• пятница, 19 Апреля, 10:25
  • Baku Баку 13°C

До полной ликвидации

20 декабря 2017 | 10:29
До полной ликвидации

РЕГИОН
Откровения вашингтонских боссов действительно заразны - не успел Пентагон заявить о том, что его военные советники и инструкторы останутся в Сирии до полного уничтожения террористов на ее территории, как об этом тут же почти под копирку распорядился секретарь Высшего совета национальной безопасности и обороны Ирана Али Шамхани.
Правда, тут ситуация несколько иная. Если американцы действительно держат там примерно до полутысячи специалистов, помогающих учиться военным премудростям курдским вооруженным формированиям, южные наши соседи непосредственно участвуют в операциях по освобождению территорий.
Иранские военные советники находятся в Сирии по просьбе ее законного правительства, и потому они легитимно продолжат свою миссию «до полной ликвидации террористических группировок» на земле, истерзанной семилетней гражданской войной. Правда, ранее Израиль неоднократно выражал обеспокоенность столь агрессивным присутствием, и эту позицию активно поддержали США.
Впрочем, президент Ирана Хасан Роухани как бы отрезал все сомнения своим высказыванием насчет того, что террористическая организация «Исламское государство» (ИГ) «вскормлена и вооружена крупными мировыми державами и некоторыми реакционно настроенными странами региона».
Думается, посыл понятен, и тут уместно вспомнить синхронность его высказывания с речью президента России Владимира Путина на авиабазе Хмеймим, где он также заявил о победе над террористами, но почему-то не объяснил, куда денется воинский контингент. Буквально на следующий день президент США Дональд Трамп на церемонии подписания военного бюджета в Белом доме также поспешил заявить о победе над ИГ в Сирии и Ираке. То есть все три актора продолжающейся войны в один голос заявляют, что интернациональная многоголовая гидра повержена, а ведь это лишает их какого-либо законного основания нахождения в этой стране. Но они (о Турции разговор отдельный) все же планируют оставить там свои вооруженные силы.
Министр обороны США Джеймс Мэттис с месяц назад дал понять, что его армия не собирается покидать Сирию потому, что женевский процесс по урегулированию ситуации не достиг успехов и не ликвидированы условия для появления новой версии ИГ. Долгосрочная, надо признать, программа, поддержанная, между прочим, ООН.
Как считает экспертная группа газеты «Каспiй», эти слова следует понимать так, что Пентагон не установил для себя никаких временных рамок окончания миссии и что американская армия может оставаться в ближневосточной стране в течение долгих лет. Такое авторитетное издание, как The Washington Post сообщает, что там отнюдь не 500 военнослужащих из-за океана - реально это число гораздо выше и, включая войска специального назначения, артиллерийскую группу морской пехоты, авиадиспетчеров и прочие рода войск, может достигать 4 тыс. человек, служащих на более чем десяти базах в северной Сирии, почти треть территории которой контролируется так называемой федерацией, оружие которой поставляют США. При этом для достижения своих целей американцы собираются использовать сепаратистские устремления курдов, что, естественно, вызывает опасения и у Турции, и у Ирана.
Заявление Путина об окончательной победе и выводе российских войск из Сирии тоже отнюдь не означает их окончательного ухода оттуда. Во-первых, у нее там две военные базы - авиабаза Хмеймим в провинции Латакия, дарованная Асадом на неопределенный срок, плюс военно-морская база в порту Тартус. По этому объекту тоже имеется соглашение с Дамаском сроком на 49 лет, которое может быть продлено при условии, что обе стороны дадут на это согласие.
Можете представить, что русские уйдут из региона на фоне заявлений «гринго» о присутствии до победного конца? И вообще, разве может страна-гегемон, будучи в здравом уме, залезть в кипящий котел событий с тем, чтобы бороться с терроризмом, для нее главное - обеспечить постоянное присутствие. Потому там останется достаточное количество российских военнослужащих, также продолжит свою работу Центр по примирению враждующих сторон. Кроме того, Москва развернула в стране войска спецназа с целью проведения разведопераций и координации воздушных ударов. Также в последние месяцы была развернута военная полиция северных соседей, которые также модернизируют авиабазу, чтобы там можно было разместить большее количество боевых самолетов вдобавок к многим десяткам единиц летательных аппаратов.
Кроме того, российская сторона планирует расширить военный объект в Тартусе, чтобы сделать его полноценной военно-морской базой, подходящей для размещения гигантских военных кораблей.
Анкара направила наземные войска в Сирию в августе прошлого года в рамках военной операции «Щит Евфрата», предусматривающей защиту государственности от двух угроз: со стороны ИГ и боевиков из Отрядов национальной самообороны, привязанных к террористической организации «Курдская рабочая партия», которая в течение почти 40 лет сеет в Турции беспорядки и насилие.
Кроме того, турки решили дать возможность беженцам из Сирии вернуться в свои дома и продолжить мирную жизнь - все три миссии успешно завершены. Так вот, до сих пор возле городов Идлиб, Ар-Раи, Аль-Баб и Джараблус размещены по меньшей мере 3 тыс. турецких военнослужащих плюс многочисленные отряды местной вооруженной оппозиции из «Свободной сирийской армии». Это нужно для того, чтобы нейтрализовать курдский сепаратизм (кстати, арабы тоже не в восторге от подобного соседства) по пограничной периферии, а это почти 950 км по пустыне.
Иранские силы являются, пожалуй, наиболее многочисленными иностранными войсками, присутствующими там. Тегеран прилагает огромные усилия для того, чтобы сохранить Асада у власти, и на протяжении всех семи лет гражданской войны оказывает ему широкую военную и финансовую поддержку. В Сирии находятся десятки тысяч бойцов «Национальных сил обороны» - военизированных формирований, созданных местным правительством из шиитских ополченцев.
Кроме того, в стране присутствуют иракские шиитские отряды милиции Аль-Хашд аш-Шаби и многие тысячи иранских и ливанских бойцов «Хизболла» плюс военнослужащие Корпуса стражей исламской революции, которые и сыграли ключевую роль в том, что произошел перелом в войне в пользу правительства Асада.
Стратегия Ирана заключается в том, чтобы обеспечить свои жизненно важные интересы после окончания войны, используя часть соседней территории в качестве опорной базы, а также гарантировать себе коридор в Ливан. Кроме того, Иран также, как и Турцию, беспокоит активность курдских сепаратистов вдоль своих границ.
То есть кто бы что ни говорил, эта страна уже поделена на зоны влияния между Россией, Турцией, Ираном и США, а также немножечко режимом Башара Асада. Трудно представить, что силы, расположенные в различных регионах Сирии, покинут свои позиции в ближайшем будущем, тем более что политический консенсус по-прежнему остается небольшим по сравнению с количеством спорных моментов и расхождением во взглядах, имея в виду прежде всего позицию антиасадовской оппозиции.
Несмотря на неоднократные заявления Дамаска, Москвы и Тегерана, что военное присутствие США в Сирии является незаконным, американцы планируют остаться в Сирии на неопределенный срок, а уйти советуют иранцам на том основании, что Женевский процесс урегулирования - единственный законный путь. Дело в том, что Вашингтон планирует сохранить военное присутствие в Сирии, а также установить новую власть на севере страны, чтобы избежать влияния Ирана в этом регионе.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать