• четверг, 28 Марта, 12:13
  • Baku Баку 16°C

Опиум для народа,

18 февраля 2018 | 11:25
Опиум для народа,

ПРОБЛЕМА
Секты создаются для того, чтобы заманивать в свои сети людей, промывать им мозги и использовать в своих корыстных интересах. Из-за них ломаются судьбы, разрушаются семьи. Как правило, туда попадают люди, испытывающие те или иные жизненные трудности.
Руководители сект - хорошие психологи, они знают, как утешить, но взамен незаметно отбирают у человека волю, подчиняют его жизнь своим деструктивным правилам. В нашей стране тоже действуют некоторые секты, пропагандирующие свое учение как среди взрослых, так и среди подростков и детей. О причинах распространения сект в нашей стране и о том, как с этим бороться, корреспондент газеты «Каспiй» поговорила с председателем Правозащитного центра Азербайджана Эльдаром Зейналовым.
- Насколько распространены религиозные секты в нашей стране?

- Сначала необходимо определиться, что считать сектами. Обычно под ними подразумевают группы, отколовшиеся от господствующей религии и имеющие свой взгляд на ее основные доктрины, за что их обычно и преследуют. При этом подразумевающимся признаком секты является ее относительная малочисленность.
Скажем, христианство в начале своей истории было малочисленной сектой внутри иудаизма, причем таковых у иудеев было несколько. Их преследовали, а прошло время - и христианство выросло и стало более многочисленным, чем иудаизм, и породило свои секты. Сейчас одни из конфессий, которые считают себя главными и традиционными, лоббируют подавление роста остальных, нетрадиционных. Например, затруднение регистрации новых конфессий, запрет прозелитизма (стремление обратить в свою веру), цензура публикаций...
Некоторое время назад в Азербайджане запретили проповеди иностранцев и даже тех азербайджанцев, которые учились за пределами страны. Религиозные книги без акцизных марок нельзя ввозить, а распространять их можно только в местах богослужения, по специальному разрешению. Библия и Коран становятся вне закона, если на них не наклеена государственная марка. По идее, могут даже уничтожить их, как простую контрабанду вроде порнографии. Кстати, книги религиозного содержания конфискуют, но списка запрещенных к ввозу изданий нет. А вот в России, например, такой список есть, причем он доступен в интернете и постоянно корректируется.
Ломают копья вокруг регистрации нескольких нетрадиционных конфессий. Но почему за 25 лет независимости не смогли зарегистрировать самые что ни на есть традиционные мусульманские общины?
Много говорится о промывании мозгов со стороны зарубежных исламистов. Мол, в Сирии и Ираке уже сотни сагитированных ими граждан Азербайджана, которые к тому же едут туда с женами и детьми. А почему у нас нет своего религиозного канала, который бы с этим боролся и давал бы религиозным мусульманам правильные понятия?
На фоне одной тысячи незарегистрированных традиционных мусульманских общин, около 400 исламистов в наших тюрьмах и сотен наших боевиков на фронтах «Исламского государства» выглядят не совсем адекватными полицейские спецоперации по конфискации десятка журналов у старушки-иеговистки, разгону дюжины людей, собравшихся почитать Библию, стрижки бород правоверным мусульманам и т.п.
- Какие секты функционируют в нашей стране и какие цели они преследуют? Кто в основном в них попадает и каковы могут быть последствия для этих людей?
- В основном секты в Азербайджане откалываются от христиан и мусульман. Первые зачастую призывают к миру, даже если дома идет война. Некоторые это интерпретируют так, что тем самым они якобы помогают «христианскому» агрессору в Нагорном Карабахе. Вторые, наоборот, призывают своих сторонников к джихаду, вплоть до участия в вооруженных конфликтах. Но не в тех, где решаются судьбы Азербайджана, а во всемирной битве за ислам - например, в Афганистане, Ираке или Сирии. Что касается собственных властей, то исламисты не отказываются от борьбы с ними, особенно если власти, на их взгляд, действуют как безбожники.
Члены и тех и других групп могут вступить в конфликт с законом и подвергнуться серьезному административному или даже уголовному наказанию за свои убеждения. Причем в своих сектах они будут восприниматься как герои. В условиях гонений там формируется дух подвижничества, мученичества, взаимоподдержки. Это дает возможность при определенных условиях манипулировать членами таких групп, куда нередко прибиваются люди, которым не хватает самостоятельности, уверенности в себе, а иногда - просто материально нуждающиеся. Но это свойство не только сектантов, но и любых преследуемых групп, например, политических. Стоит только снять с этой группы ореол преследуемых - и у ее членов появляется собственное мышление и пропадает конфронтация в отношениях с государством.
Если в идеологии религиозной группы нет покушения на светский характер нашего государства, на другие конституционные основы, то неправильно преследовать ее только на том основании, что эта группа новая, маленькая или не нравится другим существующим конфессиям. При этом мирными и демократическими должны быть не только способы проявления, но и конечные цели.
Правда, бывает, те или иные религиозные группы уже проявили себя негативно в иных местах и даже запрещены там по суду. Хотя и в этом случае не нужно слепо следовать чужому примеру - ведь есть страны фундаменталистские или тоталитарные. Но если секта на самом деле преследует антидемократические, радикальные цели, то люди об этом должны знать, чтобы не связываться с ними. А где найти официальную информацию об этом? Вспомним, какие споры развернулись вокруг ареста «гюленистов»: заявления о том, что они просто занимаются культурой и просвещением, стихли лишь после того как с подачи этой секты в Турции произошла масштабная попытка государственного переворота.
- Есть ли наказание за втягивание людей в секту, и насколько оно строгое - может, следует ужесточить его?
- Наказания за собственно вербовку членов той или иной группы нет. Есть свобода совести и религии, свобода объединений, свобода выражения мнения, и все это гарантировано Конституцией. Человек имеет право свободно выбирать свою религиозную конфессию или не исповедовать никакой религии.
Правда, собрания разрешено проводить лишь по правилам, которые написаны для зарегистрированных организаций. Если же группа не зарегистрирована, то любая религиозная деятельность запрещена и наказуема в административном порядке.
Но ведь эта регистрация начинается с учредительного собрания, в котором должно участвовать как минимум 50 человек. А откуда они друг о друге узнают, как соберутся вместе в одно время в одном месте, если кто-то живет в Баку, кто-то - в Гяндже? Как согласуют проект устава, если собрания незарегистрированных групп разгоняются и наказываются?
В результате любые новые религиозные группы изначально попадают в положение полунелегальных. А принимаемые против этих групп административные меры создают у людей подозрительное отношение к любым нетрадиционным религиозным общинам.
Что касается ответственности, то Кодекс об административных правонарушениях (КАП) предусматривает штраф в размере 1500-2000 манатов с физических лиц и 7000-8000 - с должностных лиц за нарушение правил создания и деятельности религиозных структур (статья 515 КАП). Это касается и нарушения правил организации, и проведения религиозных собраний и церемоний, а также проведение священнослужителями и членами религиозных групп отдельных собраний для детей и молодежи.
Само привлечение детей на религиозные собрания не считается административным проступком. В Европе или Америке, например, на воскресные собрания традиционно ходят целыми семьями. Однако если они собираются вместе вне контроля взрослых членов семьи, это по нашему законодательству считается недопустимым.
Согласно статье 516 КАП считается недопустимым и другое нарушение законодательства о религиозной свободе - например, не санкционированная властями отправка молодежи для религиозного образования за границу, или продажа книг, аудио- и видеоматериалов на религиозную тему вне разрешенных мест. За это предусмотрен штраф в 2-2,5 тыс. манатов с граждан, иностранцев и лиц без гражданства, 8-9 тыс. - с должностных лиц, 20-25 тыс. - с юридических лиц, с конфискацией материалов и депортацией виновных иностранцев.
Если же речь идет не просто о привлечении новых членов, а о принуждении их к членству в какой-то религиозной структуре, участии в религиозных церемониях или получении религиозного образования, то дело подпадает уже под Уголовный кодекс (УК). Согласно статье 167-1 УК, это может закончиться штрафом в 3-5 тыс. манатов, исправительными работами или лишением свободы на срок до двух лет. В случае принуждения несовершеннолетних или если при этом прививается религиозный экстремизм и фанатизм, речь идет уже о 7-9 тыс. манатов или лишении свободы на срок от двух до пяти лет. Финансирование такого рода принудительных действий наказывается лишением свободы на срок от двух до пяти лет.
Незаконные производство, импорт, продажа или распространение религиозной литературы и аудио- и видеопродукции, согласно ст. 167-2, наказывается штрафом в 5-7 тыс. манатов или лишением свободы на срок до двух лет, а при отягчающих обстоятельства - 7-9 тыс. манатов и 2-5 лет лишения свободы соответственно.
Если под видом религиозных обрядов происходит покушение на права граждан, то по статье 168 УК за это положено наказание в виде штрафа в 7-9 тыс. манатов или лишение свободы на срок до двух лет. Если жертва не достигла совершеннолетия, назначается наказание в виде исправительных работ на срок до двух лет.
Но стоит ли ужесточать это наказание, если даже имеющееся или не применяется вообще, или применяется в редких случаях? Лучше обратить внимание на причины, по которым это происходит.
- Все чаще появляются сообщения о том, что в секты вытягивают детей…
- Любая религия рассматривает детей как своего рода чистый лист, который наиболее подходит для религиозного обучения или психологического зомбирования. Конкретный пример показала организация «Исламское государство Ирака и Леванта», где дети с семи лет играют роль палачей, казнящих приговоренных «неверных». Поэтому когда будущих боевиков ИГИЛ агитируют ехать из тихого Азербайджана в воюющие, разбомбленные Сирию и Ирак вместе с детьми, можно не сомневаться, что речь идет не о благополучии этих детей, а о рекрутировании будущих боевиков.
Буквально на днях зампредседателя Госкомитета по работе с религиозными структурами Сиявуш Гейдаров сообщил, что в Сирии и Ираке найдено по меньшей мере 20 детей из Азербайджана, которых планируют вернуть на родину. С.Гейдаров отметил, что их придется реабилитировать при участии не только психолога, но и теолога. То есть за время их проживания в зоне контроля ИГИЛ они уже подверглись основательному промыванию мозгов.
Елена МАЛАХОВА
banner

Советуем почитать