• вторник, 23 Апреля, 10:52
  • Baku Баку 20°C

Польша пошла на обострение

03 февраля 2018 | 11:18
Польша пошла на обострение

Итак, Сенат Польши все-таки принял пакет поправок в Закон об Институте национальной памяти, вводящий уголовную ответственность за пропаганду украинского национализма, отрицание Волынской резни, а также за утверждения, обвиняющие поляков в пособничестве нацистам в период Второй мировой войны в части, касающейся уничтожения евреев. Пакет поправок был принят большинством голосов, он предусматривает до 3 лет лишения свободы или крупный денежный штраф.
С телеобращением в этой связи выступил премьер-министр Польши Матеуш Моравецки. Он заявил, что скандальный Закон об Институте национальной памяти нужен для противодействия лжи относительно приписывания преступлений против евреев невиновным людям.
«Ложь Освенцима - это не только отрицание немецких преступлений, но и другие формы фальсификации истории. Одним из худших проявлений этой лжи является умаление ответственности настоящих преступников и приписывание ответственности их жертвам. Мы хотим бороться с этой ложью. Именно поэтому мы меняем Закон об Институте национальной памяти», - заявил Моравецки.
Премьер отметил, что в Польше не будут ограничивать дискуссии о Холокосте, так как поляки сами были его жертвами. И добавил, что Польша понимает эмоции Израиля. «Нужно проделать много работы, чтобы мы, наше сообщество, смогли вместе рассказать сложную историю. Культура польских евреев является неотъемлемым элементом нашего, польского наследия», - подчеркнул Моравецки.
В тексте закона также содержится определение для бандеровцев - «действия, совершенные украинскими националистами в 1925-50 годах, связанные с применением насилия, террора или других форм нарушения прав человека против отдельных лиц или групп людей».
В Верховной Раде Украины отреагировали незамедлительно, назвав принятый Сенатом Польши закон «надругательством над исторической правдой». По мнению сопредседателей депутатской группы по межпарламентским связям с Польшей Оксаны Юринец и Николая Княжицкого, этот закон - «радикальный антиукраинский шаг и удар в спину». Они призвали президента Польши Анджея Дуду наложить вето на закон.
Депутаты также обозначили свое неприятие применения термина «украинские националисты» в отношении людей, совершавших преступления против поляков, поскольку, по их словам, определение национальности «отсутствует при указании преступлений нацистов и коммунистов». «Это фактически означает, что польский парламент называет украинский народ «нацией преступников и коллаборационистов с Третьим рейхом», - говорится в заявлении.
Резкие эмоции по поводу нового польского закона выразил и сам президент Украины Петро Порошенко. «Глубоко обеспокоен решением польского парламента. Историческая правда требует откровенного разговора и диалога, а не запретов. Оценки, содержащиеся в этом решении, являются абсолютно необъективными и категорически неприемлемыми», - написал Порошенко в Facebook.
Неизвестно теперь, чем обернется этот закон для взаимоотношений двух ближайших соседей.
Зол и Израиль. Власти этого государства отменили визит в Иерусалим главы Совета национальной безопасности Польши Павла Солоха, запланированный на первую неделю февраля. И недвусмысленно сообщили, что связан этот демонстративный шаг именно с принятием новых поправок в закон.
Так что, как бы там ни думали в Варшаве, объективный итог на сей день таков: приняв всего один закон, Польша поссорилась сразу со многими столицами - от Тель-Авива до Брюсселя. ОБСЕ потребовала от президента Польши наложить вето, а в Еврокомиссии польскому руководству напомнили, что в годы Второй мировой во всех оккупированных странах были и герои, и пособники нацистов. Недовольство решением Варшавы выразили и в США, которые Польша считает своим главным партнером. Госдеп призвал Варшаву пересмотреть закон. «Польские власти должны проверить, какое влияние этот закон окажет на свободу слова и на партнерские отношения с США», - заявили в ведомстве.
В общем, у президента Дуды еще есть время взвесить все «за» и «против» и наложить вето на этот весьма неоднозначный закон. Это в нынешней обстановке стало бы, пожалуй, наиболее благоразумным решением для Польши.
Рауф ОРУДЖЕВ
banner

Советуем почитать