• пятница, 29 Марта, 14:25
  • Baku Баку 14°C

Игра в самом разгаре

22 ноября 2017 | 11:58
Игра в самом разгаре

МНЕНИЕ
Глава ливанского правительства Саад Харири, объявивший о своей отставке в начале месяца, находясь в Саудовской Аравии, не только покинул королевство, но даже побывал во Франции, а теперь вот и в Египте.
Правда, он сообщил, что собирается вернуться на родину в ближайшие дни, однако его вояж в Каир свидетельствует о том, что политик пытается заручиться поддержкой наиболее сильного в военном отношении суннитского государства региона, могущего противостоять влиянию шиитской группировки «Хезболла».
Непраздный визит
Что касается визита в Каир, то, по всей вероятности, он связан с тем, что президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси после неожиданной отставки Харири выразил поддержку официальному Бейруту.
Так, в ходе переговоров с председателем ливанского парламента Набихом Берри он заявил, что его страна заинтересована в сохранении стабильности и безопасности Ливана, поддерживает его в преодолении нынешних трудностей.
Нашумевший скандал вокруг внезапного исчезновения Харири с политического небосклона послужил одним из поводов, побудивших Эр-Рияд выступить с предложением созвать как раз в Каире экстренное заседание Лиги арабских государств (ЛАГ) на уровне министров иностранных дел. Кстати, накануне это мероприятие состоялось, и главным вопросом на нем, как и следовало ожидать, стало противодействие «вмешательству Ирана в дела региона». Так вот где «собака зарыта» - когда на встрече была рассмотрена кризисная ситуация в Ливане, глава МИД этой страны Джебран Басиль демонстративно проигнорировал эту имевшую явную антииранскую направленность встречу.
Похоже, раскол внутри ливанского руководства на сторонников и противников Тегерана не только сохраняется, но и углубляется, грозя стране хронической нестабильностью и продолжением внутриполитического кризиса.
Париж, Париж…
Если с Каиром и Эр-Риядом все понятно, то с Парижем не все ясно в свете потери его влияния на Ближнем Востоке сразу после того, как Израиль аннексировал Голанские высоты. А ведь раньше Франция имела огромное гуманитарное влияние на Бейрут… Теперь же ее президент Эммануэль Макрон, похоже, решил «тряхнуть стариной», предложив в приватной беседе эмигрировать самоустраненному премьеру, хотя на вопросы прессы он усиленно отнекивается.
Сейчас совершенно неясно, что происходит за кулисами, неизвестны и планы Харири, да и характер этой сделки крайне сомнителен. Нестандартный шаг политика, сделанный почему-то вдали от Бейрута, подчеркнул глубокий политический раскол в Ливане, разрываемом из-за противоборствующего влияния шиитского Тегерана и суннитского Эр-Рияда, и вызвал обвинения в том, что Саудовская Аравия удерживала Харири (гражданина этой страны) против его воли. Потому его визит в Париж явно знаменует дипломатический прорыв для 39-летнего Макрона и его усилия по восстановлению позиций Пятой республики на международной арене.
Кстати, не далее как на той неделе, на пике упомянутого кризиса он также неожиданно прибыл в Эр-Рияд после открытия в ОАЭ нового музея «Лувр Абу-Даби», что также является проявлением «мягкой силы» Франции в регионе.
Определенный скептицизм
Можно по-разному, в том числе скептически (что в большей мере справедливо), относиться к потенциальной отдаче от действий Макрона в данном контексте, хотя в качестве дипломатического прорыва страны этот ход можно записать ему в актив.
Если Харири действительно уйдет в изгнание, то это будет не первый такой случай среди ливанских чиновников - сам отреченец, помнится, провел три года на Лазурном берегу и опять же в Эр-Рияде, занимаясь бизнесом после того, как правительство национального единства, которое он возглавлял, потерпело крах в 2011 году.
Кстати, нынешний президент Ливана Мишель Аун также целых 15 лет жил во Франции в изгнании, которое закончилось в 2005 году. Так что Макрон не только играет на исторических связях и влиянии его страны в Бейруте, но и пытается предложить своим визави плоды более сбалансированной политики на Ближнем Востоке, в отличие от тех же американцев. При этом он также изучает возможность визита в Тегеран в следующем году, где французские бизнесмены сталкиваются с трудностями при инвестировании.
Любопытно, что подробности парижских переговоров не разглашаются, однако известно, что сразу после этой встречи «первый парень» Елисейских полей дозвонился до президента США Дональда Трампа, чтобы обсудить ливанский кризис. В результате, согласно сообщению пресс-службы Белого дома, была достигнута договоренность «работать с союзниками для того, чтобы противостоять дестабилизирующей деятельности в регионе» Ирана и базирующейся в Ливане шиитской группировки «Хезболла».
Ранее с этими же обвинениями в ходе своего пребывания в Эр-Рияде выступил и сам Саад Харири, обвинив их в планировании покушения на его жизнь и дестабилизации ситуации в Ливане и арабском мире в целом. Так что игра в самом разгаре, и еще неизвестно, сдадут ли патроны ливанскую «пешку» на съедение времени или заставят шагать дальше в пику растущему шиитскому влиянию на Ближнем Востоке.
Гошгар АЛИЕВ
banner

Советуем почитать