• четверг, 28 Марта, 15:58
  • Baku Баку 16°C

Прямиком на юг

09 марта 2018 | 13:43
Прямиком на юг

РЕГИОН
Министерства сельского хозяйства РФ и Ирана буквально накануне предварительно согласовали меморандум о поставках российской пшеницы. Планируется, что после снятия запрета экспорт составит 1,5 млн тонн в год.
Об этом сообщил министр энергетики России, он же сопредседатель российско-иранской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству Александр Новак. Ну, а поскольку он контролирует важнейшую для северян сферу, то, понятное дело, на заседании комиссии стороны рассмотрели реализацию проектов во всех отраслях, в частности речь шла об энергетике. Российские компании уже инвестировали в сектор нефтегазовой добычи одного из крупнейших партнеров последних лет 50 миллиардов долларов, причем стороны продолжают реализацию крупных, в том числе, многопрофильных проектов.
Договоренности и достижения
Нынче в моде трехсторонние форматы сотрудничества, потому в российских планах значатся перспективные договоренности по поводу создания совместного предприятия по проекту трубопровода Иран - Пакистан - Индия и энергетического моста на территорию наших южных соседей. Правда, по обоим случаям, особенно по первому, есть несколько вопросов, но это уже отсылка к практической плоскости. Что касается прямых взаимоотношений, условно говоря, русских с персами, то, например, поставки иранской нефти в Россию продолжаются не за звонкую валюту, а по схеме обмена «черного золота» на товары.
В рамках этого соглашения Россия получила к концу прошлого года 1 млн баррелей нефти из Ирана, а в этом году стороны рассчитывают выйти на объем в 5 млн тонн в расчете на дальнейшее расширение. Иными словами, зерно тоже будет поставляться в обмен на иранскую нефть, но дело в том, что согласно договору ОПЕК+, Россия не может наращивать добычу нефти, однако ограничений на продажу нефти нет. То есть, сохраняя прежние темпы добычи, Москва может продавать большее количество «черного золота» по мировым ценам, закупая его у тех же южан по более щадящей расценке.
В то же время Россия в последние годы собирает рекордные урожаи, что позволяет активно поставлять пшеницу на экспорт. Ранее сообщалось, что за текущий сезон (июль 2017 — июнь 2018) там было собрано 135 млн 393 тыс. тонн зерна, более двух третей которых пришлось на нынешнюю «королеву полей» - пшеницу.
Альтернатива повторным санкциям
Что касается Ирана, похоже, что он предпринял этот шаг в качестве альтернативы в ответ на ожидаемые повторные санкции со стороны администрации Дональда Трампа, который рассчитывает добиться от Тегерана, во-первых, предоставления международным инспекторам возможности осмотреть абсолютно все объекты, которые они затребуют для проверки. Во-вторых, он хочет гарантий того, что лидер ислама шиитского толка никогда (!) не сможет получить ядерное оружие, а в-третьих, соглашение должно иметь неограниченный срок действия.
И наконец, в-четвертых, ядерная программа Ирана и работа над созданием баллистических ракет, способных нести ядерное оружие, должны рассматриваться в комплексе. К тому же расчеты правительства Ирана вернуть около 100 млрд баксов нефтяных доходов, находящиеся на счетах в Соединенных Штатах, тоже не оправдались. А сделка с Москвой позволяет теократическому режиму сэкономить валютные средства, которых и без того в обрез. Кроме того, сделка между Россией и Ираном дает возможность судить о развитии отношений между двумя странами и степени зависимости второго, особенно после возвращения под контроль дамасского режима значительной части Сирии и использования иранских военных баз в военных операциях в этой стране.
Российско-иранское соглашение «нефть в обмен на товары» напоминает иракское соглашение с ООН «нефть в обмен на продовольствие», нацеленное на преодоление последствий блокады, которая была объявлена против страны в девяностых годах прошлого века. Тогда иракские нефтяные доходы использовались на обеспечение страны продовольствием. Также отмечалось, что это соглашение проложило путь к коррупции как на региональном, так и на международном уровнях, и, похоже, не внесло большого вклада в решение проблем, с которыми сталкивается Ирак до сих пор. В этом контексте остается открытым вопрос о том, сможет ли соглашение помочь Тегерану преодолеть стоящие перед ним экономические проблемы.
Как сказал в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» завотделом истории и экономики Ирана Института востоковедения имени академика З.М.Буниятова Видади Мустафаев, эта страна хочет импортировать пшеницу, чтобы затем вывозить муку в соседние страны:
- Это признал на днях и генеральный секретарь Продовольственной конфедерации Ирана Каве Заргаран. Мощности иранских мукомольных заводов задействованы лишь на 50%, и им требуется пшеница для увеличения продаж. Так, Иран стал одним из крупнейших поставщиков муки в Ирак. Кроме того, внутреннее потребление пшеницы там составит рекордные 18,35 млн тонн в этом году (у них год заканчивается 20 марта). И еще, поскольку дождей было «немного меньше», чем годом ранее, новый урожай может быть сравнительно «не густым». Интересно, что импорт пшеницы для внутреннего потребления сейчас запрещен в Иране в целях поддержки местных фермеров, однако на русских это не распространяется ввиду стратегического партнерства.
Кроме того, южные наши соседи – не единственные, на кого распространяются финансовые и прочие санкции, запреты Запада наложены на Россию тоже. Но тут есть один момент – если Гавана и Пхеньян долгие годы живут в этом режиме, то Тегеран, а тем более Москва, шутя справятся с преградами. Кроме того, русские еще со времен СССР успешно атакуют позиции Запада, периодически ослабляя партнерские отношения США с Евросоюзом, поощряя антиамериканские политические взгляды и нивелируя усилия Вашингтона в этой сфере. Для этого они могут и сейчас прибегнуть к операциям влияния, особенно на фоне давления администрации Трампа на европейцев.
Вообще, если посмотреть на крупные страны, то все они всегда справлялись с санкциями (кстати, Китай тоже долгое время ощущал давление). И здесь всегда складывались, на мой взгляд, три фактора. Первый состоит в том, что санкции мобилизуют страны, где высока культура труда. Второй фактор состоит в том, что с экономикой любой страны все будет в порядке, если люди будут иметь возможность нормально трудиться. Третий фактор - при любых ограничениях бизнес стремится сотрудничать с теми, с кем выгодно. Помните, когда СССР был под санкциями, американские инженеры строили заводы в ходе индустриализации, Китай был под санкциями, но стал всемирной фабрикой, кузницей научно-технических кадров и сегодня предлагает собственные глобальные проекты. Кроме того, технологии можно купить через третьи страны, а барьеры обойти разными способами.
Гошгар АЛИЕВ
banner

Советуем почитать