• четверг, 28 Марта, 22:14
  • Baku Баку 13°C

Война всех против всех

20 августа 2016 | 15:15
Война всех против всех

То, что ситуация в Сирии является очень запутанной в связи с участием большого количества игроков и их союзников из числа местного населения, уже давно ни для кого не является секретом. Однако отдельные значимые игроки все же продолжают предпринимать интересные шаги, направленные на защиту своих интересов. В частности, недавно российская военная авиация начала наносить бомбовые удары по позициям боевиков в Сирии с иранской базы ВВС в Хамадане. Естественно, этот шаг вызвал жесткую реакцию Запада.
О положении в Сирии и гражданской войне в этой стране с учетом новых факторов в интервью газете «Каспiй» рассказал главный эксперт Американо-азербайджанского фонда содействия прогрессу Алексей Синицын.
- Будет ли по итогам прошедших переговоров в полном объеме восстановлен докризисный уровень российско-турецких взаимоотношений?
- Безусловно, президенты Эрдоган и Путин будут к этому стремиться. В конце концов, из-за недавнего коллапса в двухсторонних отношениях стороны потеряли уже более 5 млрд долларов, и этот процесс деградации мог бы продолжаться еще очень долго. Сейчас мы наблюдаем кардинальный разворот во взаимодействии на международной арене Москвы и Анкары, что вызывает совершенно неоднозначную реакцию как у действующих политиков, так и у огромной армии политических комментаторов.
Кризис в отношениях двух стран начался с появлением российских ВКС в Сирии и перерос в катастрофу после известной трагедии с Су-24 в ноябре 2015-го. Поэтому восстановление всех связей в полном объеме возможно только с окончательного разрешения противоречий по сирийской проблематике. Возращение к доноябрьской ситуации, когда обе стороны стыдливо делали вид, что никаких серьезных расхождений по Сирии нет, кроме судьбы президента Асада, уже невозможно. Российский президент чувствует себя сейчас очень уверенно и хочет расставить все точки над «i» в судьбе Сирии как в политическом контексте, так и в военно-стратегическом.
На Западе уверены, что лидеры обеих стран не сумеют снять даже малую толику противоречий. Поэтому президент Эрдоган все равно отвернется от Москвы, и конфронтация будет продолжаться. А может быть, и вообще сорвется в крутое пике. Напротив, в России немало экспертов считает, что российско-турецкая дружба расцветет таким пышным цветом, что Турция даже выйдет из НАТО. И то, и другое - верх наивности, если не сказать глупости.
Как Анкара может выйти из НАТО, если едва ли не на 90% вся военная техника и вооружение турецкой армии произведены в странах НАТО? А ведь любое вооружение нуждается в модернизации и профилактике, иногда даже с участием специалистов с предприятия-изготовителя. К тому же арсеналы боеприпасов необходимо систематически обновлять. Я думаю, совсем не случайно издание Habertürk вышло на днях со статьей, в которой есть и такое напоминание: «Не нужно забывать, что военное сотрудничество (с РФ) будет возможно только в сферах, не связанных с опытом НАТО».
Надежды тех, кто верит в дальнейшую конфронтацию Анкары с Москвой, тоже несостоятельны. У президента Эрдогана, столь тяжело пережившего попытку военного переворота, в котором он знает, кого обвинять, нет никакого желания выполнять для Запада черновую работу в сирийском формате. Будем откровенны - союзники, прежде всего США, его просто обманули.
Всем известно, что для Турции наиболее сложный вопрос ближневосточного контекста - курдский. Создание независимого курдского государства с перспективой возникновения «Великого Курдистана» полностью противоречит национальным интересам Турции. Но пока продолжалась российско-турецкая конфронтация, а воздушная граница Сирии находилась, скажем так, под прицелом российских С-400, что исключало возможность боевого применения турецкой авиации, «зачаток» курдского государства территориально вполне оформился. Появилась курдская Федерация Рожава - Северная Сирия. Это ее вооруженные формирования при поддержке самолетов коалиции и спецназа стран НАТО выбили ИГ из Манбиджа. Но что стоит за понятием «поддержка»?
Существуют спутниковые снимки военных объектов США в сирийском Курдистане. Это целые военные городки, переполненные боевой авиационной техникой - вертолетами BlackHawk, AH-64 Apache, CH-47 Chinook и даже конвертопланами морской пехоты V-22 Osprey. Кстати, американских спецназовцев в Рожаве уже не менее тысячи, есть также британцы и французы, а президент Обама грозится послать в помощь курдам еще три тысячи военных США. Если учесть, что в сирийском Курдистане развернуто, по меньшей мере, два американских аэродрома, то вполне понятно крайнее раздражение президента Эрдогана.
- А как операции российских ВКС с иранской базы Хамадан отразились на нынешнем состоянии российско-иранских и турецких отношений?
- Естественно, что новые бомбардировки были восприняты без восторга. Однако в отличие от западных политиков и прессы, забившихся в истерике, турецкий истеблишмент и СМИ проявляют сдержанность, хотя прекрасно понимают, что введение в сирийский контекст воздушных операций с иранской авиабазы может полностью изменить весь ход боевых действий.
Москва и Тегеран решили разрубить сирийский «гордиев узел». С использованием иранского плацдарма мощь российских ВКС возросла многократно. Для примера: Су-34 нанесли групповой авиационный удар по объектам джихадистов в провинции Дейр-эз-Зор полутонными авиабомбами ФАБ-500. С сирийской базы Хмеймим они этого сделать не могли - из-за отдаленности целей надо было запасаться горючим в ущерб боеприпасам.
Но ведь дело не только в ударах с воздуха. В Алеппо в районе прорыва боевиков в т.н. «квартале 1070» появились лучшие подразделения проиранской ливанской «Хезболлы», иракской и палестинской милиции. Это тоже результат российско-иранских договоренностей, потому что до недавнего времени их там не было.
- В Санкт-Петербурге турецкая сторона заявила о возможности совместной с Россией деятельности в Сирии. Насколько это реально?
- Турция на высоком уровне ведет сейчас переговоры и с РФ, и с ИРИ. Вся сложность ситуации заключается в том, что в бои за Алеппо и вокруг него включились все группировки, входящие в состав коалиции «Джейш аль-Фатх». Эта «Армия завоевания» объединяет как признанную террористической «Джабхат Фатах аш-Шам» (бывшая «Джебхат ан-Нусра»), так и те силы, что на Западе считают умеренной оппозицией. Есть среди них группы, ориентированные на Турцию. С позиций Москвы было бы логичным, если бы Анкара вывела свою вооруженную креатуру из зоны боев. Тогда бы на них мог распространиться режим перемирия. И, конечно, необходимо, чтобы Турция окончательно закрыла свою границу. Всю, наверное, невозможно, но известные переходы типа Аль-Баб - вполне реально.
Со своей стороны Россия гарантировала бы турецким протеже участие в послевоенном устройстве Сирии, но, главное, сохранение жизней, как говорится, здесь и сейчас. Кстати, какие-то подвижки в этих вопросах уже есть. Во всяком случае, в сирийскую провинцию Идлиб уже текут не потоки вооружений и боеприпасов, а тоненькие ручейки. Если такие договоренности будут достигнуты, то тогда реально вести речь о совместных российско-турецких операциях против ИГ.
- Если Москве и Анкаре удастся сотрудничать по Сирии, то как это отразится на международной коалиции во главе с США?
- Плохо отразится, и уже отражается. Посмотрите, что только не пишет о возрождении российско-турецких отношений западная пресса. «Союз авторитарных режимов» - это самая политкорректная характеристика, которую используют американские и европейские журналисты. Точно так же, как болельщики, сатанея на трибунах, гонят футболистов в атаку, так же и популярные СМИ своими статьями и репортажами подстегивают политиков Запада к необдуманным и опасным действиям. Давайте откроем «инопрессу»: «У США появилась новая «ось зла» на Ближнем Востоке» - опасается Time; «Русские намерены победить в «Большой игре» - предупреждают американские военные; «Это еще один пример того, к чему привела политика Обамы: над этой «хромой уткой» уже кружат «стервятники-автократы» - сетует The Times. И таких мнений-призывов сколько угодно.
Насчет «хромой утки» коллеги правы. Усилиями администрации Обамы ситуация в Сирии запутана до какого-то критического уровня. Боевики «Джейш аль-Ислам», которых американцы считают «умеренными», недалеко от Дамаска захватывают и казнят десятки таких же «умеренных» из группировки «Аджнад аль-Шам».
Еще опаснее ситуация в сирийском Курдистане. Курдские силы безопасности «Асаиш» на днях арестовали лидера Курдского национального совета Салеха Хусейна Само, который готов довольствоваться широкой автономией курдов в Сирии. Более того, курды все чаще вступают в боестолкновения как с правительственными силами, так и со своими союзниками из Сирийской свободной армии, которым давно покровительствуют США. Вот вам и маленькие «гражданские войны» внутри большой сирийской «гражданской войны», где все сражаются со всеми.
Я не сомневаюсь, что ситуация станет еще хуже, потому что российско-иранский военный демарш нынешняя администрация США категорически не приняла. Очевидно, что в виде ответных действий команда американского президента откажется от федерального устройства Сирии и окончательно возьмет курс на создание сирийского курдского государства, граничащего с Турцией. Тогда перед Анкарой встанет дилемма - продолжать требовать немедленного ухода Асада или вместе с Дамаском, Тегераном и Москвой работать над тем, чтобы сохранить территориальную целостность Сирии. Надеюсь, что здравый смысл и политическая интуиция позволит турецкому руководству сделать правильный выбор.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать