• пятница, 29 Марта, 10:49
  • Baku Баку 5°C

По своим лекалам

05 декабря 2017 | 10:06
По своим лекалам

ПОЗИЦИЯ
В сирийском вопросе вроде давно расставлены точки над i - полным ходом идет астанинский процесс, в котором принимают участие и представители официального Дамаска, и большей части политической оппозиции. При этом там задействованы основные внешнеполитические игроки, могущие воздействовать на местное общественное мнение: Турция, Иран и Россия.
Ан нет, министр обороны США Джеймс Мэттис по прозвищу «Бешеный пес» назвал непродуктивным упомянутый переговорный процесс. «Астана не является продуктивной - много усилий вложено, немногое получено на выходе. Теперь все переходит в Женеву, где ведущие усилия предпринимаются спецпосланником ООН Стаффаном де Мистурой», - сказал он журналистам на борту самолета по пути в Египет.
С одной стороны, есть рациональное зерно в его словах - уж очень много народа полегло почти за семилетку гражданской войны, но до «потсдамской конференции» еще шагать да шагать. Кроме того, американцы - единственный, пожалуй, активный участник перекройки границ, условно говоря, не потерявший живой силы и ограничивающийся финансовыми вливаниями и поставкой вооружения на выгодных ему условиях. Однако на самом деле ни астанинская платформа, ни существующая дольше нее женевская платформа, которая, кстати, признана и поддержана ООН, не являются конкурентами или альтернативными вариантами. У них разные повестки: женевская платформа сложнее - на ней ведутся дискуссии о будущем политическом устройстве ближневосточной страны, о судьбе ее нынешнего президента Башара Асада и т.д., а у астанинского процесса своя повестка - она во многом дополняет, предваряет, помогает женевскому процессу. Здесь ведутся переговоры по практическим, техническим вопросам - о зонах деэскалации, доступе населения к гуманитарной помощи, а поскольку это гораздо более «приземленные» вопросы, которые реализуются на практике, они понятнее и выигрышнее.
В этом контексте астанинский процесс играет важную роль, создавая более благоприятную атмосферу для дальнейших переговоров вообще. Кроме того, в Астане за одним столом сидели и представители вооруженной оппозиции, и представители правительства Сирии, чего не было в Женеве.
С другой стороны, в столицу Казахстана всегда бывают приглашены послы и прочие дипломаты, представляющие разносторонние интересы практически всех бенефициаров. Однако вопрос в том, кто инициатор и организатор, и именно по этой причине астанинский процесс получил положительную оценку не только трех стран-гарантов - Турции, России и Ирана, но и самих договаривающихся сторон, хотя вооруженная оппозиция и заявила об отсутствии прогресса на последнем раунде. Европейский Союз также положительно оценивает астанинский процесс, поскольку с ним, прежде всего, связано уменьшение насилия в Сирии.
Создание зон деэскалации, поэтапное их закрепление и регулярный мониторинг очень ощутимы для населения. Постепенно идет речь о расширении этих зон, имплементации их модели на другие территории, в частности, на освобожденные от ИГ, правда, никем не контролируемые земли на востоке страны. Главная цель этого процесса - чтобы прекратилось применение оружия там, где это возможно, и чтобы противостоящие стороны могли пойти путем политических дебатов, диалога.
Очевидно, что тут речь не идет о том, чтобы противники тотчас сложили оружие, появились проигравшие или выигравшие, просто появилась доля определенности во всей сумятице и непрерывном калейдоскопе локальных стычек.
Как рассказал корреспонденту газеты «Каспiй» глава Клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде, риторика шефа Пентагона сводится к принятию решения направить в Сирию дополнительные войска - мол, Дональда Трампа подвигла к этому политика Кремля:
- Это типичное перетягивание одеяла на себя. До развала СССР американцы всегда говорили «мы», имея в виду коллективные действия в рамках НАТО, Евросоюза, ОБСЕ, иных блоков и распределяя ответственность равномерно между союзниками. Так было даже во время оккупации Ирака в конце 2003 года, правда, главными бенефициарами все же были «гринго». Со временем, когда союзники начали все чаще протестовать против действий «слона в посудной лавке», Вашингтон решил действовать посредством ООН. Именно потому Джеймс Меттис сказал, что переговоры по Сирии в Астане непродуктивны, а приложенные усилия - безрезультатны.
Однако надо, как говорится, принимать за данность его величество факт, остающийся в сухом остатке - становой хребет террора там сломлен именно астанинским процессом. «Тройка» Россия-Турция-Иран взяла ситуацию под контроль и добилась важного успеха, потому слова руководителя «Пентагона» не отражают действительность.
Кстати, о роли американцев в Сирии - она ограничилась банальным вооружением дочерних группировок Курдской рабочей партии и финансированием сомнительных помощников в борьбе с ИГ.
Что же касается ООН и представителя этой организации по Сирии Стаффана де Мистуры, то он напоминает сопредседателей Минской группы ОБСЕ - бессмысленные встречи и безрезультатные конференции в Женеве.
Думается, в сирийском процесс Астана по эффективности оставила Женеву в тени.
Гошгар АЛИЕВ
banner

Советуем почитать