку туда восьми многоцелевых подводных лодок. Есть и афганская тема: в прошлом году стороны договорились о том, что противоречия между Афганистаном и Пакистаном будут разрешаться в трехстороннем формате.
Дрейф в сторону Китая связан во многом с тем, что США, которые очень долго поддерживали Пакистан в противовес Индии, совершают разворот в сторону Дели. Это связано с огромным потенциалом - Индия с более чем миллиардным населением может стать следующей «мастерской мира» после Китая. Поэтому Пакистан с целью ограничить индийскую сторону начинает более активно поддерживать Китай, который, со своей стороны, видит в Индии будущего конкурента.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать