• пятница, 29 Марта, 14:46
  • Baku Баку 14°C

Интерьер без изменений

24 ноября 2017 | 10:29
Интерьер без изменений

ПОЗИЦИЯ
Премьер, он и в Ливане премьер. Заявивший из Эр-Рияда в начале ноября о намерении подать в отставку глава Кабинета министров этой страны Саад Харири после встречи с президентом и спикером парламента передумал уходить со своего поста.
Что повлияло на его очевидную ветреность - горячая ближневосточная кровь или гарантии безопасности, данные французами и египтянами?
Судя по официальной сводке, президент Мишель Аун и спикер Наби Берри не совсем против того, чтобы «блудный сын» остался не у дел, потому как рекомендовали ему подождать после того, как прошение легло на стол главы государства.
Штиль после бури
Ну а как могло быть иначе, если вернувшийся глава исполнительной ветви власти не может толком объяснить, с чем связано более чем двухнедельное пребывание в Саудовской Аравии. Не уважителен для самого высокопоставленного министра даже такой аргумент, что он гражданин этой страны и поехал навестить своих друзей.
При этом он уже составил план отступления, заявив, что «полностью готов к обстоятельному диалогу и сотрудничеству с президентом для решения ряда разногласий (!)» Однако премьер так и не объяснил, чем была вызвана его отставка, о которой было объявлено громогласно, что взбудоражило многих игроков на этом геополитическом поле.
Королевский дом и Тель-Авив дружно и синхронно заявили, что виной всему является теократический Тегеран и его ливанский союзник - шиитская группировка «Хезболла». Но не теократичен ли сам, правда суннитский, Эр-Рияд, управляемый сурами из Корана, а не Конституцией.
Кстати, Израиль в 1960-е годы сам создал такую ситуацию, при которой Иран к тому же является полноправным партнером в коалиционном правительстве Ливана, что само по себе предопределяет элемент воздействия, так что нечего пенять… Кроме того, тут налицо элемент шантажа, поскольку ожидалось, что после приезда в Бейрут Харири вполне может пересмотреть свое решение об отставке исключительно в том случае, если будет найдено новое «урегулирование», которое гарантирует, что «Хезболла» не станет вмешиваться в региональные дела. Но никто пока не слышал о том, что это самое искомое «урегулирование» найдено, а военизированная структура отказалась от вмешательств.
Против фактов - никуда
Однако, по словам лидера «Хезболла» Хасана Насраллы, главу правительства держали в Саудовской Аравии в заложниках, что отнюдь не косвенно подтверждает авторитетное агентство Reuters со ссылкой на собственные источники. Судя по их информации, когда самолет с премьером на борту приземлился 3 ноября в аэропорту Эр-Рияда, его встречали не саудовские сановники, а «люди в штатском», которые сразу же отстранили главного чиновника от других членов ливанской делегации, усадив его в автомобиль, уехавший в неизвестном направлении. Одновременно оказался отключенным и сотовый телефон премьера, а о том, что произошло потом, можно строить разные догадки.
Но факт остается фактом. Буквально на следующий день после случившегося инцидента в эфире государственного саудовского телеканала Al-Arabiya «блудный сын» заявил о своей отставке с поста премьера. Разумеется, сразу же появились разные версии происходящего, причем вариант киношного похищения и последующего принуждения стал чуть ли не самым основным, после чего последовали озабоченные заявления президента Ливана и ряда местных политиков. Объяснений происходящего потребовал и Госдепартамент США, и официальный Тегеран, то есть дело начало принимать дурной оборот, поскольку все основные игроки, которым по разным причинам была бы выгодна рокировка, отнеслись к «фокусу» с недоумением.
И тогда саудиты решили показать Харири международной общественности, организовав запись интервью премьера с известной ливанской журналисткой Паулой Якубиан. Но если этим трюком «небожители» Эр-Рияда хотели убедить всех в том, что беглец поневоле вполне свободен и самостоятелен в своих решениях, то странности в поведении премьера в кадре свидетельствовали как раз об обратном.
Но, как бы то ни было, возвращение премьера на боевой пост - последний шанс избежать усугубления институционального кризиса, ведущего к ситуации безвластия. Новую компромиссную фигуру главы Кабмина ливанский политический истеблишмент просто не смог бы согласовать в разумные сроки.
В этой связи нельзя не вспомнить, что нынешнего президента Ауна парламент смог избрать лишь с 46-й попытки, а страна находилась без главы государства более двух лет. Тупик был преодолен лишь вследствие достигнутого компромисса между Ираном, который негласно поддерживал Ауна, и Саудовской Аравией, условием которой было назначение Харири на пост премьера, что впоследствии и было сделано.
Жертва и клубок противоречий
Ливан в современной истории нередко становился жертвой противоречий ведущих государств, расположенных на Ближнем и Среднем Востоке. И, как правило, ни одно судьбоносное событие - будь то выборы президента или премьера (которые, в сущности, подменяются назначениями), ведение войны, заключение международных соглашений - в этой стране «по старой доброй традиции» не проходит без вмешательства внешних сил. Причем раньше их было гораздо больше, включая Францию, Великобританию, США, сейчас же в связи с утечкой европейски ориентированного населения Бейрут стал исключительно ареной противостояния между Ираном и Саудовской Аравией. Первый стоит за президентом и парламентом, вторая традиционно маячит за фигурой премьер-министра, как в случае с покойным отцом и самим Саадом Харири, имеющим двойное гражданство (то есть он одновременно гражданин Ливана и подданный саудовского королевства, где владеет солидной долей недвижимости).
Кроме того, Эр-Рияд - крупнейший спонсор возглавляемой им политической партии с претенциозным названием «Движение будущего», хотя реальность показывает вектор развития в никуда…
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать