• пятница, 29 Марта, 18:26
  • Baku Баку 14°C

Второй шанс на жизнь,

25 февраля 2018 | 16:45
Второй шанс на жизнь,

ПРОБЛЕМА
Здоровье человека очень хрупко, и его легко можно потерять в результате болезни или несчастного случая. То же самое можно сказать и о человеческой жизни. Конечно, сейчас медицина добилась больших достижений, позволяющих спасать больных, которые раньше считались безнадежными, но, увы, не всегда при помощи лекарств и специальных аппаратов удается дать человеку второй шанс на жизнь.
Доноры живые и мертвые
Бывает, из строя выходит тот или иной орган, и решить проблему можно только одним способом - заменив его. Но мы не роботы, и найти нужные нам «детали» совсем не просто. Для этого ими должен поделиться живой человек, если речь идет, например, о почке, печени или костном мозге. С одной почкой можно нормально жить, а печень и костный мозг донора через некоторое время восстанавливаются. Как правило, донором в этом случае выступает родственник, иногда друг, но бывает, на призыв о помощи отзываются и незнакомые люди.
Так, в нашей стране уже давно успешно проводят операции по трансплантации почки и печени. Дело было так: в 2017 году у нас впервые была выполнена перекрестная трансплантация органов. Когда первый больной обратился в больницу с почечной недостаточностью, ему сообщили о необходимости пересадки почки. Донором больного выступала супруга, но выяснилось, что группа крови у них не совпадает. Тогда им посоветовали провести перекрестную трансплантацию с другим пациентом с той же проблемой, т.е. обменяться донорами. Семьи встретились, познакомились и выразили согласие на перекрестную трансплантацию.
Но когда речь идет, например, о сердце или легких, тут возможна трансплантация только от трупного донора. Последний вид трансплантации разрешен во многих странах мира, но в Азербайджане он до сих пор запрещен, хотя разговоры о необходимости изменений в данной сфере ходят уже давно. Мнения по этому поводу можно услышать в нашем обществе самые разные. Кто-то считает, что если человек умер, то совершенно нормально изъять у него органы, которые спасут, возможно, не одну жизнь. Другие уверены в том, что в таком случае черная трансплантология может расцвести буйным цветом. Они полагают, что тогда врачи, вместо того чтобы до последнего бороться за жизнь находящегося в тяжелом состоянии пациента, будут испытывать соблазн разобрать его на «запчасти». Ну и всегда возможно подстроить несчастный случай, чтобы было у кого изъять необходимые органы. Опыт развитых стран показывает, что все не так страшно, но при условии жесткого контроля.
По данным Всемирной организации здравоохранения, в 2015 году трансплантировано 119 873 органов, что на 1,65% больше, чем годом ранее. Чаще всего в мире требовались операции по замене почек (79 984) и печени (26 151), затем следуют сердце (6542), легкие (4698), поджелудочная железа (2328), кишечник (215). На данный момент в мире спрос на донорство органов значительно превышает предложение. Сегодня, как признают специалисты, все операции по трансплантации составляет лишь 10% от необходимого количества. Это обусловлено не только различным подходом к решению этой проблемы в отдельных странах, культурными представлениями тех или иных социумов, но и разной стоимостью операций, которая может достигать десятков тысяч долларов и евро.
Нужен государственный реестр
Многие эксперты отмечают не всегда равноправный доступ различных групп населения к необходимым медицинским услугам, где приоритет имеют более обеспеченные, тогда как остальные вынуждены довольствоваться очередью на операцию в общенациональных «списках ожидания». Об этом на организованных парламентским комитетом по здравоохранению слушаниях по усовершенствованию закона «О трансплантации человеческих органов и (или) тканей» заявил председатель комитета, академик Ахлиман Амирасланов.
Председатель комитета сказал, что в Азербайджане несколько клиник осуществляет трансплантацию органов. «На сегодняшний день в Азербайджане нет никаких проблем для пересадки сердца с медицинской точки зрения. Проблема в дефиците доноров и органов. В первую очередь в Азербайджане нужно создать госреестр трансплантации органов. Кроме того, необходимо создать центр, подтверждающий смерть мозга», - добавил А.Амирасланов.
А заведующий сектором права и внутреннего контроля Минздрава Эльхан Азизов в свою очередь отметил, что было бы неплохо снять ограничения в законе о купле-продаже органов, поскольку сейчас это считается преступным деянием. Он отметил, что, возможно, нам следует это разрешить.
По словам представителя министерства, во многих случаях люди сами договариваются между собой о трансплантации: «Мы закрываем на это глаза, но такова реальность. Может быть, разрешив это, мы устраним проблему очередей за донорскими органами. Было бы неплохо позволить это в определенных рамках. Продажа органов в криминальных целях, конечно же, должна сурово караться».
Э.Азизов отметил, что на сегодняшний день одним из важных вопросов является родство донора и больного: «В законе нет никаких ограничений на это. В клиниках отказываются пересаживать органы от людей, не доводящихся больному родственником. В таком случае граждане жалуются в Минздрав».
Как рассказал корреспонденту газеты «Каспiй» депутат Милли Меджлиса Муса Гулиев, предложение о допустимости купли-продажи органов для трансплантации было озвучено некоторыми экспертами, но он считает подобное недопустимым. По словам нашего собеседника, в нашем законодательстве четко говорится о том, что такие действия являются незаконными. «Донорство органов - жест доброй воли со стороны людей, и никак иначе», - отметил депутат.
В свою очередь хирург-трансплантолог Центральной больницы нефтяников Мирджалал Кязыми озвучил нам свое мнение по данному вопросу.
- 9 февраля на слушаниях в Милли Меджлисе обсуждался вопрос трансплантации органов. Я присутствовал на данных слушаниях. Создана рабочая группа, в которой будет продолжена работа. Что касается купли-продажи органов, то, на мой взгляд, это не должно быть разрешено. Если бы такое решение было принято, это могло бы негативно сказаться на имидже страны, - отметил трансплантолог.
Закон нуждается в усовершенствовании
Некоторые эксперты считают, что если будет разрешена трансплантация от трупных доноров, то нужно внести пункт, согласно которому в случае если рядом с погибшим, скажем, в результате ДТП или иного несчастного случая нет родственников, можно было бы изымать органы у покойного без их разрешения. Но при этом важно, чтобы была подтверждена смерть мозга и если при жизни человек не написал письменный отказ против изъятия у него органов после смерти.
Вообще, существующие в мире модели трансплантологии предлагают свои варианты решения проблемы донорства. Однако рекомендуемая Всемирной организацией здравоохранения модель придерживается принципа «презумпции согласия», по которому возможен забор органов у умершего человека при условии, что он либо его родственники не выразили своего неодобрения на проведение подобной операции. Схожие правила действуют, например, в таких странах ЕС, как Австрия, Бельгия, Испания, Венгрия, Нидерланды, Финляндия, Чехия. Что касается испрошенного согласия, то оно означает, что до своей кончины умерший заявлял о согласии на изъятие органа либо член семьи четко выражает согласие на изъятие в том случае, если умерший не оставил подобного заявления. Доктрина испрошенного согласия предполагает определенное документальное подтверждение. Примером подобного документа является карточка донора, получаемая в США теми, кто высказывает свое согласие.
Как рассказал в беседе с нами М.Кязыми, на сегодняшний день в закон «О трансплантации органов и тканей» предложено добавить несколько пунктов. По словам нашего собеседника, упомянутый закон был принят в 1999 году, но тогда в Азербайджане не проводили операций по трансплантации органов и врачи не знали, с какими проблемами им придется столкнуться.
- Однако за период с 2008 по 2018 год было проведено 600 операций по пересадке почек и печени. И мы поняли, что есть пункты, которые нужно добавить в закон. Сейчас мы можем помочь порядка 40% больных, нуждающихся в трансплантации почек и печени, так как у них есть доноры. Но бывает, у человека нет близкого родственника, готового стать донором, или же потенциальный донор по каким-то показателям не подходит. Вообще, хочу отметить, что доноров в стране не хватает.
А ведь немало людей нуждается в органах, которые возможно получить только от трупных доноров. Пока подобные операции в нашей стране невозможны, но они могли бы спасти немало жизней, - сказал М.Кязыми.
Что касается специалистов-трансплантологов, то, по словам нашего собеседника, нехватки в них в стране нет. Он отметил, что их центр - единственный в стране, осуществляющий трансплантацию органов, и там работают специалисты высокого уровня, многие из которых получили образование в Турции, Японии и других ведущих странах мира. М.Кязыми подчеркнул, что операции по трансплантации должны осуществлять врачи, имеющие как минимум три года образования в этой сфере.
- Где и как получали образование врачи-трансплантологи, имеет особую значимость. В случае проведения такой операции иностранным специалистом необходимо иметь свидетельство, разрешающее заниматься этой деятельностью, - резюмировал М.Кязыми.
Елена МАЛАХОВА
banner

Советуем почитать