• суббота, 20 Апреля, 00:25
  • Baku Баку 15°C

Протест закончен

11 января 2018 | 10:40
Протест закончен

РЕГИОН
Официальный Тегеран объявил об отмене чрезвычайных мер, принятых в связи с массовыми уличными протестами.
И хотя заявленной причиной беспорядков и смуты стали отнюдь не социальные проблемы, а чрезмерные расходы на внешнюю политику и армию, иранские власти решили не изменять курс на экспорт исламской революции.
Во всяком случае, президент Исламской Республики Иран Хасан Роухани заверил население в абсолютном штиле в стране, спаде былой волны недовольства и нейтрализации зачинщиков. А это означает разблокирование локальных социальных сетей, которыми пользовались протестующие и доступ к которым в связи с последними событиями был закрыт.
В свою очередь, вице-президент Ирана Эсхак Джахангири написал в Twitter, что задержанные в ходе протестов студенты будут отпущены из-под стражи. А днем ранее, 7 января, Корпус стражей исламской революции (КСИР, элитное подразделение иранской армии) констатировал, что протестная активность сошла на нет.
«Утка» об обманутых вкладчиках
Массовые акции протеста, вспыхнувшие в конце минувшего года во втором по величине городе Ирана Мешхеде, были спровоцированы тем, что «обманутые вкладчики» какого-то то ли банка, то ли фонда, название которого население уже подзабыло, высыпали на улицы. Это послужило детонатором для дальнейших событий - демонстрацию поддержало недовольное экономической ситуацией, а именно повышением цен на продовольствие, ростом безработицы, коррупцией и неоправданными расходами на внешнюю политику. Затем мирные выступления граждан переросли в массовые беспорядки и охватили ряд городов по всей стране.
Утверждают, что беспорядки были спровоцированы основным соперником президента Хасана Роухани на последних выборах хранителем гробницы Имама Резы Ибрагимом Раиси, а также экс-президентом Махмудом Ахмадинежатом, который якобы содержится под домашним арестом. По данным иранских властей, в них погибло 22 человека и около 450 было арестовано.
Протесты на фоне успехов?
Следует признать, что эти протесты были самыми крупными со времени «зеленой революции» 2009 года, когда после объявления итогов президентских выборов, согласно которым победил «консерватор» Махмуд Ахмадинежат, тысячи сторонников кандидата от лагеря «реформаторов» Мир-Хосейна Мусави вышли на улицы с требованием отставки президента. Однако Мусави так и не удалось добиться проведения перевыборов, а переросшие в беспорядки протесты были подавлены.
Здесь следует оговориться, что в Иране либеральных реформаторов можно считать таковыми лишь условно, поскольку они являются частью действующего иерократического строя - их на юге олицетворяет прагматик Роухани, который, декларируя приверженность идеалам исламской революции, в то же время осознает, что радикализм и изоляционизм навредят государству, тогда как взаимодействие с западными партнерами стимулирует экономическое развитие страны. Главной его заслугой является принятие в конце 2015 года Совместного всеобъемлющего плана действий - политически гарантированного соглашения относительно иранской ядерной программы с США, Россией, Китаем, Великобританией, Францией и Германией, после чего со страны были сняты введенные ООН санкции. Благодаря этому правительству удалось укрепить экономику страны - рост ВВП начал расти, год назад показав рост до 12,5%, а инфляция упала с 40 до 7,5%.
Но экономические успехи, в основном, связаны с развитием нефтяного сектора, остальные отрасли практически не развиваются, потому ситуация в целом остается сложной - безработица среди молодежи, которая и стала движущей силой нынешних протестов, достигает почти трети.
Курс прежний
Но очевидно, что никакие протесты не окажут существенного влияния на внутреннюю и внешнюю политику Тегерана. Он не откажется от активной политики на Ближнем Востоке, поскольку для него угроза «геополитического окружения» США, Израилем и Саудовской Аравией очевидна - этим продиктовано участие Ирана в войнах в Сирии и Ираке.
С другой стороны, слишком много вложено в гражданскую войну в Сирии и велика вовлеченность в политику в Ираке, чтобы отказаться от своей внешней политики, хотя она и становится финансовым бременем. К тому же, учитывая происходящий в регионе передел сфер влияния, у Ирана появляется уникальная возможность для проецирования своей власти. Тем не менее очевидно и то, что после протестов иранское руководство будет более избирательно подходить к расходам на внешнюю деятельность и зарубежным операциям.
Как заявил корреспонденту газеты «Каспiй» глава Клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде, произошедшее в Иране вовсе не является попыткой смены государственного устройства революцией:
- Ситуация рознится от той, что пытаются представить отдельные западные СМИ, которые даже нашли каких-то лидеров оппозиции, озвучивавших мысли, которые были совершенно далеки от лозунгов, прозвучавших в иранских городах. То, что произошло, - это социальный протест, проявление населением годами копившегося недовольства, то есть, несмотря ни на что, тамошнее общество достаточно динамично. И в основе государственного устройства, сформировавшегося в стране после революции 1979 года, лежит своеобразная система сдержек и противовесов, когда конкурирующие политические партии могут вести борьбу, используя при этом такой инструмент, как массовые акции. Стоит обратить внимание на заявления всех лидеров Ирана, которые в один голос утверждают, что протесты не возбраняются, являясь правом народа, однако они должны быть мирными, не переходя в вооруженное сопротивление.
В целом, во время последних событий оба эти требования были почти соблюдены, а потому массовых арестов участников этих акций и репрессий в их отношении не наблюдается. Есть информация о том, что имеются задержанные, являющиеся зачинщиками беспорядков, однако сообщений о задержании организаторов нет, собственно, их и не было. В то же время сам факт протестов говорит о наличии проблем.
Дело в том, что в последние годы в Иране наблюдается рост безработицы, сворачиваются инвестиционные программы, в том числе в сфере строительства, металлургии, нефтехимической промышленности и т.д. Деньги не поступают в нужном количестве, и если раньше в стране реализовались грандиозные проекты инфраструктурного характера - строились дороги, каналы и было задействовано очень много работников, то сегодня эти программы свернуты и люди оказались не у дел. А частный сектор Ирана - в основном это сфера торговли и услуг - не в состоянии обеспечить столь значительное число людей работой. Поэтому безработица продолжает расти, социальный пресс усиливается.
Конечно же, протестное движение попытались оседлать и направить на усиление своих позиций «консерваторы». Примечательно и то, что протестующие требовали не реформ, а справедливости, то есть возвращения к лозунгам Исламской революции, которые были благополучно забыты. И сегодня улица обвиняет власти в отступничестве, но никто наверху не собирается переосмысливать итоги февральских перемен образца 1979 года.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать