• среда, 17 Апреля, 02:36
  • Baku Баку 14°C

Железный шелковый путь

01 ноября 2017 | 11:14
Железный шелковый путь

ПЕРСПЕКТИВЫ
Накануне в Бакинском международном морском торговом порту состоялась торжественная церемония по случаю открытия железной дороги Баку-Тбилиси-Карс, являющейся европейской частью Великого шелкового пути.
Надо сказать, что высокий уровень церемонии и беспафосная атмосфера деловитости вполне соответствовали значению события, ознаменовавшего открытие связующего пути между двумя смежными континентами Евразии. И в тот же день отправился в своей первый путь состав - событие, перевернувшее титульный лист истории проекта, имеющего огромное экономическое и геополитическое значение не только для Азербайджана, но и региона в целом.
О гуманитарных и торговых перспективах стратегической задумки сказано немало, однако ожидания не до конца еще изучены, учитывая возможности расширения горизонтов. При этом хотелось бы отметить главный и бесспорный момент.
Есть планы на будущее
Как верно подметил Президент Азербайджана Ильхам Алиев во время официальной церемонии, этот исторический, глобальный проект будет служить стабильности и безопасности в регионе, что само по себе очень важно. Он сблизит страны, безусловно, расширит экономические возможности всех заинтересованных сторон. По словам главы государства, реализация БТК стала возможной лишь благодаря совместным усилиям Азербайджана, Грузии и Турции. «Мы извне не получали никакой помощи, никаких кредитов, построили эту дорогу за счет внутренних возможностей и сегодня сдаем ее в эксплуатацию», - заявил глава государства.
Итак, сегодня мы пожинаем плоды большого труда, а завтра они станут достоянием грядущих поколений. Строительство железной дороги, общая протяженность которой составляет 826 км, началось десять лет назад, но из-за растущей стоимости и технических неувязок открытие магистрали откладывалось несколько раз. Однако экономическое значение этого пути огромно и оправдывает вложенные средства, поскольку только на начальном этапе по железной дороге БТК планируется перевозить до 6,5 млн тонн грузов и около 1 млн пассажиров, а уже в обозримом будущем пиковая пропускная способность коридора будет кратно увеличена. При этом главный и, пожалуй, ключевой аргумент в пользу затраченных усилий и средств - это грандиозные, причем вполне осуществимые планы на ближайшее будущее о слиянии БТК с Великим шелковым путем, который, как и многие века назад, свяжет Азию с Европой.
Важная часть транспортной карты Евразии
«Кому-то из геополитических игроков может не понравиться, но таким образом БТК становится важной частью транспортной карты Евразии. Строительство и ввод его в эксплуатацию имеет исключительное значение для всех стран региона. При этом сложная политическая обстановка, в том числе на Южном Кавказе, обуславливает совпадение экономических и геополитических интересов определенных стран, иных игроков оно раздражает, определяет ревностное отношение к проекту, в реализацию которого вложены инвестиции в размере примерно $10 млрд, львиная часть которых пришлась на правительства Азербайджана и Турции.
Кроме того, мы выделили на очень льготных условиях кредит грузинской стороне, чтобы она могла построить свой участок пути. Отсюда видно, что не все страны были заинтересованы в реализации проекта, однако, несмотря на это, три стратегических партнера совместно успешно завершили проект», - сказал корреспонденту газеты «Каспiй» декан факультета «Административное управление» Академии государственного управления при Президенте Азербайджана, доктор географических наук профессор Чингиз Исмайлов.
По словам эксперта, в первую очередь проект имеет геоэкономическое значение, но играет также большую геополитическую роль, поскольку создает условия для обеспечения многосторонних экономических связей, стабильности и безопасности. «Он способствует сближению, экономическим связям, сотрудничеству стран региона, в первую очередь Азербайджана, Грузии и Турции. При этом железнодорожная линия является также составным звеном Великого шелкового пути, который проходит от Китая до побережья Атлантики. Для полного ее завершения требуется строительство подводного туннеля через Босфор, что создаст возможности для беспрерывного прохода железнодорожных грузов с Востока на Запад и наоборот. Благодаря этому сроки прохождения грузов с восточного побережья Тихого океана до берегов Атлантики сократятся почти вдвое - до 15 дней. Естественно, это окажет влияние на экономическую эффективность перевозок, в чем заключается большая экономическая важность проекта», - объяснил эксперт.
Специалист полагает, что значимость БТК еще больше возрастет с последующим вводом в эксплуатацию транспортного коридора «Север-Юг», соединяющего Россию через Азербайджан с Ираном, создавая возможность выхода к Персидскому заливу. При этом строительство этой дороги сделает возможным подключение Ирана и России, поскольку экономический интерес обязательно возобладает над политическими пристрастиями. «Думаю, при экономической выгоде подводные рифы политики не помешают реализации проекта, поскольку страны, которые присоединятся к БТК, будут иметь веские экономические дивиденды».
На вопрос редакции о перспективах расширения железнодорожного пути профессор обратил внимание на интересы стран Центральной Азии, а также Китая, Пакистана, Индии, Южной Кореи (внушительный список можно продолжить), которые вряд ли упустят возможность более скорого и безопасного выхода на потребительские рынки Запада. Говоря о сроках выхода БТК на чистую прибыль, собеседник отметил, что любой проект зависит от общих тенденций изменения конъюнктуры рынка в мировой экономике.
«Во многих странах сегодня прослеживается рецессия, спад и стагнация экономического развития, потому все будет зависеть от состояния мировой экономики. Поскольку экономические и политические процессы нельзя рассматривать отдельно, уровень эффективности железнодорожных перевозок зависит от множества слагаемых, которые, в свою очередь, будут проецироваться на объемы грузопотока. Сложно предсказывать будущее этих процессов и трендов, но Европейский союз официально поддержал БТК, заявив, что проект будет служить притоку инвестиций. Кроме того, похожей была позиция США, выраженная на открытии проекта. Хочу сказать, что поддержка имеется, однако реальность и то, как она будет развиваться, во многом зависит от геополитических и экономических сдвигов в сопредельных странах. То есть будущее проекта зависит не только от Азербайджана, Грузии и Турции, а от совокупных процессов, проходящих в регионе», - пояснил специалист.
Импульс региональному развитию
Как сказали по этому поводу редакции газеты «Каспiй» информационные источники в Грузии, открытие проекта является общей победой трех стран. «Значение любой дороги в том, чтобы экономически связать регион, и БТК с этой точки зрения не является исключением. Для Грузии данный проект имеет как внешнее значение, связанное с участием в мегапроекте Китая «Один пояс - один путь», так и внутреннее, поскольку проект является хорошим импульсом развития региона Самцхе-Джавахети. Есть еще масса логистических и экономических аспектов, которые сложно охватить сжатыми рамками одной беседы, таких, как значение железнодорожного пути для стран Центральной Азии, связь со странами Ближнего Востока и многое другое, - высказал свое видение решения вопроса известный грузинский аналитик Гела Васадзе.
Говоря о политических аспектах, сопряженных с запуском БТК, эксперт считает экономические выгоды проекта превалирующими: «Политика в данном случае определяется экономикой, но конечно, всегда есть определенный соблазн, то есть гипотетическая возможность того, что будут использоваться экономические рычаги в политических целях, но это вторично, а главное преимущество - это включение Грузии и Азербайджана в систему международной торговли», - уверен специалист.
На наш вопрос о возможном расширении БТК через подключение к нему сопредельных стран, наш собеседник отметил, что в рамках этого конкретного проекта список стран известен: «Это те страны, по территории которых проходит железная дорога, но в перспективе практически неизбежно подключение России и Ирана, но этому снова пока мешает политика. Однако как только будет решен вопрос относительно железной дороги из Ирана на Южный Кавказ, это государство подключится к магистрали, а там уже и другие сопредельные ему страны, связанные с железнодорожным сообщением».
Тем временем, по мнению руководителя Кавказского института стратегических исследований политолога Теймураза Туманишвили, на данном этапе этот проект, скорее всего, будет иметь не столько экономический, сколько геополитический эффект, который вполне может усилить региональный договор по безопасности Азербайджана, Турции и Грузии, в котором будут учтены и новые реалии открывшейся транспортной магистрали.
«Будем говорить открыто, - когда мы еще в советские времена читали в книгах и смотрели зарубежные фильмы про «восточный экспресс», курсирующий между Стамбулом и Лондоном, Парижем, это были мечты, ставшие сегодня реальностью для региона, включая также страны Центральной Азии, для которых весьма важен транспортный экономический коридор в Европу. Как же тут не указать, что это и есть новая форма, подход и новое решение XXI века по возрождению и обновлению Великого шелкового пути? Кроме того, это привнесет и новые реалии для дипломатических кругов целого ряда стран», - сказал эксперт, отметив, что подобные проекты гораздо более скрепляют страны, нежели «пресловутые и во многом неуклюжие» межгосударственные союзы.
По мнению аналитика, все прекрасно понимают, что конечная цель нового железнодорожного Шелкового пути - это производственные мощности Китая, Южной Кореи и Японии. «Теперь все зависит от оперативности всей объемной работы по созданию, образно говоря, специальной благоприятной свободной зеленой зоны для бесперебойной и краткосрочной доставки грузов по этому маршруту. Хотя, конечно, многое будет зависеть и от общей благоприятной (или конфликтной) политической ситуации в данных регионах, через которые пролегает данный железнодорожный маршрут, еще крепче связывающий Восток и Запад», - отметил Т.Туманишвили, по мнению которого, есть еще один весомый плюс - магистраль гораздо крепче свяжет Каспийский и Черноморский регионы, «создавая единый геополитический и экономический гиперрегион».
Тамила ХАЛИЛОВА
banner

Советуем почитать