• четверг, 18 Апреля, 22:59
  • Baku Баку 21°C

Рухнувшие надежды,

27 января 2018 | 11:05
Рухнувшие надежды,

КОММЕНТАРИЙ
На брифинге по итогам встречи с Сержем Саргсяном в Елисейском дворце президент Франции Эммануэль Макрон обратился к нагорно-карабахской проблеме, заявив, что статус-кво неустойчив, конфликт не заморожен, и нужно решение, построенное на смелых компромиссах.
Как отмечает Первый информационный канал Армении, «ничего нового в сути заявления нет, оно звучит уже много лет».
Но тут есть одно немаловажное обстоятельство, а именно - уходивший президент Олланд также говорил о компромиссах, но настаивал на размещении механизмов соблюдения перемирия и наказании для нарушившей перемирие стороны. Франция тогда заявила, что вопрос механизмов сдерживания является для нее императивом. Во всяком случае, как пишут армянские СМИ, после встречи президентов Азербайджана и Армении в Санкт-Петербурге об этом в Ереване заявил посол Франции. Он отметил, что в итоговом заявлении Санкт-Петербургской встречи нет упоминания о механизмах сдерживания, но Франция считает это императивом.
Механизмы сдерживания
Как считает армянское экспертное сообщество, встреча в Санкт-Петербурге была попыткой России прийти к «компромиссному» решению о расширении возможностей мониторинговой группы ОБСЕ. Москва тем самым пыталась также уравновесить венскую повестку США. В итоге стали говорить о венской и санкт-петербургской повестке. Причем следующий после встречи в Санкт-Петербурге саммит намеревалась провести Франция. Но состоялся он через полтора года в Женеве.
Макрон в ходе встречи с Саргсяном вспомнил о Женеве, но не стал, в отличие от Олланда, говорить о механизмах сдерживания. Это позволяет предположить, что Франция сменила подход к карабахскому урегулированию. А в Армении стали задумываться над тем, перестала ли Франция считать этот вопрос императивом, или уходивший Олланд мог себе позволить то, чего не может Макрон. Не исключено, что заявления Макрона стали результатом неких противоречий с Сержем Саргсяном. Или же Франция «решила придерживаться консенсуса в ОБСЕ, где, судя по всему, стараются не оказывать на Азербайджан излишнего давления».
Армянские аналитики считают, что от этого Баку может только выиграть время, с помощью Росии, которая, с одной стороны, заявляет о необходимости соблюдения перемирия, а с другой - поощряет гонку вооружений, поставляя вооружения Азербайджану и ожидая, когда Армения вновь постучит в ее двери.
План Саргсяна с треском провалился
Франция для Армении сыграла ключевую роль в вопросе налаживания нового диалога Армения-ЕС и доведения его до логического завершения, правда, Франция же тормозила подписание этого соглашения, боясь, что полчища армян бросятся осваивать ее просторы после отмены визового режима.
На нынешней стадии роль Франции или же ожидания Сержа Саргсяна от Парижа заключаются в том, согласится ли Париж после продвижения плана диалога Армения-ЕС продвигать в Европе политические планы Сержа Саргсяна. Встреча с Макроном с этой точки зрения, по части публичных заявлений, оставила негативное для армян впечатление. Хотя бы потому, что он был немногословен и весьма сдержан в своих высказываниях. Да и кто такой Саргсян, чтобы Франция осуществляла его политические планы?
Серж Саргсян в своем выступлении на пресс-конференции после встречи по части карабахского конфликта был еще более немногословен, нежели Макрон. Он сказал, что выразил благодарность Макрону за усилия, которые на протяжении лет прилагала Франция для урегулирования проблемы. «Народ Карабаха на протяжении лет борется за свою свободу и самоопределение, и эта борьба не может не увенчаться успехом», - сказал Саргсян. Хотя говорить о Карабахе, захваченном армянскими ВС, президенту страны- оккупанта, в общем-то, не пристало. Но только не в случае с Арменией.
Провокация не прошла
В акцентах, расставленных в заявлениях Макрона и Саргсяна, заметна разница, обусловленная скорее не столько различием в статусах Макрона и Саргсяна, сколько разницей в подходах и позициях. Нельзя забывать, что Франция - один из посредников урегулирования, и в своих заявлениях, несомненно, должна быть некоторым образом нейтральной, сдержанной и говорить о том, о чем, собственно, и говорил Макрон, как и все сопредседатели.
А Саргсян, по сути, представитель одной из сторон конфликта, провоцирующий в данном случае Макрона на неэтичные высказывания, что не может понравиться президенту Франции. Поэтому Макрон в своей речи достаточно скрупулезен и отмечает даже недавно состоявшуюся в Кракове встрече министров иностранных дел Налбандяна и Мамедъярова, чем доказывает, что несмотря на свое относительно недавнее вступление в президентскую должность, в вопросе Карабаха он успел достаточно глубоко вникнуть в процесс и весьма внимательно следит за ним.
Что касается Сержа Саргсяна, то он на встрече с Макроном в свойственной ему плутовской манере акцентировал внимание французского президента на карабахской проблеме, пытаясь переключить его и на свои постпрезидентские планы.
Тамилла НУРИЕВА
banner

Советуем почитать