• пятница, 29 Марта, 19:09
  • Baku Баку 14°C

Разбор полетов

17 декабря 2017 | 10:12
Разбор полетов

КОММЕНТАРИЙ
Не знаю, как для внутренней аудитории, однако для субъектов обновляемого миропорядка вояж президента России Владимира Путина в сухом остатке запомнится его заявлением о том, что его страна выводит военный контингент из Сирии, и соответствующим устным (!) приказом об этом.
Именно потому даже официальная Анкара поставила под сомнение столь похвальное желание северян. Например, всегда предельно откровенный глава внешнеполитического ведомства Турции Мевлют Чавушоглу так и сказал: «У России и без того в этой стране была одна постоянная военно-морская база, стало две - в придачу она получила еще и мощное авиационное подкрепление. К этому следует прибавить также военнослужащих, дислоцированных в разных районах Сирии. Потому с учетом наличия в регионе американских баз заявления о выводе из этой страны российского контингента звучат не совсем реалистично». Министр напомнил, что Россия и ранее выводила своих военнослужащих из Сирии, а затем вновь вводила, таким образом постепенно увеличив их численность.
Как по писаному
Последний пункт его разъяснений, касающийся противостояния Вашингтона и Москвы, особенно актуален в свете последних инцидентов. Так, буквально пару дней назад американские истребители F-22 Raptor провели перехват самолетов российских ВВС в воздушном пространстве Сирии. Как сообщают западные СМИ со ссылкой на руководство Пентагона, инцидент произошел после того как два штурмовика Су-25 пересекли «линию деэскалации», проходящую по реке Евфрат и разделяющую зоны, в которых, по условиям двустороннего соглашения, действуют силы возглавляемой США международной коалиции.
По словам представителя центрального командования авиации заокеанской державы подполковника Дэмиена Пикарта, американские истребители совершили «множественные маневры», одновременно выпуская предупредительные и тепловые ракеты «в непосредственной близости от российских самолетов», чтобы вынудить Су-25 покинуть воздушное пространство, контролируемое силами коалиции.
Если оценить ситуацию глазами Министерства обороны РФ, все обстоит как раз с точностью до наоборот. Судя по словам официального представителя военного ведомства России, российские самолеты в районе города Аль-Маядин (западный берег реки Евфрат) «сопровождали гуманитарную автоколонну», когда в зоне их действий неожиданно появился американский истребитель. «Отстреливая тепловые ловушки, F-22 создавал помехи паре российских Су-25. Выполнявший на высоте 10 тысяч метров задачи воздушного прикрытия российский истребитель Су-35с стремительно подошел к F-22 с задней полусферы, после чего американский истребитель покинул район», - заявили в Минобороны РФ.
Взаимные упреки
В Пентагоне традиционно настаивают, что российская сторона неоднократно нарушала условия соглашения о деэскалации конфликта в Сирии. В начале ноября они вроде договорились, используя каналы экстренной связи, о том, что русские войска будут находиться к западу от реки Евфрат, а силы коалиции - действовать на восточной стороне. Но с момента заключения этого соглашения российские самолеты залетали якобы в воздушное пространство «милого врага» до 8 раз в день. Наибольшие опасения коалиции заключаются в том, что они «случайно» могут сбить российский самолет, потому что его действия будут рассматриваться как угроза курируемым ею воздушным или сухопутным войскам.
Как сказал по этому поводу корреспонденту газеты «Каспiй» глава Центра исследований «Атлас» политолог Эльхан Шахиноглу, воздушные, и не только, «столкновения» Москвы и Вашингтона на фоне дележа постсоветского пространства и ближневосточных разборок происходят все чаще:
- Эти две державы противостоят друг другу вдоль нового «железного занавеса», протянувшегося от Прибалтики, где стороны поочередно обвиняют друг друга в провокационных воздушных маневрах, до сирийского фронта, где американцы сбивали не раз беспилотники, принадлежавшие силам, поддерживающим режим. Кстати, в этой стране между Россией и Соединенными Штатами пока идет опосредованное противостояние (через третьи силы), которое при этом не становится менее опасным. Кремлевский истеблишмент с 2014 года многократно повторял свою позицию: для Москвы легитимным остается правительство Асада, а США нарушают сирийский суверенитет своим военным присутствием.
Согласно международному праву, это правильный подход, поскольку у американцев на сей счет нет ни резолюции Совета Безопасности ООН, ни просьбы со стороны сирийских властей, которые могли бы дать разрешение на размещение заокеанских войск. Но это формальности, которые, тем не менее, не мешают военным гегемонам каждый день вступать во всестороннее противостояние друг с другом, и перспектива сближения, на которое они надеялись накануне избрания Дональда Трампа президентом, становится все более отдаленной. Вспомним, как в ноябре прошлого года Вашингтон заявил о прекращении сотрудничества с Москвой по Сирии - а ведь нежелательное развитие ситуации может перерасти в противостояние двух стран, подобное тому, что СССР уже пережил в эпоху «холодной войны».
Понятно, что прямого военного столкновения будут избегать и Кремль, и Белый дом (старшее поколение политиков хорошо помнит то время), но можно готовиться к «афганскому сценарию»: обещанные дополнительные поставки средств ПВО и противотанковых комплексов повстанцам со стороны американцев и их арабских союзников сведут на нет преимущество Асада перед вооруженной оппозицией. Военное поражение России в Сирии, как одна из целей Вашингтона, открыто никогда не декларировалось, но оно подразумевается как условие для падения режима и формирования в Дамаске правительства, полностью подконтрольного Вашингтону.
В Афганистане таким орудием были талибы, затем разгромленные самими американцами, в Сирии эту роль выполняют разношерстные отряды, которым никогда не объединиться. И теперь, когда Госдеп в одностороннем порядке свернул совместную работу с Россией по урегулированию конфликта, за исключением вопросов предотвращения инцидентов в воздухе при полетах боевой авиации, всерьез возникает вопрос: не перерастет ли в перспективе ситуация в их прямое вооруженное столкновение? Даже ежу понятно, что две самые мощные ядерные державы не могут позволить себе даже незначительный локальный конфликт. Одна небольшая перестрелка между двумя взводами этих держав может разрастись, а затем привести к применению тактического ядерного оружия, а потом, без значительного перерыва, и стратегического. Надо полагать, никто в Белом доме и Кремле не заинтересован в нагнетании обстановки до подобной критической отметки. Пока шансы на такое развитие событий можно оценить как минимальные.
Будем откровенны, достичь своей стратегической цели Соединенные Штаты могут и другими военно-политическими и экономическими методами. Можно не сомневаться, что в ближайшее время режим экономических санкций против России будет резко усилен, могут быть заморожены триллионные счета в западных банках. И эти меры наверняка будут поддержаны Европейским союзом, а также Канадой, Японией и Австралией. Что касается боевых действий, в военном отношении США, как во время «холодной войны» с СССР, будут активно действовать через третьи страны и посредников. Последствия же прекращения их сотрудничества по Сирии окажутся таковы, что гражданская война там будет продолжаться, поскольку власть Асада не абсолютна и не распространяется даже на половину государства. Так что экстремисты будут продолжать эксплуатировать правительственный вакуум, чтобы расширить свои операции, которые, несомненно, будут включать в себя атаки против российских интересов, со всеми вытекающими последствиями, включая экспорт экстремизма и терроризма.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать