• суббота, 20 Апреля, 15:30
  • Baku Баку 23°C

Браслеты вместо тюрьмы

29 октября 2017 | 15:26
Браслеты вместо тюрьмы

ОБЩЕСТВО
Среди детей и подростков, как и среди взрослых, встречаются те, кто встает на скользкую дорожку преступности. Кто-то связывается с дурной компанией и попадает под влияние взрослых преступников. Кто-то хочет доказать своим сверстникам, что он способен на нечто из ряда вон выходящее и ничего не боится. Ну а есть и те, кого на преступление толкнула нужда: вынужден был воровать, чтобы купить еды...
Как бы то ни было, даже совершив правонарушение, ребенок не перестает быть ребенком, и к нему нельзя применять те же меры наказания, что и к взрослым. С целью применения к детям, совершившим преступление, иного подхода к наказанию, и была разработана система ювенальной юстиции, являющаяся совокупностью государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, должностных лиц, неправительственных некоммерческих организаций, осуществляющих на основе установленных законом процедур действия, нацеленные на реализацию и обеспечение прав, свобод и законных интересов ребенка.
На днях Милли Меджлис начнет обсуждение законопроекта о новом для нашей страны принципе наказания совершивших преступления несовершеннолетних граждан страны. В частности предложено дополнить статью 85 («Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним») УК АР новым пунктом, согласно которому ограничение свободы несовершеннолетним будет в пределах от двух месяцев до двух лет.
До последнего времени на несовершеннолетних правонарушителей в нашей стране в случае осуждения распространялись практически те же правила отбывания наказания, что и на взрослых. Большинство из них подвергалось, в зависимости от тяжести преступления, разным срокам полной изоляции от общества, то есть пребывания в колониях и тюрьмах. Теперь же, в случае принятия Милли Меджлисом поправок, изоляции будут подлежать лишь подростки, совершившие особо тяжкие преступления, все остальные останутся по месту постоянного проживания, но под постоянным контролем правоохранительных органов.
Одним из новшеств пенитенциарной системы страны станет следующее: малолетние преступники будут обязаны носить устройства электронного слежения, то есть электронные браслеты, позволяющие надзорным органам в любой момент выяснить, где находится правонарушитель.
Для множества стран мира использование электронных браслетов как альтернативной меры наказания - далеко не новая практика. Но у нас применение такой гуманной и в то же время надежной формы наказания хотя бы для несовершеннолетних отчего-то задерживалось. Возможно, поэтому в 2011 году даже была отменена введенная ранее статья об ограничении свободы. Свое решение депутаты тогда обосновали тем, что лиц, которые несли наказание по данной статье, невозможно контролировать, что стало причиной роста преступности.
Однако теперь будет рассматриваться уже существовавший в стране некоторое время принцип наказания для подростков - в виде лишь ограничения свободы, а не изоляции, и мнение в азербайджанском обществе по этому поводу неоднозначное.
«Речь не идет о восстановлении старого принципа. Создается совершенная новая система с применением новейших технологий, - старается примирить стороны член Общественного комитета при Пенитенциарной службе Министерства юстиции Азербайджана правозащитник Сахиб Мамедов. - Для контроля лиц, в отношении которых применяется такой вид наказания, при Министерстве юстиции создается совершенно новая структура - Служба пробации. Что касается роста или, напротив, снижения уровня преступности, то это будет ясно лишь после внедрения ограничения свободы как вида наказания и применения контролирующих устройств в виде браслетов, считает правозащитник».
К чему может привести принятие законопроекта о новом принципе наказания совершивших преступления несовершеннолетних граждан страны? С этим вопросом газета «Каспiй» обратилась к главе Правозащитного центра Азербайджана Эльдару Зейналову.
- Насколько правильным вам кажется решение не сажать в колонии совершивших преступление подростков?
- Давайте подумаем о тех даже не подростках, а детях, которые используются в качестве палачей боевиками террористической организации так называемого «Исламского государства». Вспомним и малолетних бойцов в партизанских движениях Африки. Не все они делают это из-под палки, некоторые из них убеждены, что творят доброе, богоугодное дело.
За такие поступки взрослый получил бы пожизненный приговор, а в каких-то странах, например, в США, их бы казнили. Но насколько правильно подходить с той же карательной меркой к детям? Они ведь неопытны, внушаемы, у них неустойчивая психика, и по этой причине почти для всех очевидно, что подход к их наказанию должен быть иным, чем в случае с совершеннолетними.
В частности, согласно статье 20 Уголовного кодекса Азербайджана, преступники в возрасте до 14 лет (на момент совершения преступления) вообще не подлежат ответственности, даже если убьют сотню человек. В этом возрасте к ним применимы лишь меры воспитательного характера. И что бы ни говорили про спецшколы и специнтернаты, это не тюрьма.
В 14 лет наступает уголовная ответственность за ряд преступлений. В частности за умышленное убийство, умышленное причинение тяжкого или менее тяжкого вреда здоровью, похищение человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, кражу, грабеж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах, терроризм, захват заложника, хулиганство при отягчающих обстоятельствах, хищение либо вымогательство огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения. В 16 лет наступает уже полная уголовная ответственность.
Однако если преступление совершено лицом до 18 лет, максимальный срок наказания даже террористу и серийному убийце не будет превышать 10 лет. А содержать их будут отдельно от взрослых, в воспитательной колонии, где режим во многом мягче, чем у взрослых.
В случае лишения свободы несовершеннолетний осужденный не обязательно должен сидеть за решеткой «до звонка». За хорошее поведение после отбытия определенной части приговора его могут освободить условно-досрочно либо заменить оставшуюся часть приговора наказанием, не предусматривающим лишения свободы.
Более того, привлечение к уголовной ответственности не всегда влечет лишение свободы. Есть несколько альтернатив, к которым сейчас добавится ограничение свободы - наказание, которое раньше существовало лишь для взрослых, но и для них было необоснованно исключено из УК в 2011 году.
В целом основная ответственность ложится на суд, который выбирает меру наказания, и на Министерство юстиции, которое следит за исполнением этого наказания. Если суд решит, что цели наказания не могут быть решены без изоляции подростка от общества, то он будет сидеть в колонии. В остальных случаях суд может выбрать подходящее наказание из имеющегося у него набора альтернатив.
- Не приведет ли смягчение наказания к росту детской и подростковой преступности в стране?
- Принято считать, что возможность жить в обществе, пусть даже и под контролем, может исправить малолетнего правонарушителя эффективнее, чем тюрьма. С этой точки зрения введение ограничения свободы для малолетних правонарушителей даст им шанс вернуться к нормальной жизни.
Ведь вместо помещения в учреждение закрытого или полузакрытого типа (тюрьма, колония, колония-поселение) суд накладывает на подростка ряд ограничений. Согласно статье 52-1 УК, они могут заключаться, например, в запрете выходить из дома - вообще или в определенные часы, посещать определенные места, выезжать за пределы определенной территории, посещать массовые мероприятия, изменять место жительства или учебы без разрешения. Могут обязать носить на теле электронное средство слежения, пройти лечение от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерических болезней. Обязательным является регулярное посещение надзирающего за исполнением наказания чиновника с целью регистрации. Причем вынесший приговор суд может изменить первоначальный список ограничений.
В целом это наказание напоминает скорее строгую тетушку, которая вовремя загоняет ребенка домой, ограждает от плохой компании, не разрешает уходить далеко. Причем роль надзирателя выполняет в основном не пенитенциарный чиновник, а семья или опекуны, то есть самые близкие и родные для ребенка люди. Они знают его характер, привычки, могут подобрать нужный тон в беседе.
Может ли это быть воспринято ребенком как безнаказанность? Некоторыми - да. Но никто и не говорит, что сейчас тюрьмы опустеют и всех малолетних преступников выгонят на улицу. Ведь в новой статье 90-1 УК речь идет лишь о замене лишения свободы за преступления, не представляющие большой общественной опасности, или за менее тяжкие преступления. Причем для этого осужденный должен отбыть не менее четверти срока, продемонстрировать хорошее поведение и пройти через новый суд. Таким образом дело пройдет через двойное судебное «сито», а более легкое наказание будет применено лишь после предварительной отсидки (туда будет включено и время содержания в следственном изоляторе, если подросток был под арестом).
Немаловажно, что при несоблюдении условий суд может заменить ограничение свободы на лишение свободы. В этом случае один не отбытый день ограничения свободы будет приравнен к одному дню лишения свободы.
- Сколько детей сейчас отбывает наказание и что делать с теми, кто уже отсидел часть срока до принятия нового закона?
- Число несовершеннолетних заключенных все время колеблется между 30-40. Трудно сказать, скольких из них коснется нововведение в УК.
Но в любом случае, при изменениях в УК, затрагивающих меру наказания, порядок пересмотра дела регулируется принципом действия закона во времени: Nullum crimen, nulla poena sine lege («Без закона нет ни преступления, ни наказания»). Если новое наказание тяжелее уже назначенного, то новая норма закона не применяется. Если же закон облегчает положение обвиняемого, то ему придается обратная сила.
Те, кто может по новому закону претендовать на смягчение наказания, должны будут обратиться в суд с соответствующей просьбой.
Елена МАЛАХОВА
banner

Советуем почитать