• пятница, 29 Марта, 14:23
  • Baku Баку 14°C

Призванная «форпостить»

27 октября 2017 | 10:04
Призванная «форпостить»

НРАВЫ
Сразу после того, как официальный Ереван окончательно ратифицировал соглашение о создании Объединенной группировки войск, политические эксперты этой страны стали необоснованно заявлять, что Армения-де утверждается на Южном Кавказе, превращаясь в сильное государство региона.
Чем обосновывают армянские аналитики подобные утверждения, предстоит разобраться.
Ереван - страж на Южном Кавказе?
Общеизвестно, что Соглашение об ОГВ предполагает более эффективную реализацию права на коллективную оборону и совместное отражение агрессии, а также предусматривает рациональное разделение сфер ответственности. И в мирное время, и во время войны действия в этой структуре будут однозначно согласовываться с Москвой. Поэтому утверждение армянской стороны о том, что Армения укрепляется в регионе, не выдерживает критики.
Начнем, пожалуй, с того, что в вопросе ОГВ Армения зависима и не может принимать самостоятельных решений. Стало быть, об «укреплении» говорить не приходится, тут, скорее, можно констатировать полную потерю суверенитета. К тому же «укрепляется» где бы то ни было обычно пришлый элемент, поскольку сначала он захватывает, а затем укрепляется на завоеванных позициях.
В этом контексте, поскольку российская армия на законных основаниях присутствует на Южном Кавказе только в Армении и охраняет ее от «внешних врагов», правильнее сказать, что не Армения, а Россия укрепляется, причем в своем форпосте. Ибо в другие республики ее военному присутствию путь попросту заказан. Армения же, будучи оккупантом, не может со спокойной душой укрепиться даже в Нагорном Карабахе в страхе перед полномасштабным наступлением азербайджанских Вооруженных сил. Поэтому посыл армянской стороны об укреплении на Южном Кавказе потерявшей свою независимость Армении является не чем иным, как фарсом.
С этим мнением согласен и грузинский эксперт по военным вопросам Вахтанг Маисая, который считает ОГВ еще одним шагом России, направленным на усиление ее вооруженных сил на Южном Кавказе. Да и экс-министр обороны Армении Вагаршак Арутюнян считает неуместным ажиотаж вокруг этой темы, поскольку российско-армянская Объединенная группировка войск была создана еще в 90-е годы и ничем особым за все это время себя не проявила. Во всяком случае для Армении.
Кстати, недавно Ереван еще раз подтвердил евразийский вектор своего развития. Почему? Потому что в вопросе сохранения суверенитета и оборонной безопасности он уповает на Москву, которая делает все возможное и невозможное для укрепления на Южном Кавказе. А Армению просто использует для закрепления своего статус-кво.
Для чего собаку привязывают у входа? Правильно, чтобы она облаивала всех, кто приближается к дому, тем самым привлекая внимание хозяев к непрошеным гостям. Вот и Армения, привязанная к южным границам региона, продолжает «форпостить» в пользу России. Поэтому ажиотаж, поднятый в этой связи в армянском экспертном сообществе, не совсем понятен. Ибо и ежу понятно, что ей отведена роль этой самой собаки.
Кажущаяся видимость
Что касается РФ, то, по мнению известного российского публициста, аналитика Андрея Пионтковского, «России кажется, что она укрепляет на Южном Кавказе позиции, но на самом деле она теряет». Объясняет Пионтковский это тем, что укрепление обычно связывается с мягкой силой, с ростом привлекательности. «А чем может Россия ментально привлечь армян или грузин своей деятельностью за последний год? Армению, извиняюсь за выражение, изнасиловали буквально в одну ночь, заставив президента отказаться от очень серьезного соглашения об ассоциации с Евросоюзом», говорит российский публицист. Относительно же Грузии Россия, «укрепляющая» свое влияние, демонстративно инициирует новые соглашения с Абхазией и Южной Осетией, делая сознательный, ничем не спровоцированный «плевок» в лицо грузинского правительства, которое хотело наладить отношения с Москвой. Ну и как после этого подобные действия называть «укреплением»?
Весьма интересны оценки Пионтковского касательно российско-азербайджанских отношений: «Россия себя осторожно ведет с Азербайджаном, потому что Азербайджан, как нефтяное государство, экономически более независим, но в то же время Москва очень ревностно относится, она следит за всеми попытками Азербайджана наладить отношения с Западом». Добавим, Азербайджан проводит выверенную, сбалансированную политику в регионе, исходя из национальных интересов своей страны и народа. Мы выстраиваем со всеми партнерами диалог на равных, а не с позиций силы. И ни на кого не уповаем в защите своих государственных интересов, будь то экономических или военных.
Касаясь сути политики России на Южном Кавказе в целом, российский политолог утверждает, что Москва заинтересована в конфликтах на территории бывших советских республик: «Например, конфликт в Нагорном Карабахе нам нужен для того, чтобы оказывать влияние и на Баку, и на Ереван. Они так и разыгрывают этот конфликт. Россия не заинтересована ни в каком разрешении конфликта - ни в мирном, ни в военном. Он нужен ей такой - постоянный, позволяющий все время оказывать давление и на Азербайджан, и на Армению, да еще и продавать оружие и тем и другим».
Таким образом Россия, внешне «укрепляясь» на Южном Кавказе, на самом деле неизмеримо теряет. А теряет она доверие, симпатии, любовь…
Тамилла НУРИЕВА
banner

Советуем почитать