• пятница, 29 Марта, 14:44
  • Baku Баку 14°C

Ветер перемен

19 января 2018 | 10:51
Ветер перемен

ПОЗИЦИЯ
Отношения прибалтийских республик даже со времен их присоединения к СССР складывались далеко не лучшим образом. А после развала Союза они испортились окончательно - Латвия, Литва и Эстония в 2004 году были приняты в состав Евросоюза.
Спорных моментов было много, но одной из самых больших причин являлась откровенная русофобия в этих странах. В прибалтийских странах стали открыто героизировать тех, кто воевал на стороне фашистской Германии, что еще больше обострило отношения.
Однако понятно, что это долго продолжаться не может: Россия как была самым близким соседом, так и будет им, и от этого никуда не деться. Да и разорвать одним махом устоявшиеся десятки лет экономические связи невозможно даже при большом желании. Можно быть врагами, однако этим жизнь слаще не будет, так сказать, кушать, иметь тепло в домах и прочее всегда хочется.
И вот теперь со стороны достаточно холодной Прибалтики подул теплый ветер перемен. Руководство Литвы, прежде занимавшее принципиально антироссийскую позицию, говорит о желании наладить официальное общение с Москвой. А президент Эстонии хочет переселиться в дискриминируемую русскоязычную общину, чтобы та не чувствовала себя чужой. И как ожидалось, националисты обеих стран бьются в истерике.
Литву часто называют самой антироссийской страной Евросоюза. Оценка, конечно, условная - четких критериев тут нет, а по степени влиятельности Вильнюс серьезно уступает не менее антироссийской Варшаве. Однако по жесткости высказываний и по отрицанию всего российского Литве, пожалуй, действительно можно присудить первое место в неформальном состязании русофобов. И не в последнюю очередь это заслуга ее действующего президента Дали Грибаускайте.
Однако в канун Нового года Грибаускайте удивила многих, заявив, что с Россией «лучше сотрудничать, торговать, чем воевать»: «Не хотелось бы махнуть рукой или сказать, что не надо общаться. Все меняется. Меняется геополитическая ситуация, всегда необходимо сохранять готовность быть открытым к переменам и, если надо, менять свою позицию, не отказываясь от ценностей».
Правда, для возобновления сотрудничества и общения Москве тут же был выставлен ряд условий («освобождение оккупированных территорий», «прекращение попыток подкупа зарубежных политиков», отказ от «вмешательства в выборы в других странах» и от «стремления силой навязать свои интересы»), но по меркам президента Литвы это действительно примирительное заявление. «Мы всегда готовы к сотрудничеству со всеми соседями, которых не выбираешь. Потому что сотрудничество содействует защищенности нашего государства и интересов наших людей», - резюмировала Грибаускайте.
Скорее всего, руководство в странах Прибалтики ждало этого, но надеялось, что кто-то станет первым. Первой на «спусковой курок» нажала Грибаускайте. Вскоре за восстановление отношений с Москвой высказался и премьер-министр Саулюс Сквернялис. «Мы - уникальное государство ЕС без любых, я подчеркиваю, абсолютно любых контактов с этой страной (Россией - Ред.). Хотя другие страны, те же соседние государства активно работают с россиянами над экономическими вопросами, - заявил он, выступая в эфире национального телевидения. – Поэтому к вопросу отношений с Россией следует подходить более прагматично, придерживаясь «четких стратегических границ», установленных в литовской внешней политике. Контакты с соседними государствами обязаны быть восстановлены, и новый год является благоприятным для подобных шагов». Но и он, как и президент Литвы, озвучил ряд оговорок.
Выступление Сквернялиса вызвало скандал в литовском обществе. Так, глава МИД страны Линас Линкявичюс заявил, что никакие контакты на высшем уровне между Вильнюсом и Москвой в данный момент невозможны, потребовав не только возврата Крыма в состав Украины, но и «возврата в состав Грузии утраченных территорий». После этого, по мнению Линкявичюса, должен последовать «отказ России от агрессивной политики в отношении соседей, прекращение вмешательства Москвы во внутренние дела европейских государств, отказ от имперских планов по реанимации СССР». И только «при соблюдении Кремлем этих условий появится почва для восстановления диалога на самом высоком уровне».
Но и здесь произошло неожиданное - на скепсис подчиненного премьер отреагировал жестко. «Министр иностранных дел иногда, наверное, думает, что он не член правительства. Но министр - это член правительства», - подчеркнул премьер, после чего заявил о необходимости возобновить работу литовско-российской межправительственной комиссии. «Мы не русофобы. С Россией должен вестись диалог», - отрезал Сквернялис, отдельно выделив объявленное Россией эмбарго на сельскохозяйственную продукцию, которое вредит интересам Литвы.
В Эстонии президент Керсти Кальюлайд подверглась жесткой критике со стороны председателя праворадикальной Консервативной народной партии Марта Хельме. Он обвинил президента в сломе традиций, нарушении принципа разделения властей и враждебном отношении к идее национального государства. Кальюлайд требует от парламента прогресса в работе над прикладными актами «Закона о совместном проживании», легализующего возможность гей-браков, открыто выражает презрение к посещению церквей, не считает Эстонию национальным государством, поддерживает автоматическое предоставление гражданства обладателям «серых паспортов» (то есть русским негражданам) и считает нормальным исполнение на Певческом празднике песен на русском языке.
Керсти Кальюлайд действительно не считает нужным расшаркиваться перед русофобами, по-прежнему весьма влиятельными в Эстонии. Например, она пообещала, что в нынешнем году на месяц переедет жить и работать в почти полностью русскоязычную Нарву. Так она хочет показать местным, что они являются полноправными, а вовсе не второсортными, как утверждают националисты, жителями государства.
Короче, в Прибалтике началось брожение умов в хорошем смысле этого слова. Правда, все это вызывает бурные эмоции у националистов, однако не следует забывать, что несмотря на некоторую малочисленность русскоязычного населения, его позиции в этих странах не только сильны, но и могут даже влиять на принятие решений в парламентах. Прибалты прекрасно понимают, что без экономических связей с Россией нормальную жизнь наладить сложно, тем более что в некоторых вопросах (в частности энергетических) сам Евросоюз зависим от России. Холодная война никому пользы не принесла, это доказала история. Теперь должен наступить этап прозрения - худой мир лучше доброй ссоры.
Али ИБРАГИМОВ
banner

Советуем почитать