• пятница, 29 Марта, 13:57
  • Baku Баку 14°C

Фанат Twitter-дипломатии

13 апреля 2018 | 09:47
Фанат Twitter-дипломатии

ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Ситуация в Сирии и вокруг нее серьезно обострилась. Американцы готовятся к нанесению массированного ракетно-бомбового удара по позициям правительственных сирийских сил в наказание за якобы химическую атаку против мирного населения. Россия не собирается сдавать своего союзника и устами высокопоставленных военачальников уже выразила готовность защищать Сирию всеми доступными средствами. В сложившейся ситуации две державы впервые со времени Корейской войны (1950-1953) оказались на грани прямого вооруженного столкновения.
Своим видением ситуации в Сирии и перспектив разрешения кризиса в интервью газете «Каспiй» поведал главный эксперт Американо-азербайджанского фонда содействия прогрессу Алексей Синицын.
– С чем связано желание президента США Дональда Трампа нанести удар по Сирии?
– Сейчас журналисты всего мира упражняются в остроумии, обсуждая ментальные особенности президента Трампа. Многие объясняют демарш американского лидера против России его горячим желанием доказать, что он не имеет никаких тайных связей с Москвой, которая якобы вмешивалась в ход президентской кампании в США. Все это, конечно, очень интересно…
Но почему-то СМИ не понимают, что с полной зачисткой самой мощной группировки оппозиционеров в Восточной Гуте окончательно рухнули планы Запада на захват Дамаска и физическим устранением Асада по ливийскому сценарию. Эти замыслы уже являются секретом Полишинеля, настолько они очевидны. Под надуманным, но благовидным предлогом - химатака с «погибшими» детьми - коалиция готовилась нанести ракетно-бомбовые удары по правительственным кварталам Дамаска.
Под их прикрытием в город врывались бы хорошо вооруженные профессионалы частных военных компаний (ЧВК), той же Academi, бывшая Blackwater, и наиболее подготовленные команды террористов под командованием офицеров спецназа разных стран. Одновременно в самом Дамаске «спящие ячейки» боевиков вышли бы из подполья. План хорошо «легендировался» под «народное восстание» и имел все шансы на реализацию. От передовой боевиков до сирийских важнейших центров управления было тогда всего с десяток километров.
Однако в конце феврале в Сирии появились новые многоцелевые самолеты ВКС России Су-57, которые прошли «боевые испытания» в Восточной Гуте, превратив позиции ЧВК в кирпичную пыль. Видеокадры этих «испытаний» легко найти в Сети. Сирийские источники утверждают, что в мясорубку попало не менее 2000 бойцов (западные СМИ фактически игнорировали этот эпизод сирийской войны). А теперь сирийская армия и Восточную Гуту целиком освободила. Значит, Западу необходимо ввести в действие план «Б», активация которого тоже начинается с инсценировки «химической атаки», что мы и получили в сирийской Думе.
– Но если это так, то в чем тогда заключается этот самый план «Б»?
– Он тоже очевиден и похож на первую часть ливийского сценария. Коалиция начинает уничтожать с воздуха центры управления и всю инфраструктуру сирийской армии, которую на земле будут атаковать формирования боевиков. Они уже выразили горячее желание поучаствовать в этой операции.
– Как этот удар - если он будет нанесен - отразится на иранских и российских военных специалистах в Сирии? Попадут ли и они под удар?
– Судьба иранцев из Корпуса стражей исламской революции американцев не волнует. Хотя есть данные, что Иран уже эвакуирует своих офицеров и часть шиитских милиций в Ирак. А вот что касается шести тысяч российских военных, то они не попадут под удар, если только все они - офицеры Центра по примирению враждующих сторон, многочисленные советники, бойцы Сил специальных операций, разведчики, медики и др. - соберутся на своих базах в Хмеймиме и Тартусе и будут молиться, чтобы, как говорят в Одессе, американцы «в них случайно не промахнулись».
Я не представляю себе ничего подобного. К чему тогда было вообще появляться в Сирии, освобождать все эти города - Пальмиру, Алеппо, Дейр-эз-Зор - в конце концов героически гибнуть там? Для президента Путина это не просто репутационные потери, а капитуляция со всеми вытекающими последствиями. Поэтому такое развитие событий видится невозможным.
– Какова сейчас оперативная ситуация вокруг Сирии и может ли ее неблагоприятное развитие привести к прямому военному столкновению на этой территории российских и американских военных?
– У американцев есть такой индикатор - DEFCON (DEFense readiness CONdition - готовность обороны), то есть шкала готовности вооруженных сил США. Она варьируется от 5 до 1. DEFCON 5 - это протокол мирного времени. DEFCON 1 соответствует ожиданию немедленной полномасштабной ядерной атаки. Он объявлялся только однажды, в ноябре 1983 года, после вторжения американцев в Гренаду. Все НАТО тогда было мобилизовано под прикрытием учений Able Archer («Опытный лучник»). Сейчас, когда мы с вами беседуем, действует протокол DEFCON 4, подразумевающий усиление разведдеятельности. Но есть информация, что американцы выйдут на DEFCON 3. Это уже серьезно - такой уровень был объявлен после атаки на «башни-близнецы». Но это все-таки не война.
Сейчас военные эксперты разных стран ведут лихорадочные подсчеты соотношения сил и средств США и России на сирийском театре военных действий: сколько крылатых ракет может уничтожить «Панцирь-С1», сколько самолетов - дивизион С-400, а сколько противокорабельных ракет «Оникс» есть у российских кораблей, которые покинули базу в Тартусе и уже выстроились в боевой порядок в Восточном Средиземноморье?
Все это теоретически можно подсчитать, но ясно, что при выходе на сирийский ТВД авианосной группы во главе с авианосцем «Гарри Трумэн» и задействования других сил и средств американских флотов и авиации с восточного направления превосходство американцев станет подавляющим. А значит, Москве придется пустить в дело, к примеру, авиацию Южного военного округа - истребители-перехватчики дальнего радиуса действия МиГ-31 с гиперзвуковым авиационным ракетным комплексом «Кинжал». США тоже ответят, и так можно дойти до обмена ядерными ударами…
– Поддержат ли в этом вопросе США ее союзники по НАТО, Израиль и арабские страны?
– Здесь все зависит от позиции России. Если она уступит, сдаст Асада, то присоединиться к «коалиции желающих» захотят очень многие. Ну почему бы безнаказанно не потерзать Сирию, а заодно и не плюнуть в сторону Москвы?
– Однако непонятно, почему нет никаких личных телефонных переговоров между Путиным и Трампом? Все мировые СМИ задаются этим вопросом…
– У меня есть только собственное объяснение. Трамп - фанат Twitter-дипломатии, а не прямых переговоров. У меня есть ощущение, что он пребывает на вершине блаженства, публикуя противоречивые твиты, тем самым повергая мир в состояние биполярного психического расстройства - от эйфоричной надежды до тяжкой депрессии. Причем еще до обеда. Прямо-таки властелин вселенной. Уже и британский Times взмолился, просит Трампа «тщательно обдумывать свои действия, а не писать угрозы в Twitter».
Думаю, что и советники президента стараются оттереть его от телефона - еще что-нибудь напутает, пообещает или наоборот не поймет какое-нибудь «очень, очень хорошее предложение» Путина. Тому тоже не резон - Трамп очень легко отказывается от своих же собственных слов и обещаний.
– Судя по информации из прессы, американцы готовы к нанесению массированного удара по Сирии. Но в последних записях в Twitter Трамп призвал Россию к прекращению гонки вооружения, а потом вообще заявил, что удар по Сирии может быть нанесен «не скоро». Означает ли это, что Трамп опасается вооруженного противостояния с Россией?
– Любой лидер должен по определению избегать ядерной войны, поскольку мировое общественное настроение явно меняется в пользу какого-то мирного исхода. Меня привлекла статья в Daily Mail, которая предложила вместо войны бойкотировать чемпионат мира по футболу. Автор предается горьким размышлениям: «Мы живем в странном мире, в котором считается, что можно пожертвовать жизнями людей ради борьбы против применения химического оружия, но при этом игра в футбол считается чем-то неприкосновенным».
Но если серьезно, то надо вернуться к истории Карибского кризиса. Тогда стороны фактически обменялись базами - Москва убрала ракеты с Кубы, а Вашингтон - из Турции. Только Кеннеди не хотел, чтобы о его уступках стало широко известно. Больше всего он опасался подорвать свой авторитет среди американских избирателей. Нечто подобное происходит и сейчас.
Трамп напрямую связывает предстоящие выборы в Конгресс со своим влиянием в обществе, и если оно будет подорвано, республиканцы могут проиграть демократам обе палаты. К тому же и призрак импичмента президенту вновь начал приобретать для Трампа все более реальные очертания. Поэтому президент США будет требовать от Москвы нечто такое, что он способен занести себе в политический актив. Например, «голову Асада», то есть отстранение сирийского президента от власти и замены его каким-то «национальным правительством». На это Кремль точно не согласится.
Много говорится о том, что Трампу дадут «побомбить». Вряд ли целью определят Народный дворец на горе Касаюн над Дамаском, но это может быть авиабаза в Думейре в 30 с лишним километрах от столицы. С нее совершались вылеты на Восточную Гуту, и, кстати, сирийцы уже эвакуировали свою авиацию и все ценное. Так что она вполне пригодна для нанесения театрального удара крылатыми ракетами, как это уже было при атаке авиабазы Шайрат ровно год назад. Все закончится «бомбежкой сараев», после которой все на некоторое время успокоится.
Но никто не знает точно, какой уровень амбиций у американского президента в сирийской истории и какие «красные черты» на поле уступок провел для себя президент Путин. Я не верю, что они будут значительны, иначе предстоящий парад на Красной площади, к которому так трепетно относятся в России, превратится в жалкий фарс.
Впрочем, более вероятно, что стороны разойдутся, так и не вступив в реальные боестолкновения. В конце концов, в Карибском кризисе соотношение баллистических ракет было 1:17 в пользу США, но Вашингтон от войны все-таки удержался. Сейчас ситуация с вооружениями такова, что скорее американцам, а не русским она должна внушать чувство пессимизма. Однако элиты изменились, и сегодняшнее их состояние явно не в пользу политических наследников Джона Кеннеди и Роберта Макнамары.
Процесс военной конфронтации ядерных держав уже запущен. Такие истории, как «химатака» в Думе и последовавшая за ней военная истерия, могут и, что хуже всего, будут повторяться. Миру предстоит еще долго балансировать на грани войны, и нет никакой уверенности, что ядерные игроки вольно или невольно с этой грани не сорвутся.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать