• пятница, 19 Апреля, 08:10
  • Baku Баку 13°C

Новая «холодная»?

27 марта 2018 | 18:05
Новая «холодная»?

ВЗГЛЯД
Никогда в истории так много стран не высылали российских дипломатов, как сейчас. С этим заявлением министра иностранных дел Великобритании Бориса Джонсона трудно не согласиться. Судите сами, общее число высылаемых российских дипломатов достигло 139 (!).
Об этой мере в связи с отравлением в Солсбери двойного агента Сергея Скрипаля и его дочери проинформировали США, Канада, Украина, Македония, Албания, Норвегия, 20 стран ЕС, Австралия. Исландия отказалась от диалога с Россией на высоком уровне.
В этой связи Джонсон уже поблагодарил их всех за солидарность, отметив, что союзники Лондона «осознанно поставили себя под угрозу возмездия». Глава британской дипломатии явно имеет в виду возможную ответную высылку дипломатов всех этих государств из России. Он заявил также, что мир устал от «бесконечных провокаций со стороны Кремля и русской агрессии».
В ответ официальный представитель российского внешнеполитического ведомства Мария Захарова заявила о «ничем не обоснованной агрессии Запада, которую политики этих стран продемонстрировали даже на фоне произошедшей трагедии в Кемерове». Хотя при чем тут вообще трагедия в Кемерове, эта горе-дипломат разъяснить не удосужилась.
Еще дальше в своих обвинениях пошел ее шеф. Как известно, весь сыр-бор начался именно с Лондона, который возмутился атакой на своих граждан и обвинил в этих действиях нынешнюю правящую верхушку России. Лишь после рассмотрения аргументов англичан поддержать их аналогичными действиями против Кремля решила часть стран ЕС, а также другие партнеры Британии, в том числе заокеанские. Но это очевидное обстоятельство почему-то не помешало главе МИД РФ Сергею Лаврову увидеть в этих печальных для России последствиях «руку Белого дома».
Министр иностранных дел Лавров рассказал журналистам, что, по его мнению, стоит за массовой высылкой сотрудников российских диппредставительств: «Мы знаем доподлинно, что это результат колоссального давления, колоссального шантажа, который, к сожалению, сейчас является главным инструментом Вашингтона на международной арене». Причем никаких аргументов в обоснование своих «доподлинных знаний» глава российской дипломатии почему-то не привел. А это значит, что до тех пор, пока он не представит соответствующих доказательств своих обвинений, их можно считать голословными.
В конце концов, если было какое-то давление по этому вопросу со стороны Штатов, то почему, спрашивается, такой разнородной оказалась реакция на него стран ЕС? Решение выслать дипломатов приняли ведь далеко не все европейские государства, в том числе и не самые сильные. Напротив, известный германский телеканал Welt сообщает о том, что решение лишь ряда стран выслать российских дипломатов показало, что Европа расколота. Этот шаг поддержали только 20 государств ЕС из 27, и даже там есть политики, которые критикуют его как необдуманный. Хотя бы это обстоятельство говорит как раз в пользу того, что по данному вопросу каждое государство принимало свое решение самостоятельно.
Далее Лавров заявил, что действия ряда стран по отношению к российским дипмиссиям не останутся без ответа: «Ответим, не сомневайтесь. Потому что такое хамство сносить, конечно, никому не хочется. Не будем этого делать». В этом как раз никто не сомневается.
Безусловно, происходящее на наших глазах можно назвать беспрецедентной по своим масштабам высылкой российских дипломатов. Но стоит ли на таком фоне проводить параллели с началом новой холодной войны? Пока что это довольно мягкий сигнал. Вопрос в том, последуют ли за этим бойкот Чемпионата мира по футболу в РФ и изоляция России? Британия уже намекает на дальнейшее. Их министр обороны сделал жесткое заявление, что терпение по отношению к Путину на исходе. А парламент составляет список российских олигархов и приближенных к Путину россиян, которые владеют имуществом в Британии, видимо, для ареста.
С другой стороны, политикам всегда приходится взвешивать возможные негативные последствия и реакцию противника. С этой точки зрения высылка дипломатов - это наименее рискованная и наиболее удобная опция. И это самое простое, что могло произойти. Но будут ли эти действия иметь какие-либо последствия в том плане, чтобы заставить Кремль поменять свою позицию (и набор «инструментов») на внешнеполитической арене? Вопрос сложный.
Рауф ТОФИКОГЛУ
banner

Советуем почитать