• пятница, 29 Марта, 12:32
  • Baku Баку 14°C

Заморожена помощь Пакистану

06 января 2018 | 16:06
Заморожена помощь Пакистану

США приостановили помощь Пакистану в сфере безопасности. Как объявила глава пресс-службы Госдепа Хезер Науэрт, в данном сегменте существуют пробелы - официальный Исламабад, мол, не предпринимает решительные действия против террористических группировок, включая афганское движение «Талибан» и пакистанскую «сеть Хаккани».
По мнению заокеанской державы, упомянутые организации дестабилизируют регион и действуют конкретно против американского персонала.
Отнюдь не сюрприз
Тут дело шито белыми нитками - когда движение «Талибан» в 1980-х годах воевало с советскими войсками, оно как бы не было террористическим, да и Пакистан, прикрывающий тылы этой структуры, получал изрядный куш от вашингтонских щедрот. После обрушения социалистической системы какое-то время американские стратеги долго не могли подобрать ключи к обладанию регионом, однако спровоцированная трагедия 11 сентября 2001 года позволила им вторгнуться в Афганистан, а затем и на Ближний Восток. И только тогда турки и пакистанцы, а за ними союзники из прочих стран исламского мира поняли, что на деле означает борьба за демократию на заокеанский манер и какова тяжесть сапога сюзерена, рядящегося в равного во всем друга и брата. Так что требование «предпринимать более решительные шаги в сфере борьбы с терроризмом» для того, чтобы Вашингтон продолжал предоставлять Исламабаду финансовое содействие, а это без малого $255 млн в год, является классическим шантажом и демонстрацией недовольства излишней независимостью. Кстати, Науэрт хоть и заявила, что не имеет возможности оценить масштабы замороженной помощи, поскольку не завершен процесс анализа программ, которые будут затронуты этим решением, на деле это нетрудно подсчитать, прикинув «упущенную прибыль». Ранее президент США Трамп написал в Twitter, что Вашингтон направлял финансовую помощь Пакистану, но власти этой страны укрывали боевиков из Афганистана, но ведь так всегда было. Потому чтобы выразить свой протест в связи с «необоснованными обвинениями» главы Белого дома МИД азиатской страны вызвал «на ковер» посла Дэвида Хэйла, а вслед за этим министр иностранных дел Пакистана Хаваджа Мухаммад Асиф заявил, что Трамп «разочарован поражением в Афганистане, но это их беда, но никак не наша ответственность». Более того, о позиции Исламабада свидетельствует его отказ от расширения сотрудничества с американцами. Так что прекращение военной помощи не стало сюрпризом ни для кого, тем более, для непосредственных участников размолвки.
Кстати, еще 23 октября глава Госдепа Рекс Тиллерсон посетил с необъявленным визитом Кабул, где во время встречи с президентом Афганистана Ашрафом Гани обсудил с ним новую стратегию, предусматривающую расширение роли Индии, но не уточнил, как будут смотреться индусы в роли патрона в исламской стране.
Почти не подконтрольно
Визит Тиллерсона в Афганистан предшествовал его поездкам как раз в Пакистан и Индию, и это не случайно - «Талибан», в особенности его боевое подразделение «Хаккани», имеет убежища на территории, подконтрольной Исламабаду, хотя тот настаивает, что все прибежища боевиков в приграничных племенных зонах уничтожены в ходе военной операции. И хотя он пользуется определенным влиянием на «студентов», не имеет контроля над действиями лидеров группировки. Так или иначе, все эти телодвижения американской дипломатии указывают на то, что мир изменился и США уже не могут, как раньше, проводить, а точнее «продавливать», свои восточные интересы. Это косвенно подтверждают и слова министра обороны Пакистана Хуррама Дастгир Хана, который дал понять, что они изучают ситуацию с отказом США предоставить Пакистану новый транш финансовой помощи для борьбы с терроризмом и намерены подготовить «хладнокровный ответ» на эти действия. Он также подчеркнул, что когда речь идет о национальной безопасности Пакистана, «здесь не должно быть никаких сомнений».
Как сказал в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» глава клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде, действия США в ближневосточном регионе, да и в мире в целом следует рассматривать через призму разработанных ими внешнеполитических доктрин:
- В последние месяцы они укладываются в рамки новой ближневосточной доктрины, которая была анонсирована президентом Дональдом Трампом на майской встрече с лидерами стран Залива в Эр-Рияде, однако следует признать, что реализация ее положений идет со скрипом. На сегодняшний день Штаты не только не сумели продвинуться по какому-либо из намеченных направлений, но и вынуждены были отступить по целому ряду заявленных целей. Так, например, кризис в отношениях между Катаром и Саудовской Аравией не разрешен, более того, он нанес и продолжает наносить удар по самой доктрине. Значительной ее частью является программа нейтрализации влияния Ирана, которая, кстати, также дает сбой. Что касается Афганистана, то здесь «Талибан» не только продолжает удерживать и укреплять свои позиции, но стал действовать еще более агрессивно, то есть на этом направлении не только нет никаких подвижек, но даже усиливается сопротивление местной администрации. В Ираке провал - Тегеран здесь все более укрепляет свои позиции. В Сирии у них еще большие проблемы, поскольку, тройственный союз Турция-Россия-Иран и режим Асада укрепились, а американцы оттеснены к стенке. Понятно, что такая ситуация не устраивает Трампа, и чтобы как-то привести ее в соответствие со своей доктриной, Белый дом решил заморозить помощь Пакистану. Однако сомнительно, что это принесет какие-то плоды. Сомнительно и то, что Индия может чем-либо помочь США в решении афганской проблемы. Это «индийское средство» против талибов, скорее всего, не разработанный экспертами план, а кем-то подброшенная гипотеза, за которую Трамп цепляется как утопающий за соломинку. Направление в Афганистан индийского военного контингента, - это красная линия, за которую Дели никогда не зайдет.
Гошгар АЛИЕВ
banner

Советуем почитать