• четверг, 28 Марта, 12:14
  • Baku Баку 16°C

Парадокс Гегеля

29 декабря 2017 | 10:05
Парадокс Гегеля

Этого следовало ожидать. Не озвучиваемые ранее заявления вылетели-таки из уст министра иностранных дел ОАЭ Анвара Мохаммеда Гаргаша: «Арабский мир должен объединиться под лидерством Саудовской Аравии и Египта и отвергнуть амбиции некоторых сил региона диктовать арабским странам свои условия. Арабский мир пребывает в затруднительном положении, так что решение проблемы в сотрудничестве встало перед лицом окружающих региональных амбиций», - написал глава МИД ОАЭ на своей странице в Twitter.
Один пишем…
Понятно, по какому поводу и чьи амбиции имеются в виду - речь идет прежде всего об усиливающемся влиянии Турции в регионе, которая в Судане фактически получила во владение остров в Красном море, а затем последовало соглашение ее президента Реджепа Тайипа Эрдогана с суданским коллегой Омаром аль-Баширом о строительстве современного порта в этом же стратегическом водоеме между Африкой и Ближним Востоком.
Да и визит в Тунис у него получился успешным, о чем говорит целый веер договоренностей. Ну и, понятное дело, арабов волнует политическое будущее Сирии, которую они считают частью своей «улицы», но там ситуация сложнее. Русских они в расчет не берут, но за общественное сознание и тамошние умы могут взяться и турки, и персы, а это уже больше, чем просто управление территорией.
Кстати, недипломатично неприкрытое заявление упомянутого дипломата о том, что арабский мир не позволит, чтобы Иран и Турция управляли им, последовало сразу вслед за эрдогановским вояжем в Судан. Ранее (в третьей декаде ноября) тот же деятель от имени не столько соотечественников, сколько заокеанских боссов заявил о неприемлемости для арабов того, чтобы решение сирийского конфликта было иранским или турецким, но в чем-то все же он был прав, выразив сожаление в связи с маргинальной ролью арабского мира в сирийском урегулировании: «За исключением усилий Эр-Рияда по объединению сирийской оппозиции, мы видим лидерство российско-ирано-турецкого консенсуса, и это в то время, как арабская роль становится второстепенной», - прямым текстом и без обиняков добавил министр.
Примечательно, что Гаргаш, выражая свое неудовольствие ведущей ролью упомянутых стран, умалчивает о той роли, которую сыграл официальный Вашингтон в сирийской трагедии, и о том, что под контролем патронируемых ими курдских сепаратистов находится более чем треть тамошних, в основном нефтеносных территорий.
Посыпьте голову пеплом
Посыпание головы пеплом в знак совсем плохой перспективы - типично ближневосточная традиция, которая перекочевала в арсенал крылатых выражений. Именно такой вывод напрашивается по поводу комментария Гаргаша относительно вялой реакции арабского мира на недавнее признание президентом США Дональдом Трампом Иерусалима столицей Израиля.
Как известно, в ответ на это действо Лига арабских государств разразилась очередной порцией воинственных заявлений, объявлением американцев «пособниками оккупантов» и возложением на них ответственности за провал мирного процесса. На этом все и кончилось. Так вот эмиратский главный дипломат, наученный, по-видимому Джеймсом Уорликом, публикациям в Twitter, выдал следующий перл: «Возможности арабских стран в противостоянии израильской политике вокруг Иерусалима ограничены (!)
Подобная удручающая арабский мир ситуация является прямым следствием и «естественным результатом» поляризации в ближневосточном регионе, усилившейся вслед за «арабской весной», так что самобичевание здесь не поможет. По этому деятелю получается, что когда речь идет о Вашингтоне и его еврейских протеже, то кроме посыпания головы пеплом арабам ничего не остается. Но почему же в случае, когда речь идет об Иране и Турции, в его голосе и иже с ним начинают звучать стальные нотки? Причина ясна и восходит она к вековой давности успешному (империя разлагалась) антиосманскому восстанию 1916-1918 годов, приведшему к образованию на Ближнем Востоке множества независимых арабских государств.
Помнится, тогда под влиянием различных эмиссаров с Запада (наиболее знаменитый из них - британский полковник Томас Эдвард Лоуренс Аравийский) среди арабского населения империи стали возникать настроения, постепенно эволюционировавшие от османизма к национализму, то есть от лояльного сотрудничества со Стамбулом к утверждению арабской самобытности. В ту пору всем племенам в совокупности было обещано создание национального государства, которое должно было охватывать все арабские владения османской империи. Все это породило у них иллюзии относительно того, что Великобритания выполнит свои обещания, однако после падения османов британцы, французы и итальянцы, а ранее и русские предпочли разделить арабские земли между собой в соответствии с соглашением Сайкса-Пико.
Так начались настоящие бедствия арабов - после освобождения от протекторатов на этих землях были нарезаны разные марионеточные монархии. Причем это делалось совершенно произвольно, без учета этноконфессиональной карты региона. И в этих монархиях были созданы опереточные армии, способные воевать только с собственным населением.
Тем не менее трения между этими монархиями были столь велики, что ни по одному судьбоносному для арабов вопросу они договориться не могли. А ведь сохранись Османская империя, не было бы никакой палестинской проблемы войн с салафитов с зейдитами и прочих «чудес».
Сегодня Запад так же, как и сто лет тому назад, чтобы реализовать свои грязные планы, стремится столкнуть лбами целые народы, в данном случае арабов с соседями, и те очень даже «клюют» на посулы западных столиц в расчете на технологические и личные политические преференции. И как тут не вспомнить парадокс Гегеля: «История учит человека тому, что человек ничему не учится из истории»?
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать