• четверг, 28 Марта, 12:39
  • Baku Баку 16°C

Редчайшие дары

12 января 2018 | 18:45
Редчайшие дары

НАСЛЕДИЕ
В экспозиции Национального музея истории Азербайджана НАНА общее количество музейных ценностей превышает 300 000 артефактов, 20 000 из которых выставлено в экспозиции, а остальные экспонаты хранятся в научных фондах и хранилищах - в нумизматическом фонде свыше 150 000, археологическом - 93 000, этнографическом - 9 000, оружейном - 2300, в научном архиве - 12 000, в фонде драгоценных металлов - 15 000, в фонде негативов - 10 254, в фонде редких книг - 4570. Музей также издает сборник статей «Материалы по истории Азербайджана».
В редчайших памятниках материальной и духовной культуры нашего народа, в подлинных документах политической истории и социально-экономической жизни Азербайджана отражена история нашей страны с древнейших времен до наших дней. Музей также является крупным научным центром, на базе которого сформирована лаборатория по реставрации раритетов, производственная группа, исследовательская комиссия по пополнению экспозиции.
Совсем недавно в фонд Национального музея истории Азербайджана НАНА поступили новые материалы, имеющие историческое значение и ценность. Это обработанная золотом подвеска-футляр «Коран» и золотое ожерелье конца XIX - начала XX века. Подвеска-футляр «Коран» весит 58,85 грамма, изделие принадлежало жителю Баку. Золотое ожерелье имеет вес в 42 грамма. Предметы ювелирного искусства являются наглядным примером развития национального ювелирного и этнографического искусства конца XIX - начала XX века и переданы в Специальный фонд музея.
По словам руководителя Специального фонда музея, доктора философии по истории Афет Рустамбековой, фонды музея периодически пополняются, и на это выделяются немалые государственные субсидии. Возможно, имеются аналоги, находящиеся в собственности азербайджанского населения, не представленные музеем, но сотрудники музея постоянно находятся в поисках, чтобы как можно ярче и точнее показать быт, эстетику и богатство материальной культуры азербайджанского народа.
Сегодня Афет Рустамбекова в гостях газеты «Каспiй».
- Афет ханым, расскажите, каким образом музей находит и приобретает у населения столь редкие и ценные экспонаты?

- Мы часто общаемся с жителями Баку и регионов, с ювелирами, коллекционерами антиквариата и мастерами, которые сообщают нам об исторической ценности того или иного предмета, находящегося в собственности конкретного лица, и предпринимаем целенаправленные действия, чтобы закупить их. Помимо этого, у музея есть страничка в социальной сети Facebook, где мы размещаем информацию и объявления.
- То есть вы используете все возможные и интерактивные методы для обновления фондов музея, не так ли?
- Совершенно верно. Например, недавно нам стало известно, что одна женщина подарила своим невесткам старинную золотую цепь, причем каждой по метру, а сама цепь была длинной в пять метров! Мы предприняли поиски через некоторых знакомых и ювелиров, и нашли эту женщину. В результате музей приобрел старинную и очень ценную метражную золотую цепь. Другим нашим приобретением явилась подвеска-сундук-футляр «Коран». У нас прежде были несколько образцов подобных изделий, но каждый предмет уникален сам по себе и индивидуальностью мастерства своего изготовителя. Это авторские работы, на которых не всегда стоят авторские вензеля и клейма, поэтому порой бывает трудно установить конкретного ювелира и автора. Однако каждый мастер неповторим и у него есть свои отличительные от других нюансы, приемы, украшения и орнаменты. Оригинальные ожерелья, подвески и тилисмя (многорядные филигранные подвески-ожерелья) порой бывают настолько длинными и отягощенными медальонами, цепями и камнями, что в старину они свешивались с шеи чуть ли не до пола. В нашей коллекции имеются уникальные ювелирные филигранные работы «Шебеке», и отмечу, что ювелирные украшения и одежда несут в себе огромную информацию об авторе-изготовителе и их владельце, они показывают его возраст, социальный статус, уровень его художественного вкуса, даже региональную принадлежность и национальность. Работы азербайджанских мастеров очень самобытны и оригинальны, их можно отличить от кавказских, армянских, арабских, иранских и других национальных школ ювелирного искусства, т.е. они очень узнаваемы и характерны. Авторов также характеризует техника изготовления и школа, к которой они принадлежат.
- Какой путь проходят приобретаемые музеем предметы, пока они становятся выставленными в экспозиции музейными экспонатами?
- Сначала эти предметы отправляются в Пробирную палату, где специалисты разного профиля, среди которых бывают и приглашенные эксперты, и ювелиры исследуют и определяют их характеристики, ведь бывают и искусные подделки. Результаты этих исследований согласуются с сотрудниками нашего музея, но традиции живут и продолжаются, и современные мастера тоже часто дублируют старинные изделия. Поэтому процесс этот очень долгий и скрупулезный, как правило, свое резюме дают специалисты многих направлений. На заключительном этапе комиссия по приему и закупке экспонатов после долгих обсуждений, консультаций, оформления документов, инвентаризации и каталогизации выносит свой вердикт. То есть в этом процессе участвует множество специалистов и экспертов самых разных направлений.
Но в коллекции нашего музея представлены и современные ювелирные изделия и авторские работы азербайджанских мастеров, по которым можно проследить путь развития этого искусства в нашей стране, потому что это тоже история и через несколько лет эти предметы тоже превратятся в антиквариат для будущих поколений.
- Что вы скажете по поводу уникального ковра XIX века, который приобретен музеем и хранится в этнографическом фонде?
- Недавно в музее был презентован подарок бывшего жителя Баку, который сегодня проживает в Израиле. Наш бакинец добровольно преподнес в дар музею этот бесценный ковер, характерный для бакинской школы. Эта особенность позволяет считать его уникальным.
Ковер представляет собой этнографическое произведение, отражающее семейные традиции и мифологическое мировоззрение азербайджанцев. По изображенным на нем сюжетам и орнаментам ковер является источником обширной информации о прошлых страницах азербайджанской истории и ковроткачества. Атрибутация немного сложная, потому что сюжетные ковры классифицировать несколько труднее. Скажем, ткачиха могла выйти замуж за бакинца или представителя другого региона и перенять орнаменты и узоры, присущие другой школе. Однако, в любом случае, азербайджанские ковры очень узнаваемые.
В нашем фонде этнографии хранятся ковры, ткани, одежда и т.д. У нас есть ковры бакинской, карабахской, ширванской и других школ ковроткачества, хотя их немало и за пределами Азербайджана, которые хранятся в мировых музеях. Но вся трудность состоит в том, что наши ковры очень часто называются или туркменскими, или узбекскими, или просто ширванскими или казахскими, а часто табризскими или иранскими. Слово «Азербайджан» зарубежные музеи почему-то не пишут, но мы согласовываем свои исследования с ними и стараемся исправлять эти упущения и недочеты.
- Над чем сегодня работают научные сотрудники вашего музея, ожидаются ли презентации новых экспонатов или коллекций?
- Да, мы собираемся представить общественности археологические образцы из разных регионов Азербайджана - Агстафы, Шеки, Карабаха, украшений древности, характеризующихся III-II тысячелетием до нашей эры. Это уникальная коллекция, и, к сожалению, еще в древности эти находки были частично разграблены, но выставляться они будут впервые.
Афет ИСЛАМ
banner

Советуем почитать