• четверг, 28 Марта, 15:33
  • Baku Баку 16°C

Покер с угрозами

11 апреля 2018 | 10:58
Покер с угрозами

СИТУАЦИЯ
Судя по обещанию президента США Дональда Трампа, осталась всего пара суток до «наказания виновных» в химической атаке на мирное население сирийского города Дума.
Отвечая на вопрос о возможной причастности России к этому злодеянию, глава Белого дома впервые не отверг такой возможности и предупредил, что всех виновных без разбора и выгораживания ждет расплата.
А что же Совбез ООН? Почему решения принимает не признанный гарант глобальной безопасности, а какой-то один неадекватный «товарищ», подмявший под себя все структуры и «во имя общечеловеческих ценностей» бомбящий страны на всех континентах, за исключением Антарктиды и Австралии? Понятно, что Совбез не молчит, но толку от этого мало, поскольку он превратился из площадки для выработки консенсуса и принятия взвешенных резолюций в настоящий базар, где товарки поливают друг друга чуть ли не последними словами…
А вот и пример
Недавнее экстренное заседание Совбеза должно было расставить все по местам, однако уже судя по списку его инициаторов (США, Франция, Великобритания и еще шестерка привязанных к ним государств) даже неискушенный в такого рода перипетиях читатель поймет, что целью «прозаседавшихся» является не детальное обсуждение сложившейся ситуации, а указание пальцем на «главного бандита и провокатора» в лице России. И это при том, что постоянный представитель РФ в ООН Василий Небензя жив-здоров, имеет право голоса и даже вето, и вообще уполномочен увести дебаты в «правильное русло».
Впрочем, он так и сделал, посвятив большую часть своего выступления критике действий США и их союзников, «слепо следующих в фарватере и без всяких оснований занявших конфронтационную позицию в отношении Сирии и России». При этом примечателен был его пассаж о том, что Вашингтон, Лондон и Париж «используют широкий арсенал методов, в том числе клевету, оскорбления, воинственную риторику, шантаж, санкции и угрозы применить силу против суверенного государств, а также тон, которого не было даже во время холодной войны». А говоря о химической атаке, он вообще поставил под сомнение факт нападения с применением химического оружия, так как нет никаких свидетельских показаний, подтверждающих этот инцидент, а российские специалисты, находящиеся там, ничего не обнаружили. «Они взяли пробы грунта, которые показали отсутствие нервно-паралитических и хлорсодержащих веществ», - заявил российский дипломат.
По его словам, «внешние спонсоры в лице ведущих западных стран готовы схватиться за любую соломинку, чтобы сохранить хотя бы небольшой очаг террористического сопротивления на расстоянии выстрела от сирийской столицы, чтобы боевики и дальше могли терроризировать простых жителей, отнимать у них еду и выпрашивать у международного сообщества гуманитарную помощь».
Постоянный представитель США Никки Хейли тут же отвергла обвинения, предложив продемонстрировать фотографии «больниц, ставших объектом химических атак, бомбардировок бочковыми бомбами с тем, чтобы увеличить число жертв среди гражданского населения».
Призывая Совбез преодолеть попытки России заблокировать любые решения, связанные с потенциальными военными преступлениями, она подчеркнула, что Москва своими действиями в Сирии подрывает авторитет ООН: «Только настоящее чудовище способно совершать преступления против мирных жителей, чтобы не было ни больниц, ни врачей, которые могли бы смягчить боль. У чудовища, которое несет ответственность за эти нападения, нет совести, его даже не шокируют фотографии детей. Российский режим, руки которого также в крови сирийских детей, не стыдится этих фотографий».
Оседлав любимого коня, американский дипломат призвала «не забывать о роли Кремля в разрушительной политике Асада». Ведь именно российские военные советники руководят осадой районов, находящихся под контролем оппозиции, а российская авиация прикрывает эти операции с воздуха. Она напомнила, что Москва 11 раз прибегла к вето для того, чтобы предотвратить действия Совбеза по следам преступлений против мирного населения, что опять же Москва положила конец работе так называемого «совместного механизма» по расследованию атак с применением оружия массового поражения. Хейли призвала Совет Безопасности поддержать проект резолюции с требованием обеспечить неограниченный доступ гуманитарной помощи в Думу и восстановить международный независимый механизм, который бы обеспечивал оперативное расследование возможных химических атак.
Будет ли дан адекватный ответ?
Как считает экспертная группа газеты «Каспiй», ответ за химическую атаку будет дан, хотя не стоит ожидать, что это будет незамедлительно и, главное, адекватно. Возможно, израильский удар по авиабазе в Хомсе был первой реакцией, а может последовать нечто аналогичное со стороны США.
Однако в целом американцы начали думать о системном воздействии на Россию, что гораздо больше, чем удары по авиабазам и даже потрясшие соседскую экономику персональные и корпоративные санкции. Впервые со времен распада СССР Запад начинает относиться к северянам как к непредсказуемой стране. Ситуация усугубляется тем, что российские власти навязывают общественному мнению тезис, что произошедшее в Думе – это мнимая химатака, за которую тут же уцепился Запад. Но такая пропаганда выглядит убедительно только для внутренней аудитории, за рубежом же этот посыл абсолютно не воспринимается. Но вместо того, чтобы проявить какую-то гибкость, сказать, что «возможно, был акт химического нападения, наличие которого следует расследовать совместно», русские, включая Небензю, начинают с двух взаимоисключающих утверждений: первое - это провокация, второе - никакого химического нападения не было.
Однако позвольте, тут может быть что-то одно - либо это провокация с химатакой, либо ничего подобного не было вообще. Возможно, в головах у российской публики это прекрасно монтируется, но внешняя аудитория такой посыл не воспринимает. Так, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров высказался тоже по этому поводу: «Наши военные, находящиеся в САР, «на земле», предупреждали неоднократно, об этом говорило и сирийское правительство, что готовится серьезная провокация, направленная на то, чтобы опять обвинить Дамаск в применении химического отравляющего вещества против мирных граждан. Это стало причиной раскручивания колоссальной антисирийской кампании, которую сейчас разворачивают и против нас под тем предлогом, что Россия покрывает преступный режим, как они говорят».
Удар по Сирии будет нанесен
На этом фоне возникает вопрос: чего в этом случае можно ожидать от администрации Дональда Трампа с учетом его последних достаточно эмоциональных заявлений («Президент Путин, Россия и Иран ответственны за поддержку этого животного - Асада», - так прокомментировал Трамп сообщения о химической атаке)?
Так вот, удар по Сирии будет нанесен, их даже может быть несколько - по тем объектам, которые каким-то образом можно связать с использованием химического оружия, может быть, по складам с боеприпасами, по аэродромам, с которых взлетают самолеты. Не нанести его США не могут, не потеряв лицо после заявлений руководителя генерального штаба МО России генерала армии Валерия Герасимова, который ранее предостерег, что «в случае угрозы жизни нашим (российским - прим. Ред.) военнослужащим Вооруженные силы РФ примут ответные меры воздействия как по ракетам, так и носителям, которые их будут применять».
Собственно, эта какая-то игра в покер с угрозами, которая не оставляет выхода партнеру, но об этих ударах генерал Герасимов скорее всего будет предупрежден по тем же каналам, как это было год назад, когда американцы готовили удар по Хан-Шейхуну, или утром 8 апреля, когда были предупреждены российские военные об ударах израильтян.
Понятно, что эскалации, грозящей прямым военным конфликтом ядерных держав, никто не хочет, даже русские и американцы, так что кто-то вынужден будет уступить место на мосту над бездной, в противном случае никто не может предсказать, кто выживет в условиях ядерной зимы…
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать