• суббота, 20 Апреля, 00:01
  • Baku Баку 15°C

Путевка в большую науку

11 ноября 2017 | 13:28
Путевка в большую науку

СООТЕЧЕСТВЕННИКИ
Имя Физули Фараджева впервые встретилось мне более десяти лет назад в насыщенной интересной информацией книге «Азербайджанский мир Москвы», полученной мною в дар от ее автора, коллеги-журналиста Сулеймана Али. А совсем недавно это же имя прочла в выпущенной Азербайджанским государственным телеграфным агентством - АзерТАдж - информации в связи с показом на телеканале «История» российского телевидения первого фильма из нового цикла «СССР. Империя наоборот», презентация которого состоялась в Государственном центральном музее современной истории России.
Оказалось, что целый ряд кадров в этой работе режиссера Юрия Старикова посвящен выдающимся азербайджанцам его страны. С гордостью читаю имена наших соотечественников, волею судьбы связавших жизнь с Россией: профессор Московской консерватории, композитор Фарадж Караев, народный артист СССР, увы, покинувший наш мир Муслим Магомаев, а также уже известный мне ученый Физули Фараджев, которому принадлежат огромные заслуги в конструировании космического корабля «Буран»…
Вряд ли кому-нибудь в селе Арабушаги Агсуинского района Азербайджана могло даже просто присниться, что сын их односельчанина Аташа Фараджева - Физули - станет большим ученым и, пройдя после окончания Московского авиационного института путь от конструктора в сборочном цехе Тушинского машиностроительного завода до начальника производства по сборке воздушно-космического самолета «Буран», будет руководить подготовкой к его полету на космодромах в Жуковском и на Байконуре!
Не сомневался в осуществлении своей мечты разве только сам Физули. Ведь ему, человеку, как рассказывают, настойчивому, целеустремленному, пришлось преодолеть, и весьма успешно, немало преград на пути к ее осуществлению.
…А началось все с того, что, окончив в 1976 году бакинскую спецшколу с физико-математическим уклоном, 18-летний Физули, не раздумывая долго, решил продолжить учебу в высшем учебном заведении России. Это был смелый шаг: ведь учился он в средней школе на родном - азербайджанском языке, и русским, можно сказать, почти не владел. Однако это не остановило юношу. Надо сказать, что в то время выпускникам средних школ предоставлялась возможность получить высшее образование в любом вузе любой точки Советского Союза. Физули выбрал факультет самолетостроения Московского авиационного института. И блестяще сдав на родине вступительные экзамены, отправился в столицу нашей тогда общей большой страны…
По признанию самого Физули Фараджева, на всю жизнь запомнилась ему состоявшаяся в канун отъезда на учебу во Дворце имени Ленина (ныне Дворец Гейдара Алиева) встреча с общенациональным лидером азербайджанского народа, который как-то очень по-отцовски тепло напутствовал собравшихся в зале будущих специалистов. Их было около 150, ставших студентами различных вузов СССР. И каждому из них этот великий человек лично вручал папку с проездным билетом до места назначения, тетрадями и денежной суммой на время до первой стипендии.
…Тогда Физули Фараджев не мог, конечно же, знать, что именно в том памятном 1976 году было издано секретное постановление Совета министров СССР о начале создания космического корабля «Буран», в конструировании которого спустя годы доведется участвовать и ему. Однако этого могло и не случиться, если бы возглавлявшему в те годы Азербайджан Гейдару Алиеву не удалось добиться мест для представителей нашей республики на факультете самолетостроения МАИ.
Как-то своими мыслями об этом наш соотечественник поделился и в одном из своих интервью, рассказав о том, что в период его учебы Московский авиационный институт окончили примерно десять азербайджанцев. Хочу подчеркнуть, что Физули Аташевич, как величают его в Москве, всегда с гордостью говорит о своих земляках-коллегах, посвятивших себя реализации космических программ Советского Союза. И, делясь воспоминаниями о работе над созданием «Бурана», не забывает отметить и заслуги тех из них, кто работал рядом с ним. Это и Бафадар Бабаев из Нефтчалы, и Иззаталы Агаев из Уджарского района. Это и ведущий инженер-технолог Фирдус Керимов, и Шакир Аскеров, ответственный за секретность работ, и начальник управления в конструкторском бюро «Молния» Назим Гулиев. Все они пользуются высоким авторитетом прекрасных специалистов и до сих пор успешно трудятся в избранной ими совсем не простой области промышленного производства…
С особым почтением и благодарностью говорит Физули Фараджев о нашем соотечественнике, ученом-инженере, генерал-лейтенанте артиллерии, одном из основателей советской космической программы Кериме Керимове, который на протяжении довольно большого отрезка времени - с 1966 по 1991 год - был председателем Государственной комиссии по летным испытаниям пилотируемых кораблей. Ему, говорит Физули Аташевич, он многим обязан. Впрочем, об этом - чуть позже…
Говорят, главный признак таланта - это когда человек знает, чего он хочет. А Физули Фараджев, как уже отмечалось, всегда был привязан к цели. Во имя ее достижения он трудился: ведь труд - потребность таланта! И оттого был счастлив. Как сказал кто-то из знаменитых, каждый имеет право быть счастливым на своих собственных условиях…
Надо сказать, не всегда и не сразу все получалось так, как задумано. Но Физули никогда не отступал, упорно и уверенно шел вперед. Так было всегда, с того самого дня, когда ему был вручен диплом об окончании Московского авиационного института.
В Баку, куда вернулся молодой специалист, работы по его специальности - «самолетостроение» - не было. Некоторое время пришлось выполнять обязанности технолога на заводе, где производили части ракет. Однако ведомый желанием непременно работать по своей специальности в конструкторском бюро по созданию авиационных аппаратов, Физули Фараджев отправился в Москву, в Министерство авиационной промышленности СССР. К счастью, как раз в этот период на Тушинском машиностроительном заводе, где, кстати, будучи студентом, Физули проходил практику, создавался воздушно-космический корабль «Буран». Туда и решено было направить успешного выпускника МАИ, но при условии, если это поддержит и его республика.
В Совете министров Азербайджана Ф.Фараджеву поначалу предложили самому создать конструкторское бюро по проектированию самолетов и возглавить его. От этого предложения молодой специалист отказался, сославшись на отсутствие опыта и, заручившись согласием республики, с официальным направлением вновь отправился в Москву.
…На Тушинском машиностроительном заводе, где, можно сказать, воистину началась в 1982 году славная трудовая биография нашего соотечественника, он поначалу работал в мастерской по сборке планера - собирал фюзеляж, стапель, другие детали. На этом участке Физули трудился два года. Затем день за днем его работа над созданием «Бурана» все более усложнялась, и он, назначенный заместителем начальника цеха, а затем и начальником, по праву завоевал признание специалиста самой высокой квалификации.
Подтверждает это и эпизод из трудовой жизни Физули Фараджева, о котором он как-то рассказал журналистам.
…Однажды цех по сборке гермокабин «Бурана», которым он руководил, посетили американцы. Ознакомившись с уникальной технологией их сварки, которой занималось около 30 предприятий Советского Союза, они были поражены. Ведь гермокабина - это, можно сказать, сердце космического корабля, от нее зависит жизнедеятельность космонавтов в полете. И применяемая при сборке удивительная технология давала такую возможность. Надо сказать, что таких гермокабин наш соотечественник собрал около десяти.
Со времени запуска космического корабля «Буран» минуло почти 30 лет. Но те, кто готовил его полет, который должен был совершиться в беспилотном режиме, до сих пор с волнением вспоминают минуты, когда, сидя в специальной комнате завода, напряженно следили за происходившим на экране. Наверное, это были самые счастливые мгновения моей жизни, когда» Буран» благополучно приземлился, признается Физули Фараджев…
Таким был финал разработки этого уникального орбитального корабля, финал, которому предшествовали серьезная научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа, выпуск многочисленных летающих лабораторий, самолетов-аналогов, экспериментальных аппаратов…
Именно в тот период наш соотечественник познакомился с Керимом Керимовым, всегда с интересом и готовностью помочь и поддержать относившимся к его деятельности. Вот что писал о своем молодом земляке, которым гордился, Герой труда России Керим Керимов:
«Физули Фараджев, завершив учебу в МАИ, посвятил себя разработке и производству летательных аппаратов ХХI века. Стремление заставить самолеты летать не только в атмосфере, но и в космическом пространстве увенчалось успехом, позволив ему, человеку, обладающему настойчивостью и глубокими знаниями авиационной технологии, работая вместе с другими специалистами аэрокосмической промышленности, создать в довольно короткий срок космический корабль многоразового использования «Буран», не уступающего американскому проекту «Спейс Шаттл»…
Надо сказать, что заслуги Физули Фараджева всегда высоко оценивались: он - обладатель очень престижной почетной медали имени К.Э.Циолковского Федерации космонавтики Российской Федерации, в парке «Музеон» установлен его бюст. Он - действительный член Академии общественных наук России, генеральный директор ОАО «Техно-Свар-ТМЗ», созданного на базе сборочно-сварочного производства Тушинского машиностроительного завода. А еще он активно занимается общественной работой, часто встречается со своими земляками в Обществе азербайджанской культуры «Оджаг», где его даже избирали заместителем председателя правления…
Наш соотечественник внимательно следит за развитием космической промышленности на родине. По его мнению, Азербайджан намного опередил в этой области другие республики бывшего Советского Союза. Это подтвердил и успешный запуск им несколько лет назад первого азербайджанского спутника связи Azerspace-1, ставший огромной победой независимой Азербайджанской Республики: ведь это тот фундамент, считает Физули Фараджев, который обязательно составит основу для создания широкомасштабной аэрокосмической промышленности. Он твердо верит в это.
Прожив большую часть жизни далеко от Родины, Физули Аташ оглу Фараджев, по его собственному признанию, очень скучает по ней и раз в год обязательно приезжает в родные края, чтобы пообщаться с близкими, побродить по обретшим особую прелесть бакинским улицам, обязательно повидаться с земляками-агсуинцами…
Признаться, мне было приятно услышать в телефонной трубке голос этого незнакомого, но ставшего теперь таким знакомым мне человека. Позвонив из Москвы, он просил меня передать его соотечественникам, что все, чего он добился в жизни, всеми своими скромными свершениями он прежде всего обязан родному Азербайджану, той земле, где увидел свет, где сформировались его личность и интересы…
С удовольствием выполняю вашу просьбу, уважаемый земляк!
Эльмира АЛИЕВА,
заслуженный журналист Азербайджана
banner

Советуем почитать