• суббота, 20 Апреля, 04:18
  • Baku Баку 15°C

С кем ты, Грузия?

17 января 2018 | 12:23
С кем ты, Грузия?

АНАЛИЗ
Подписание Грузией соглашения со швейцарской компанией SGS не означает, что у Армении появится альтернатива Верхнему Ларсу. В Тбилиси и Ереване называют ряд причин, по которым Армении ждать придется еще долго.
Об этом в интервью Sputnik Армения сказал научный сотрудник Центра региональных исследований Академии госуправления Армении, эксперт по вопросам Грузии Джонни Меликян.
Грузия сделала шаг со своей стороны, подписав 19 декабря контракт со швейцарской компанией SGS, которая должна обеспечить мониторинг грузов в рамках выполнения грузино-российского соглашения 2011 года «О механизмах таможенного администрирования и основных принципов мониторинга товаров». Теперь решение за Россией. Однако подписание соглашения не означает, что стороны перейдут к его имплементации, следовательно, надежды Армении на открытие в скором времени альтернативного Ларсу сухопутного пути не оправдаются.
Соглашение было подписано после того, как Тбилиси снял вето на вступление России во ВТО. Согласно условиям соглашения, торговые коридоры из России должны проходить через территорию Абхазии и Южной Осетии, которые не контролируют власти Грузии. При этом стороны обязались пригласить международных посредников для контроля потока грузов и их маркировки. В результате выбрали швейцарскую компанию SGS. Однако имплементация соглашения под вопросом, поскольку по сей день есть нерешенные проблемы. Так, в Грузии транзит и торговля по указанному в соглашении маршруту воспринимают как признание независимости Абхазии и Южной Осетии. К тому же Грузия должна внести поправки в законодательство, в частности изменить закон «об оккупированных территориях», запрещающий международную торговлю.
Россия, в свою очередь, должна добиться компромисса от Абхазии и Южной Осетии, так как Тбилиси сегодня не пойдет на признание де-факто Абхазии и Южной Осетии.
Таким образом Армения может забыть об альтернативе Верхнему Ларсу. К этой теме можно вернуться только после имплементации соглашения, после того, как по указанному в нем маршруту пойдет поток грузов.
Такого же мнения придерживается и бывший начальник аппарата президента Грузии Петре Мамрадзе, скептически относящийся к вероятности имплементации соглашения и возможности в ближайшем будущем передвижения товаров, ибо «правящая элита в Грузии пошла на подписание соглашение с SGS, чтобы оппозиция больше не могла упрекать ее в бездействии. Сегодня они могут смело заявить, что торпедирует реализацию договора от 2011 года российская сторона». Мамрадзе уверен, что вопрос имплементации соглашения и, как следствие, разговоры об альтернативе Ларсу для армянских товаров, надолго закрыт.
В Грузии, мягко говоря, не в восторге от заявления Георгия Квирикашвили. Да и в Армении к этому заявлению отнеслись с осторожностью. Так, 30 декабря в интервью Общественному телевидению Армении министр иностранных дел РА Эдвард Налбандян, комментируя заявление премьер-министра Грузии о том, что в форс-мажорных ситуациях на дорогое Казбеги-Верхний Ларс, когда закрывается единственный сухопутный путь из России в Армению, эта страна может воспользоваться транспортным коридором через Цхинвали (Рокский тоннель), подчеркнул, что «предпочел бы не забегать вперед и не делать заявлений. Посмотрим, каким будет развитие, и будем судить по результатам».
Вполне естественно, что в Милли Меджлисе Азербайджана это высказывание Квирикашвили подвергли критике и выразили обоснованное недовольство по поводу переговоров о транспортном коридоре из России в Армению. Напомним, что речь идет о соглашении, подписанном между Грузией и швейцарской компанией SGS, которое позволяет осуществлять грузоперевозки в Россию и из России в форс-мажорных ситуациях на дороге Казбеги-Верхний Ларс. В Армении заявление официального Тбилиси было расценено, как предполагаемое открытие железнодорожного сообщения из России в Армению через Грузию.
Вполне естественно, азербайджанская сторона не могла безучастно отнестись к происходящему, поскольку железную дорогу Баку-Тбилиси-Карс инициировал и инвестировал по большей части именно Баку. И такое решение премьер-министра Грузии было воспринято, как нож в спину Азербайджану.
Однако возможность открытия альтернативной дороги для Армении неоднозначно воспринимается и в самой Грузии. Судя по публикациям грузинской прессы, в Грузии определенные круги, мягко говоря, не в восторге от заявления Георгия Квирикашвили, которое предшествовало официальному визиту Сержа Саргсяна в Тбилиси в конце декабря. В Грузии вопрос стал темой для широких обсуждений, и очень часто звучит мнение, что в Армении преувеличивают заявление премьер-министра Грузии. И к чему на практике приведут результаты этих переговоров, покажет время.
Во всяком случае, бывший министр иностранных дел Грузии, член оппозиционной партии «Единое национальное движение» Грогол Вашадзе уверен, что использование коридора третьими странами нарушает соглашения от 2011 года. «Такое решение, позволить Армении провозить свои товары по этим коридорам, никак не связано с этим соглашением», – сказал Вашадзе в эфире телеканала «Рустави-2». Он также от имени всей оппозиции призвал власти Грузии раскрыть детали контракта со швейцарской компанией, заключенного 19 декабря.
Таким образом Грузия должна определиться и решить, с кем хочет остаться - с Азербайджаном и Турцией, протянувшими ей руку дружбы, сотрудничества и помощи в трудную минуту, или неблагодарной Арменией, претендующей на грузинские земли и готовой в любую минуту предать ее, как это уже было не раз?!
Гошгар АЛИЕВ
banner

Советуем почитать