• пятница, 19 Апреля, 10:27
  • Baku Баку 13°C

Сочи-2017: повестка, предвещающая подвижки

15 ноября 2017 | 13:42
Сочи-2017: повестка, предвещающая подвижки

МНЕНИЕ
Будет вполне резонно сказать, что встреча президентов Владимира Путина и Реджепа Эрдогана в Сочи вогнала армянскую политическую элиту в оцепенение. Выброс прогнозов и предположений, которыми отличились мозговые центры и медиа страны-агрессора, дают достаточно ясное представление о том, как ныне в Армении болезненно переживают любые подвижки, связанные с реализацией планов по карабахскому урегулированию.
На этот раз думающая и пишущая рать проблемной страны, болезненно пережив заявление турецкого лидера о намерении обсудить с хозяином Кремля карабахскую проблему, разродилась невиданной волной непонятных сумасбродных предположений. Их количество абсолютно оторвано от понятия качества. И все потому, что исходная точка практически всех выкладок в сути субъективна, если не сказать ошибочна.
Армянские источники абсолютно не могут взять в толк все, что происходит на волне несущих дискурсов региональной и глобальной геополитики. Ереванским стратегам кажется, что фактор Армении, как важной составляющей региональной политики, несет в себе стратегическое начало для всех акторов, в том числе и для держав. И в контексте рассматриваемых раскладок высказывается такая точка зрения: дескать, без согласия Еревана ни один из вариантов разблокирования кризиса вокруг Карабаха не может осуществиться.
Есть в общем потоке мнений и такое понимание, согласно которому Москва и Анкара на сегодня представляют собой задвинутый сверхдержавами тандем, от воли которого мало что зависит. И в этом ключе армянские мыслители со знанием вопроса твердят, будто любые инициативы России и Турции вне позиции Минской группы ОБСЕ не будут иметь шансов на успех.
В Ереване считают, что, дескать, это единственная международная площадка, где бал правит Запад, и роль Москвы в ней малозначительна. Коль так, то о профилирующей роли Турции вообще можно не говорить. Если бы все было так на самом деле. Армянские аналитики забывают главное - Запад от места действия далеко, а Москва и Анкара близки. Их усилиями разворачиваются новые геоэкономические действия, уплотняются форматы торгово-промышленного взаимодействия, растут коэффициенты полезного совместного действия, и ни одной из этих сторон не нужна головная боль под боком.
Карабахский узел, как показал апрель 2016-го, уже не замороженный конфликт, он взял крен на дестагнацию, и любые попытки снова сковать его в тисках консервации не возымеют успеха. Посредники, сторонние наблюдатели, прочие сочувствующие, конечно же, играют значимую роль в поддержании временного мира, однако есть еще и фактор Азербайджана - сильной стороны конфликта, которая в любой момент может санкционировать неожиданный поворот в проблеме.
В принципе можно не сомневаться, что такого поворота не исключают, прежде всего, Москва и Анкара, для которых цена спокойствия в важном регионе невероятно высока. И как бы в действующей конъюнктуре Ереван ни пытался умалить роль Турции, ни изощрялся в связи с ее отсутствием в МГ ОБСЕ, Анкара – состоявшийся дееспособный игрок на евразийских полях. Кто бы ни был судьей высшей инстанции, голос этой страны всегда был и будет услышан в судьбоносных вопросах, а в карабахском кризисе - тем более.
Так уж заведено, что в сердцах большинства армян, ее политической элиты прочно прижился антитюркский синдром. Он, собственно, и не дает им расслабиться, настроиться на прагматизм, без которого немыслимо разрешение этно-территориальной проблемы. По этой причине любое участие Турции в процессах, затрагивающих судьбу региона, отвергается с порога. В свете политической актуальности встречи Путина с Эрдоганом в ереванских коридорах царит абсолютный пессимизм. Многие из действующих политиков тоже думают, что возможности не только Анкары, но и Москвы для использования ресурсов разблокирования ничтожны.
Путин и Эрдоган обладают набором политического инструментария, чтобы разработать действенный план выхода из стагнации и разграничить блок компромиссов ради долгожданного прорыва. Он более чем востребован, но не реализуем по милости Армении, которая, не дождавшись решения сегодняшней проблемы, бросает камень в прошлое, мол, договоры столетней давности (Лозанский, Карсский, Севрский) не справедливы в своей сути, и их базовые положения должны быть пересмотрены.
Такое может прийти в голову только людям, живущим иллюзиями или же страдающим больным самомнением. Как законы, так и международные правовые акты обратной силы не имеют. Те, кто актуализирует сущий бред, склонны торпедировать объективные реалии сегодняшнего дня, чтобы заслонить мишурой обструкции насущные задачи горячей повестки. Попросту говоря, армянские политтехнологи и потакающие им политические бонзы заведомо усложняют обстановку, чтобы затушевать решение назревшей карабахской проблемы, оттеснить ее в самый долгий ящик и в надежде на спекуляции выбить для себя нештатные преференции.
Такого рода дешевые ставки есть не что иное, как блеф чистой воды, да еще без шансов на успех. Москва и Анкара нацелены на преодоление противоречий карабахской проблемы ради упрочения стабильности в регионе, который играет роль солнечного сплетения не только для стран Южного Кавказа, но и тех государств, интересы которых уникальный коммуникационный регион обслуживает. Всерьез голосить о бесполезности усилий политических лидеров стран, заинтересованных в урегулировании вязкой дилеммы, играет на руку тем силам Армении, которым понравилось держать конфликт на медленном огне. Какой бы ни был жар, он, рано или поздно, приведет положение к состоянию кипения, и тогда уж точно рванет последнюю кишку фигуранту, который все время ставил на авось, кидаясь от одного влиятельного заступника к другому.
Есть смысл, чтобы в Ереване обратили внимание на те факторы, что мешают мирному процессу. Они сгруппировались в папке под названием «Армения». С разбора ее положений нужно и приступать к разбору завалов на пути к всеобъемлющему миру, которого заждались не только по обе стороны баррикад, но и дальше от них.
Тофик АББАСОВ
banner

Советуем почитать