• четверг, 28 Марта, 21:49
  • Baku Баку 13°C

Когда терять нечего

27 января 2018 | 10:00
Когда терять нечего

Курдские «Отряды народной самообороны», похоже, решили пойти ва-банк. Почти 7 лет борющиеся за собственную государственность с правительством Сирии и отхватившие благодаря Пентагону, подобно иракским сородичам, земли у арабов и туркманов, они вдруг запросили помощи у Башара Асада с целью «дать отпор оккупации Анкары».
Просто цирк какой-то. При этом власти так называемой «Рожавы» (на их языке «запад» - имеется в виду самопровозглашенное автономное образование) знают, что максимум, на что способен Дамаск, - погрозить с трибуны и озаботиться.
Беспрецедентный факт
Итак, власти сирийского района Африн, находящегося под их контролем, призвали Дамаск защитить район от наступления турецких войск, правда, сделали они это в своеобразной манере, изобразив, что они, мол, продолжат оборонять территории от внешних атак. В заявлении также подчеркивается, что наступление Турции грозит территориальному единству страны, поскольку цель Анкары - оккупация Сирии.
Факт, что и говорить, беспрецедентный - сепаратисты обращаются с просьбой о защите к правительству страны, от которой они хотят оттяпать огромный кусок территории с нефтяными залежами. Тут не знаешь, чему удивляться - наглости лидеров курдских сепаратистов или их идиотизму. Кстати, совсем недавно они отклонили инициативу российского Центра по примирению враждующих сторон в Сирии, предложившего остановить войну, передав район под контроль Дамаска, мотивируя это тем, что передача Африна правительству Башара Асада приведет к тому, что Дамаск в дальнейшем усилит давление на курдов и заставит их отказаться от других территорий, что в конечном счете может привести к полному распаду так называемого «сирийского Курдистана». Ну и где тут последовательность?
Умеренно и пропорционально?
Впрочем, накануне и генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг обратился к президенту Турции Реджепу Тайипу Эрдогану с посланием, странным по форме и невразумительным по содержанию. Он призвал Анкару во время операции на севере Сирии действовать «умеренно и пропорционально», хотя и признал право всех государств на защиту суверенитета в очерченных границах. При этом, по его словам, Турция является одной из стран НАТО, которые больше всего страдают от терроризма (и на том спасибо, хорошо хоть не назвал ее радикально-исламистской).
Совершенно непонятно, как следует понимать слова Столтенберга, который, с одной стороны, признает, что Турция, пожалуй, больше всех страдает от рук террористов, а с другой - призывает ее к пропорциональным и умеренным действиям в отношении вооруженных до зубов бандитов. Это, видимо, некое ноу-хау, недоступное пониманию простых смертных.
В сухом остатке - безопасность
Тем временем президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган прибыл в граничащую с Сирией провинцию Хатай, где посетил штаб операции «Оливковая ветвь» и лично провел инспекцию подразделений турецких ВС.
Обращаясь к военнослужащим из штаба операции, Эрдоган заявил, что боевые действия будут продолжаться до тех пор, пока поставленные цели не будут достигнуты. «Турция не выступает с территориальными претензиями ни к одному государству мира. Африн будет возвращен истинным владельцам этой земли», - искренне пообещал турецкий лидер, имея в виду оппозиционную Свободную сирийскую армию, состоящую преимущественно из арабов.
Как сказал корреспонденту газеты «Каспiй» по этому поводу глава клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде, курды и стоящие за ними силы специально вбрасывают термин «оккупация» применительно к Турции:
- Здесь нелишне отметить, что район Африн, впрочем, как и многие другие местности, в том числе крупнейшие нефтяные месторождения на юго-востоке провинции Дейр-эз-Зор, были незаконно оккупированы как раз курдами, будучи отбитыми у армии Башара Асада в июле 2012-го. А в 2016 году ПДС заявила о создании «Рожавы» на землях, захваченных сепаратистами, откуда они вытеснили автохтонных арабов и проживавших там веками этнически близких нам туркманов.
Предложение российских дипломатов о возвращении Африна под контроль Дамаска, по сути дела, было единственной возможностью остановить кровопролитие. Более того, если бы это предложение было принято и выполнено, то операция «Оливковая ветвь», скорее всего, даже не началась бы. Несмотря на то, что Анкара не признает легитимности Асада, она все-таки не пошла бы против Дамаска: одно дело - проведение антитеррористической операции, и совсем другое - вооруженная конфронтация с другим государством.
Кстати, похожий прецедент уже имел место в феврале-марте прошлого года. В рамках операции «Щит Евфрата» после взятия города Эль-Баб планировалось наступление турок и оппозиционной Свободной сирийской армии на Мюнбич. И тогда курды уступили фронт к западу от города правительственным силам, согласно договоренности с Москвой, блокировав тем самым начавшееся наступление. Это стало возможным благодаря договоренности между Анкарой и Москвой о недопущении столкновений сил турецкой армии с сирийскими войсками.
Но, похоже, сейчас ОНС, фактически ставшие разменной монетой США, подталкивают всех к эскалации напряженности. А американцы, решая свои задачи (недопущение продвижения мирного процесса и перехода конфликта в мирное русло), бросают их на турецкие войска, а затем «кинут» их, после чего курдам придется отвечать перед Анкарой и самим Дамаском.
А бенефициары кто?
Помнится, премьер-министр Турции Бинали Йылдырым перед началом «Оливковой ветви» заявил, что ее конечная цель - создание 30-километровой зоны вдоль сирийско-турецкой границы, которая будет находиться под контролем (!) Анкары. То есть братская страна преследует конкретную стратегическую цель - не допустить создания там курдской автономии с перспективой ее присоединения к иракским землям, контролируемым кланами Барзани и Талабани. Помните, как звучал вопрос во время сентябрьского референдума в иракской автономии: «Признаете ли вы государственный суверенитет на всей территории компактного проживания курдов?».
Учитывая непонятную ситуацию с послевоенной Сирией как с единым государством, скорее всего, она может превратиться в федерацию с широкой автономией некоторых районов, в первую очередь - северных, населенных курдами. Такой вариант явно не устраивает Анкару, отсюда она и пытается предотвратить развитие такого сценария, предпочитая такой выгодный для себя вариант: север страны будет контролировать Сирийская свободная армия, но под патронажем Турции.
Правда, несколько некорректное сравнение, с учетом наложения фактов и обстоятельств друг на друга, однако сейчас Сирия все больше напоминает послевоенную Германию: СССР тогда забрал Восточную Пруссию, назвав ее Калининградской областью, Польше англичане с русскими отдали часть северных немецких земель, Франция тоже отхватила какую-то западную часть, ну и саму страну в итоге разделили на ФРГ и ГДР. Сейчас бенефициарами станут РФ, Турция и Иран, но тут есть разница.
Если 73 года назад все шло под присмотром, в частности США, то сейчас Вашингтон - всего лишь свидетель происходящего, поскольку курды, на которых он делал ставку, терпят окончательное фиаско и скоро начнут возвращать «спорные территории», отобранные у правительств Ирака и Сирии.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать