• суббота, 20 Апреля, 06:45
  • Baku Баку 14°C

«Тройка» не допустит раздела

06 апреля 2018 | 11:38
«Тройка» не допустит раздела

КОММЕНТАРИЙ
Президенты Турции, России и Ирана накануне встретились в Анкаре, чтобы обсудить конфликт в Сирии, в который самым прямым образом вовлечены все три страны.
По итогам встречи было принято совместное заявление, в котором, в частности, подчеркивается, что астанинский формат является единственной эффективной международной инициативой, способствующей миру и стабильности в этой стране и придавшей импульс женевскому процессу с тем, чтобы найти устойчивое политическое решение сирийской проблемы. Означает ли сам факт рандеву, что вопрос исчерпан или это всего лишь констатация добрых намерений одной стороны и предупреждение заокеанским соперникам, что тем «ловить нечего» на чужом празднике жизни? И вообще, не делается ли хорошая мина при отнюдь не хорошей игре?
Намеренья, как гор снега, чисты…
Помнится, в начале 1990-х годов была такая реклама одной из многочисленных коммерческих структур, но затем правоохранительные органы выяснили, что это очередная финансовая пирамида. В политику, конечно, прокуроры не сунутся, да и судить некого, поскольку речь идет о стране, где 7 лет сам черт ногу сломает, пока будет искать концы гражданской войны. Кроме того, команда нынешнего президента Сирии Башара Асада лично приглашала российские войска для урегулирования ситуации (читай, для зачистки территорий не столько от так называемого «Исламского государства», сколько от вооруженной оппозиции, поддерживаемой израильтянами и американцами). Потому и мы будем исходить из того, что формально Дамаск, Москва и иже с ними правы, да и пожелания их полностью отражены в тексте совместного «гладкого» заявления. Давайте посмотрим, чего они хотят от так называемой мировой общественности (речь идет об арифметическом большинстве стран ООН), а затем разберемся, чего она хочет от них?
Так вот, главы трех государств подчеркнули незыблемую приверженность суверенитету, независимости, единству, территориальной целостности и несектантскому характеру Сирии. По их совместному разумению, никакие действия, кем бы они ни были предприняты, не должны подрывать вышеуказанные принципы, подтвержденные соответствующими резолюциями ООН и волей представителей всех слоев сирийского общества. Они отвергли все попытки создать на местах под предлогом борьбы с терроризмом новую реальность и выразили свою решимость противостоять сепаратистским повесткам дня, направленным на подрыв суверенитета и территориальной целостности ближневосточной страны, а также покушение на национальную безопасность соседних стран.
Понятное дело, что Конгресс сирийского национального диалога, прошедший в Сочи 30 января 2018 года, был созван не для краснобайства, потому стороны не обошли и его стороной. Они считают, что «народное вече» на новый лад стало важной вехой в развитии политического процесса, отражающей волю представителей всех слоев местного общества (хотя там не было «американских» курдов и арабов, которым принадлежит немалый удельный вес в политике). Главы трех государств подтвердили свою приверженность соглашению о создании Конституционного комитета при поддержке Генерального секретаря ООН и международного сообщества, из чего вытекает поддержка работе действующего комитета в Женеве, но при обязательной координации с тремя упомянутыми гарантами.
В заявлении прозвучал призыв и к правительству Сирии, и к оппозиции, приверженной суверенитету, независимости, единству и территориальной целостности, поддержать результаты упомянутого конгресса, так как конфликт не имеет военного решения и может быть прекращен только путем переговоров в ходе открытого, свободного, справедливого и прозрачного политического процесса. Понятно, что все это должно завершиться восстановлением единства страны на основании свободного волеизъявления народа и создания Конституции, пользующейся всенародной поддержкой, а также свободными и справедливыми выборами с участием всех имеющих на это право сирийцев под соответствующим надзором ООН.
Выдвигаются нереальные требования
Список правильных предложений можно продолжать бесконечно долго, однако как быть с фактором неприятия большей частью населения режима Башара Асада, унаследовавшего драконовские формы правления от прежних правителей, включая Хафеза Асада. Как быть с миллионами беженцев, покинувших родные очаги и с большой долей вероятности не смогущих участвовать в выборах? Есть еще и такая деталь, как «вашингтонский печатный станок», подпитывающий амбиции лидеров непримиримой оппозиции. Помните, какую цифру назвал президент США Дональд Трамп относительно расходов его державы на ближневосточную кампанию? Вы не ослышались - $7 трлн, начиная с 2003 года, и неужели кто-то после этого надеется, что заокеанская держава отступится от намерений «урегулировать» на свой лад ситуацию в регионе с поправкой на соблюдение там интересов Израиля?
Как разъяснил диспозицию для корреспондента газеты «Каспiй» глава Центра исследований «Атлас» политолог Эльхан Шахиноглу, подтверждение решимости продолжить сотрудничество, направленное на ликвидацию в Сирии ИГ, Джабхат ан-Нусры, Аль-Каиды и всех лиц, групп, структур и организаций, связанных с ними, мало что значит:
- К сожалению, сегодня в политике действует принцип «не пойман – не вор», но ведь кто-то организует, вооружает и финансирует террористов, причем вокруг «правого дела» крутятся миллиарды баксов. Стороны подчеркивают, например, первостепенную значимость в плане предотвращения жертв среди гражданского населения, однако между проамериканской и, условно говоря, российской группировкой существуют разногласия относительно того, кого считать правильными и неправильными оппозиционерами. Москва полагает, что надо вести диалог с теми вооруженными оппозиционными группами, которые присоединились к режиму прекращения огня, остальных следует «мочить в сортире», Вашингтон же считает их соглашателями и коллаборационистами, мешающими демократическим преобразованиям. Однако всем известно на примере бывшей Югославии, Афганистана, Ирака, Ливии, прочих стран, что американцы подразумевают под этим понятием – не случайно у политологов в ходу выражение «дубина демократии».
Что касается намерений посылать в Сирию дополнительную гуманитарную помощь и содействовать гуманитарной деятельности, связанной с разминированием, восстановлением основных объектов инфраструктуры, в том числе социально-экономических объектов и сохранением исторического наследия, то тут тоже немало вопросов. Опять же возникает разночтение относительно того, кто будет курировать этот вопрос, как будет осуществляться контроль, будет ли в полном объеме действовать гуманитарный коридор и так далее.
Самое главное – между самими странами-гарантами есть немало недоговоренностей. Например, их президенты выступили за необходимость «долгосрочного прекращения огня», однако их позиции не свободны от противоречий. Если президент Турции Реджеп Эрдоган заявил, что мир в Сирии возможен только тогда, когда все стороны будут совместно бороться не только с террористами ИГ, но и с курдскими сепаратистами, то Хасан Роухани считает, что турецким войскам необходимо как можно скорее покинуть район Африна, передав контроль над ним силам Башара Асада. Перед вылетом в Анкару он же заявил местным СМИ, что все иностранные военные, чье присутствие не согласовано с Дамаском, должны покинуть территорию Сирии. Очевидно, что он имел в виду не только силы международной коалиции, руководимой США, но и турецкую армию.
Кстати, заявление «тройки» можно расценивать и как определенное послание властям заокеанской державы. Американцы, несмотря на то, что Трамп обещал в скором будущем покинуть ближневосточную страну, на практике только перебрасывают туда новые силы, то есть их слова пока расходятся с делами. Так что совместное заявление Турции, России и Ирана - это еще и сигнал американцам, что США должны как можно быстрее покинуть эту страну, так как находятся там на незаконных основаниях.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать