• пятница, 19 Апреля, 20:52
  • Baku Баку 24°C

Опять вето

12 апреля 2018 | 10:47
Опять вето

ПОЛИТИКА
Как и предполагалось, Совет Безопасности ООН вполне ожидаемо показал свою несостоятельность при голосовании по предложенному США проекту резолюции о расследовании возможной химической атаки в Сирии.
Документ поддержали 12 стран - постоянных и непостоянных членов гаранта глобальной безопасности, против выступили Боливия и Россия, причем голос последней был решающим. Если бы не ее право вето, резолюция прошла бы «на ура», так как для утверждения требуется всего лишь, чтобы ее поддержали представители девяти стран.
Проблема уперлась в личное присутствие в городке Дума рядом с Дамаском специалистов из Москвы, но тамошнюю территорию контролирует вооруженная оппозиция, потому оценки ситуации весьма предположительны - ссылаясь на них, члены НАТО требуют признать факты, а русские отказываются сделать это.
На фоне предупреждений
Напомним, что на неделе американо-арабские врачи и спасатели, работающие в Сирии, по факту жертв (количество погибших от характерных отравлений оценивается по меньшей мере в 70 человек) сообщили о возможной химической атаке в контролируемом повстанцами поселке Дума, расположенной в оазисе Восточная Гута.
Тогда же спецпосланник генерального секретаря ООН по Сирии Стефан де Мистура заявил, что по данным неправительственных организаций (!) у сотен людей были обнаружены симптомы, схожие с реакцией на применение химического оружия. При этом спецпредставитель отметил, что у ООН нет возможности проверить достоверность этой информации.
Любопытно, что за день до происшествия российские власти заявляли, что члены запрещенной во многих странах организации «Джабхат ан-Нусра» готовят в подконтрольных им районах атаки с применением так называемого боевого хлора. Что на самом деле произошло и сколько было погибших, из независимых источников подтвердить пока невозможно, но официальный Дамаск информацию о химической атаке назвал сфабрикованной, хотя западные страны и в первую очередь США, считают достаточными свидетельства, представленные активистами.
В Москве категорически отвергли возможность использования армией Асада химического оружия против повстанцев в Думе, и то, что Россия, выступающая союзником Асада, чью армию обвиняют в применении химического оружия, может наложить на резолюцию вето, было вполне ожидаемо.
Совбез ООН не поддержал и два российских проекта резолюций, касавшихся расследования сообщений о применении химоружия в Сирии. Сначала был отклонен документ о работе нового механизма по расследованию химических атак - российский документ отличался от документа США, которые настаивали на том, чтобы новый механизм определил виновных (!) в использовании химического оружия в Сирии, а СБ имел бы право санкционировать силовой ответ. Московская версия была более «щадящей» - там специально подчеркивалось, что гарант глобальной безопасности «досконально изучит» выводы комиссии, которая, однако, сама не назовет виновных в преступлениях, переложив это дело на интернациональную бригаду следователей.
По правде говоря, что американцы, что русские (последних мы знаем достаточно хорошо по собственному опыту), делая радикальные шаги, не особо оглядываются на международное право, следуя принципу политической целесообразности. В той же Сирии Москва воевала с так называемым «Исламским государством», однако «попутно» бомбила пункты, чье население выступало против Асада с оружием в руках, американцы действовали тем же методом - били ИГ, а заодно тех, кто поддерживал режим, и тоже не щадили мирных жителей.
И все же, поскольку московская версия резолюции более «гуманна», предложенный Кремлем документ поддержали не только Казахстан и Китай, что ожидаемо, но даже Боливия, Эфиопия и Экваториальная Гвинея, зато категорически против были США, Великобритания, Нидерланды, Перу, Польша, Франция и Швеция.
То есть, если присмотреться к списку, увидим, что решение второй категории голосующих было сугубо политическим - по принципу «против кого дружим». Та же участь постигла и второй, тоже вроде правильно оформленный с позиции политкорректности кремлевский документ, но в этот раз шесть государств воздержались при голосовании.
Полная готовность
По факту, именно отсутствие механизма принятия решений Совбеза ООН позволяет русским и американцам гнуть свою линию, привлекая союзников и сторонников.
Например, президент США Дональд Трамп с уверенностью заявил о том, что химическая атака имела место быть (словно сам был свидетелем трагедии) и что будут приняты решительные меры - не исключаются при этом и военные варианты «ответа», как это было год назад в Хан-Шейхуне. Но на этот раз американцы будут действовать не в одиночку, а совместно с вооруженными силами Франции и Великобритании.
Единое боевое командование в составе Пентагона, отвечающее за планирование операций и управление американскими войсками в случае военных действий в регионах Среднего Востока, Восточной Африки и Центральной Азии, уже получило указание приготовиться к введению уровня готовности DEFCON 3, которая означает пятнадцатиминутную готовность военно-воздушных сил.
В настоящее время в восточной акватории Средиземного моря наблюдается сколачивание группировки для удара по Сирии. С учетом множества авианосцев, фрегатов, крейсеров и прочих ударных судов, включая корабли, приписанные к британскому и французскому флотам, получается «непобедимая армада», которая может сыграть в блицкриг. То есть если предполагаемый удар будет наноситься из восточной акватории Средиземного моря, то его целями могут стать базы Асада в Думейре, Меззе, Тиясе (Тифор), Шайрате, Масиафе, Скальбии и Кувейрисе.
Понятное дело, что и Россия, в свою очередь, привела войска в Сирии в повышенную боевую готовность. Бомбардировщики Су-24 и истребители Су-30СМ с базы Хмеймим ведут постоянное наблюдение за действиями ВМС США в Средиземном море, периодически облетая корабли. Появилось даже вполне ожидаемое сообщение, что Министерство обороны РФ запросило у иранского правительства разрешение на посадку тяжелых бомбардировщиков в аэропорту Хамадан. Этот пункт расположен в довольно удачной стратегической точке, и сам аэродром надежен в том смысле, что туда можно сажать бомбардировщики Ту-22 и Ту-95, а также танкеры Ил-78, которые будут доставлять в Сирию авиационное горючее для российских истребителей.
В обстановке строгой секретности
Как говорится в известной крылатой фразе, «дело пахнет керосином». Как сказал корреспонденту газеты «Каспiй» глава исследовательского Центра «Атлас» Эльхан Шахиноглу, о серьезности намерений говорит строго конфиденциальная информация авторитетного онлайн-издания eremnews.com (зарегистрировано в ОАЭ) о том, что семья президента Башара Асада из-за возможного удара США по Сирии эвакуирована в Тегеран:
- Это вполне интересный сигнал, так как Асад ни разу не покидал страну за время ведения боевых действий и даже в то время, когда ИГ было на подступах к Дамаску. То есть ситуация выглядит куда серьезнее, чем в прошлом году, когда обстановка накалилась в связи с аналогичными событиями в Хан-Шейхуне. Между прочим, правительственные силы при поддержке авиации РФ добивают анклав боевиков в городе Дума, где и произошла химическая атака, после чего придет черед северо-восточной группировки оппозиции.
Все это вызывает крайнее раздражение Вашингтона - поэтому нет ничего удивительного, что на этот раз угроза силового ответа прозвучала недвусмысленно, причем на заседании Совбеза ООН. Однако, скорее всего, как и в случае с Хан-Шейхуном, удар будет нанесен по каким-то второстепенным инфраструктурным объектам, что будет преподнесено как наказание диктатора. США могут этим ограничиться, так как «публичная порка» Асада чревата серьезными имиджевыми потерями для Путина, выступающего в роли защитника сирийского диктатора. Что касается прямого военного столкновения двух держав на этом фронте, прагматично назвать победителя довольно трудно, но очевидно, что последствия могут стать фатальными для всех.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать