• четверг, 28 Марта, 13:56
  • Baku Баку 16°C

Заразный сепаратизм

14 декабря 2017 | 10:51
Заразный сепаратизм

КОММЕНТАРИЙ
Старый Свет спровоцировал очередной всплеск сепаратизма на сей раз на родине Наполеона - корсиканские власти создали прецедент, который не может остаться без реакции со стороны Парижа. На территориальных выборах с результатом 56,5% победила националистическая коалиция острова Pè a Corsica («За Корсику»), куда входят партии Femu a Corsica председателя исполнительного совета автономии Жиля Симеони, которая отстаивает идею расширения автономии острова, а также партия Corsica Libera председателя ассамблеи Корсики Жан-Ги Таламони, который вообще поддерживает идею полной независимости от Франции. Так что по итогам второго тура выборов, коалиция увеличит количество мест в ассамблее с 24 до 41 и сформирует абсолютное большинство.
Макроновцы в меньшинстве
Поражение потерпела как корсиканская ячейка президентской партии «Вперед, Республика!», так и сторонники политики Эммануэля Макрона, набравшие 12,67% голосов (6 мест в ассамблее). Вообще, свободолюбивый остров имеет особый статус территориальной общности с 1982 года. А ассамблея (местный парламент), в отличие от других 17 регионов страны, обладает не только законодательной властью, но и исполнительной: проводит политику в сфере экономического развития острова, налогообложения, энергетики, окружающей среды, образования, сельского и лесного хозяйства, туризма и т.д.
При этом не успели завершиться выборы, как лидеры партий-победителей уже потребовали от правительства переговоров о расширении автономии. Иногда корсиканских сепаратистов сравнивают со сторонниками независимости в Каталонии и Шотландии, потому как все эти народы являются самобытными. Однако упомянутую политическую коалицию, основанную в позапрошлом году, в отличие от вышеупомянутых национальных образований, сложно назвать откровенными сепаратистами.
По большому счету они «автономисты», рассчитывающие на усиление собственных полномочий в составе Франции, тем более что после волеизъявления Жиль Симеони подчеркнул, что это не Каталония и о независимости острова речь не идет. Основными программными моментами коалиции является требование признать корсиканский язык в качестве официального, предоставить амнистию всем местным политзаключенным, признать особые правила проживания на Корсике, чтобы запретить иностранцам покупать там имущество. Но есть еще один момент - они хотят получить более широкую автономию в финансовой сфере и в экономике, а там и до других требований дело может дойти в случае обогащения местных элит.
Кстати, упомянутый Таламони считает, что Корсика может отделиться от Франции не ранее чем через 10-15 лет, если такое решение поддержит большинство населения. В отличие от Каталонии, это дотационный регион, потому ему пока не выгодно попасть в международную изоляцию, но, повторюсь, все это до поры до времени, покуда большинство жителей работает в бюджетной сфере и получает зарплату за счет государственных средств. Многие корсиканцы выживают благодаря сезонному туризму – там цены ниже на 40%, чем на курортах Лазурного побережья, так что не случайно почти четыре пятых местной экономики заточены на сферу услуг.
И еще – население голосует за сепаратистов из-за несогласия с политикой «открытых дверей» Евросоюза, не желая принимать беженцев, поскольку ценят свою самобытность и привержены католическим ценностям. Между тем оттуда до Африки рукой подать, потому ежегодно около 4 тыс. беженцев прибывают морем на остров, а в административном центре Аяччо уже проживает 6 тыс. мусульман. Правда, там периодически прокатывается волна протестных митингов с призывами к арабам покинуть остров, а в провинциальном городке Проприано неизвестные даже обстреляли из пулемета мясную лавку, которую держали мусульмане, но до жертв дело пока не дошло. Хотя корсиканцы – народ горячий, а в 1976-2014 годах там действовала террористическая организация «Фронт национального освобождения», державшая в страхе богатых иностранных инвесторов и чиновников из центра.
Кстати, почти за 40 лет от их рук погибли 9 полицейских, настолько неуступчивы были местные бандиты, но и Париж не пошел на уступки, так что после возникновения патовой ситуации Фронт объявил о прекращении вооруженной деятельности.
Испанские отголоски
Между тем отстраненный глава правительства Каталонии Карлес Пучдемон готов вернуться на родину в случае победы 21 декабря на досрочных выборах в провинции. Беглый сепаратист отметил, что готов приехать, несмотря на ордер на его арест, выданный властями. «Голоса имеют больше веса, чем наручники», - подчеркнул он, и это стало слоганом последнего времени. Политик заявил, что в случае победы официальный Мадрид вряд ли рискнет помешать ему руководить регионом, и добавил, что хотел бы лично проголосовать на выборах, но в нынешней ситуации «не все зависит от него».
По мнению наблюдателей, предвыборные опросы в самой Барселоне намекают на высокую вероятность патовой ситуации, когда ни одна из противоборствующих сторон не получит большинства в парламенте и не сможет сформировать правительство. Сторонники независимости, по приблизительным данным, находятся на пороге завоевания большинства, буквально в 1-2 креслах от него; партиям же конституционалистов не хватает около 6 мест.
О том, что предсказывать на эту тему что-либо с уверенностью сегодня контрпродуктивно, свидетельствуют и другие новости с мест. Например, тамошняя Народная партия в своей предвыборной программе предложила запретить вывешивание в публичных местах эстелады - флага сторонников независимой Каталонии. А вот горсовет Жироны принял решение о переименовании площади Конституции в площадь 1-го Октября, в память о каталонском «референдуме» и о том, как «люди защищали его от жестоких действий испанской полиции». Ну, и премьер-министр Испании Мариано Рахой впридачу ко всему открыто дал понять, что в случае победы сторонников независимости на выборах «дамоклов меч» (статья 155) конституции, временно парализовавший автономию, может остаться в действии. Решительность тамошней действующей власти можно только приветствовать.
Экспертная оценка
Двойные стандарты ведущих государств мира, в том числе Евросоюза, привели к тому, что сегодня даже на его территории, да и в прочих странах континента наблюдаются сепаратистские настроения. Как обрисовал ситуацию корреспонденту газеты «Каспiй» ученый-политолог, эксперт Заур Мамедов, события в Корсике хоть и не копируют каталонский процесс, тем не менее, схожесть налицо, и спровоцирована она тем, что международное право с недавних пор начали трактовать двояко, не признавая очевидный приоритет территориальной целостности:
- Если даже мыслить логически, право на самоопределение, да и то в рамках суверенитета столицы международно признанного государства, имеют право коренные жители. В Азербайджане, например, проживает немало автохтонных национальных меньшинств, каждое из которых наделено правом на образование, культуру на собственном языке, в Баку даже печатают их книжную продукцию. Лишь одни армяне заявили, что их права ущемлены, но весь мир знает, что в них взыграл аппетит и желание отторгнуть часть наших земель.
Кстати, парад сепаратизма начался с событий в Ханкенди в феврале 1988 года, но тогда Запад вместо того, чтобы осадить Горбачева и жестко отреагировать на оккупационную политику Армении, поддержал его, а Париж и вовсе предоставил трибуну Аганбегяну, который без стеснения подводил экономическую базу под нынешнюю ситуацию. Время показало отсутствие у них финансовых возможностей, тем не менее, зерна махрового сепаратизма проросли в Украине, Грузии, Молдове, Ираке, Турции, Канаде, Италии, Испании, Шотландии и других странах, что показало наличие двойных стандартов Запада, который в одних случаях немедленно и неоднократно подчеркивает важность территориальной целостности и уважения границ, признанных международным сообществом, вводит санкции. А когда дело касается Азербайджана или Турции, ведется совершенно другая политика, призывающая «не нагнетать обстановку» и решать вопросы мирным путем.
Наивно полагать, что сепаратизм в бывших советских республиках начался сам по себе, не получив политическую, военную, экономическую и моральную поддержку извне. То есть декларируемый принцип целостности границ государства предстает как инструмент политических манипуляций, а не как норма международного права.
Рауф ОРУДЖЕВ
banner

Советуем почитать