• пятница, 26 Апреля, 20:23
  • Baku Баку 22°C

Не так остра, как кажется

10 января 2018 | 16:54
Не так остра, как кажется

ФИНАНСЫ
Успешное развитие народного хозяйства, растущие доходы углеводородных отраслей, а главное расширяющийся приток валюты от экспорта ненефтяной продукции позволяют не беспокоиться о внешнем долге государства.
Тем более, что один из основных фискальных показателей Азербайджана, находящийся примерно на уровне пятой части от валового внутреннего продукта (ВВП) страны, - небольшие по объему обязательства.
Неощутимый верхний предел
Наступивший год отметился еще одним важным событием, обещающим приток средств в русло развития нашей экономики. Верхний предел внешнего государственного долга Азербайджана увеличен до 2,15 млрд манатов - это цифры из выступления министр финансов Самира Шарифова в ходе его выступления на пленарном заседании завершившейся осенней сессии Милли Меджлиса. Несмотря на то, что в прошлом году правительство определило верхний лимит внешнего госдолга на уровне 4,5 млрд манатов, сказал министр, часть этих средств не использована и переносится на текущий год.
Ранее высокопоставленный чиновник отмечал, что переговоры с международными финансовыми организациями потребовали больше времени, чем ожидалось. «В результате мы прогнозируем, что до конца года будет использовано на 1,15 млрд манатов меньше, чем планировалось, по причине чего и предлагаем перенести остаток на следующий год и увеличить верхний предел внешнего госдолга до 2,15 млрд манатов», - пояснял С.Шарифов, отметив, что до этого верхний предел внешнего государственного долга на текущий год был определен на уровне вдвое меньше предполагаемого ныне.
Много или мало?
Оговоримся сразу, что досужие рассуждения пессимистов о растущем внешнем долге страны блекнут на фоне реальных достижений экономики и статистики внешних заимствований. Так, по состоянию на 1 июля прошлого года объем внешнего государственного долга Азербайджана составил всего лишь $7 172,6 млн (12 млрд 208,5 млн манатов), что составляет 18,9% ВВП страны, говорится в сообщении Минфина. В статистику по заимствованиям включены прямые обязательства государства и условные обязательства по кредитам, привлеченным под государственную гарантию. Согласно сообщению, внешний госдолг состоит в основном из кредитных программ и инфраструктурных проектов международных финансовых институтов, а также из ценных бумаг, размещенных на международных финансовых рынках.
Как сказал в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» руководитель Объединения международных экономических исследований (ОМЭИ) Ekonomiks профессор Фикрет Юсифов, государственный долг нашей страны не может внушать беспокойства, принимая во внимание растущие доходы и устойчивое развитие экономики. «Уровень внешнего и внутреннего долга Азербайджана, составляющий менее 20% от внутреннего валового продукта, не может быть поводом для беспокойства и даже не стоит обсуждений, принимая во внимание небольшую сумму, особенно если сравнивать наш долг с мировыми показателями. Например, совокупный долг США и Китая примерно втрое больше валового продукта, измеряемого несколькими триллионами баксов», - констатирует наш собеседник.
И действительно, устойчивый рост национальной экономики, вызванный прежде всего бурным развитием ненефтяных сфер народного хозяйства, а также стабильным укреплением экспортных позиций и реализацией крупных нефтегазовых проектов, стал важнейшим фактором формирования позитивных прогнозов не только в местной экспертной среде, но также на уровне авторитетных организаций мира.
Непредвзятые ожидания
По данным Международного валютного фонда, уже в наступившем году ожидается перевес доходов над расходами госбюджета, а ВВП страны практически удвоится в течение предстоящих пяти лет. Согласно статистическим данным, отразившимся в отчетном докладе (а это несколько «осторожные» показатели), уже к концу 2022 года совокупные объемы экономических достижений нашего государства достигнут 98,91 млрд манатов при укреплении позиций национальной валюты.
То есть, на взгляд специалистов этой непредвзятой структуры, в долларовом выражении (а это основной эквивалент, к которому привязан манат в силу биржевых приоритетов) объемы экономики нашей страны номинально увеличатся до $58,182 млрд, что больше чем в полтора раза выше нынешней планки, и подобный финансовый расклад отнюдь не удивителен, учитывая мудрую политику высшего руководства страны, поставившего нашу экономику на рельсы глубоких преобразований. К тому же прогресс, основанный на глубинной трансформации целей, задач и путей развития народного хозяйства в сторону ухода экономики от нефти через развитие прочих приоритетных отраслей, обнаружил состоятельность подхода.
Нет повода для пессимизма
«На волне динамичного развития народных отраслей, растущих валютных резервов и ожидания роста экономики внешний долг Азербайджана не представляет существенной нагрузки, - считает Ф.Юсифов. - Ведь если приглядеться к достигнутым показателям, за каких-то пару лет мы преодолели мировые экономические вызовы, связанные со снижением нефтяных индексов и повышением курса доллара. Чрезвычайно важные результаты прослеживаются в показателях роста ненефтяной промышленности, сельскохозяйственной сферы. Растущие экспортные позиции, расширение географии вывоза нашей продукции на зарубежные рынки способствуют притоку иностранной валюты, укрепляя национальную денежную единицу и возвращая стабильность нашей финансовой системе».
По словам руководителя ОМЭИ, глубокие экономические преобразования и последовательная работа высшего руководства страны по развитию народного хозяйства позволили увеличить валютные запасы Азербайджана на $4,5 млрд, доведя их до рекордных на сегодняшний день $42 млрд, что представляет собой крайне особую важность в реалиях нового соглашения по разработке блока месторождений «Азери-Чыраг-Гюнешли», заключенного в середине сентября прошлого года.
Ведь в соответствии с выверенным базовым документом удельный вес Азербайджана в лице Государственной нефтяной компании АР (SOCAR) с 11,6% вырастает до 25%. При этом в соответствии с новым контрактом иностранные компании-участницы АЧГ внесут различные бонусы в Государственный нефтяной фонд на сумму $3,6 млрд. В следующие 32 года в разработки АЧГ предполагается инвестировать свыше $40 млрд.
Росту доходов способствуют феерические достижения экономики. На этот немаловажный факт указывал глава государства. «Ненефтяной сектор экономики увеличился более чем на 2%, ненефтяная промышленность нашей экономики - более чем на 3%, а сельское хозяйство - более чем на 4%. Считаю, что для нынешних условий это очень хороший результат. Уверен, что в 2018 году цифры будут еще выше. В то же время мы рационально использовали и наши валютные резервы. Несмотря на падение цен на нефть, нам удалось увеличить наши валютные резервы, причем в значительной степени. Это - наш стратегический запас, один из факторов, предоставляющих нам как экономическую, так и политическую независимость, укрепляющих ее», - подчеркивает глава государства.
«Принимая во внимание текущие показатели роста, сопровождающиеся мультипликативным эффектом общего социально-экономического развития и роста ВВП, незначительная часть долговых обязательств в структуре внутреннего валового продукта является естественным обстоятельством», - ответил на запрос редакции эксперт-экономист Руслан Атакишиев.
По его словам, наличие некоторого внешнего долга у каждой страны является весьма заурядным явлением современной экономической жизни, поскольку активное участие правительства в процессе производства и распределения требует привлечения заемных средств для финансирования. «Испытывая нехватку в средствах, Азербайджан начал привлекать иностранные кредиты с 1993 года, и за эти годы объем внешнего долга увеличился многократно. Однако экономика страны также не стоит на месте. В целом же, существующий показатель внешнего долга по степени обременительности для госбюджета и растущих валютных резервов находится в рамках установленных международных стандартов. Сложность большого долга в том, чем выше этот показатель, тем большую долю доходов государство вынуждено направлять не на цели внутреннего развития, а на выполнение долговых обязательств перед внешними кредиторами», - сказал эксперт, отметив, что условной границей начала опасного состояния внешнего долга принято считать превышение в 50% ВВП.
Когда возникают проблемы?
Специалист считает, что проблемы могут возникнуть, если годовая сумма платежей по обслуживанию внешнего долга страны больше объема накопленных валютных резервов, а критическим значением является соотношение этих показателей на уровне 100%, отражающего равенство официальных резервов и объема срочных выплат в течение года внешнего долга. Меньшие значения показателя указывают на вероятность того, что правительство и резиденты страны прекратят обслуживать срочный долг из-за нехватки доступной иностранной валюты. Соотношение внешнего долга с развитием экономики нашей страны исключает такой расклад событий, считает Р.Атакишиев.
«В текущем году мы занимались устранением последствий кризиса прошлых лет, вызванного внешними шоками, больше внимания уделяли обеспечению макроэкономической стабильности», - заявил министр финансов С.Шарифов, по словам которого, макроэкономические показатели истекшего года свидетельствуют о стабилизации экономической ситуации в Азербайджане. И если позапрошлогодний спад ВВП превышал 3%, уже в конце прошлого года этот показатель составил 0,2%, в текущем же году прогнозируется рост на порядок выше. Международные финансовые институты положительно оценивают действия властей Азербайджана по обеспечению макроэкономической стабильности, стимулированию развития внутреннего производства. Благоприятная ситуация с мировыми ценами нефти, а также предпринятые правительством шаги позволили увеличить положительное сальдо внешней торговли до $5 млрд, стабилизировать платежный баланс, увеличить объемы валютных резервов, а в текущем году эта работа будет продолжена.
«Что касается внутреннего долга, о котором пишется в печати, его объем не так уж велик, чтобы вести какие-то разговоры, - считает Ф.Юсифов. - Долги Международного банка взяты на управление и подлежат возврату. Самый крупный по уровню обслуживания клиентуры, величине объемов и ресурсов банк не оставлял других вариантов, кроме реанимации с передачей долгов на управление соответствующих структур - насколько успешно и удачно, станет известно по результатам отчетов. Долги нефтяной компании не подлежат госгарантии, поскольку сама SOCAR располагает достаточным капиталом и возможностями», - отметил эксперт.
Тем временем, по данным Счетной палаты, в первой половине прошлого года внутренний долг государства сократился более чем на треть - до 798,7 млн манатов. На взгляд наших собеседников, это - мизерная сумма на фоне растущих бюджетных показателей.
Тамара ХАЙРУЛИНА
banner

Советуем почитать