• пятница, 29 Марта, 12:13
  • Baku Баку 14°C

Попробуй докажи,

26 октября 2017 | 18:19
Попробуй докажи,

ПРОБЛЕМА
На днях, случайно заглянув в соцсетях в профиль своей знакомой, проживающей в Индии, я увидела у нее на страничке хештег #Metoo («Я тоже»), а ниже - текст, призывающий написать это словосочетание всем, кто столкнулся с сексуальным домогательством на рабочем месте. Это для того, чтобы обратить внимание людей на проблему харассмента (оскорбительные намеки сексуального свойства).
Как оказалось, флешмоб #MeToo запустила в Твиттере актриса Алисса Милано. Она предложила всем, кто когда-либо сталкивался с проявлениями сексуального насилия или домогательства, рассказать о пережитом опыте и тем самым привлечь внимание к серьезной проблеме. Меньше чем за сутки #MeToo использовали более 200 тысяч раз. Под твитом Милано также почти 38 тысяч сообщений с историями женщин, пострадавших от сексуального насилия.
Это говорит о том, что у данной проблемы колоссальные масштабы, и молчать об этом нельзя. Однако до сих пор многие женщины, столкнувшись с сексуальным домогательством, не рассказывают об этом, опасаясь, что огласка повредит их репутации или они потеряют работу, а в итоге их же самих выставят виноватыми.
Недавно скандал, связанный с харассментом, разгорелся в Голливуде. Многие известные актрисы признались в том, что один из самых влиятельных продюсеров - Харви Вайнштейн домогался их, а затем просто откупался, дабы замять дело. Согласно расследованию The New York Times, это продолжается уже около 20 лет. Все эти годы Вайнштейна окружали слухи о сексуальных домогательствах, но все упиралось в отсутствие доказательств.
На волне откровений многих голливудских знаменитостей исландская певица Бьорк решила поделиться аналогичным неприятным опытом из своей жизни. Она, как оказалось, подвергалась сексуальному домогательству со стороны датского режиссера. И хотя его имени Бьорк не назвала, единственным датским режиссером, с которым она работала, был Ларс фон Триер, снявший ее в главной роли в фильме «Танцующая в темноте».
Если уж звезды мировой величины вынуждены терпеть сексуальные домогательства на рабочем месте, то что говорить о простых смертных…
До сих пор многие не знают, что такое харассмент, хотя этот термин давно широко применяется. Такое поведение может заключаться в прямых или косвенных словесных оскорблениях или угрозах, недоброжелательных замечаниях, грубых шутках или инсинуациях, нежелательных письмах или звонках, показе оскорбительных или унизительных фотографий, запугивании, похотливых жестах, ненужных прикосновениях, похлопываниях, щипках, ударах, физическом нападении или других подобных действиях.
Когда говорят о харассменте, как правило, имеют в виду домогательства именно на рабочем месте. По данным Международной организации труда, до 50% работающих женщин в индустриальных странах являются жертвами сексуального домогательства. Цифры статистики могут быть занижены, потому что не все согласны сообщить об этом факте даже анонимно и далеко не всегда эти жертвы обращаются в суд с целью защитить свои права.
В нашей стране проблема домогательства на рабочем месте так же актуальна, как и во всем мире. Зачастую можно увидеть объявления о вакансиях, где акцент делается не на трудовых навыках, а на внешности. Выглядит это примерно так: «Требуется девушка на должность секретаря-референта, не старше 25 лет, с приятными внешними данными и возможностью выезда в командировки за пределы страны». Подобное объявление не может не насторожить, но когда девушке нужна работа, она пойдет на собеседование в надежде на то, что ее возьмут на должность и ее опасения совершенно напрасны. Однако чаще всего впоследствии выясняется, что брали ее на работу, увы, отнюдь не ради секретарских навыков. И ей остается либо принять это, либо уйти.
Впрочем, с домогательством на рабочем месте могут столкнуться не только молодые симпатичные женщины, хотя они больше подвержены такому риску. Порой начальство считает, что если оно платит деньги за работу, так вправе потребовать еще и дополнительные услуги. Мол, если не захочет потерять работу, согласится, к тому же тогда возможны и финансовые бонусы, и зарубежные командировки, и продвижение по карьерной лестнице. Работу сейчас найти нелегко, вот некоторые работодатели этим и пользуются…
Насколько такое явление распространено в нашей стране? С этим вопросом газета «Каспiй» обратилась к главе департамента информации и аналитических исследований Госкомитета по проблемам семьи, женщин и детей Эльгюну Сафарову.
По словам нашего собеседника, напрямую госкомитет не проводил исследований, посвященных этому вопросу. Однако вопросы, касающиеся харассмента, задавались в рамках другого исследования - например, посвященного проблеме разводов в стране. По словам Э.Сафарова, они сталкиваются не более чем с двумя случаями обращений по данному поводу, и даже это происходит не каждый год.
- Дело в том, что насильственная форма сексуального домогательства в нашей стране - редкость. Факты уголовных и административных дел по этому поводу можно по пальцам перечесть. Тут имеется несколько причин. Во-первых, харассмент в Азербайджане не носит массового характера, во-вторых, даже если женщина становится жертвой домогательства на работе, она обычно не обращается ни в государственные органы, ни в неправительственные организации. Но хочу сказать, что в случае обращения в госорганы в связи с харассментом вопрос в 99% случаев решается в пользу жертвы, то есть ее восстанавливают на работе, если увольнение было незаконным, и наказывают виновных лиц, - рассказал Э.Сафаров.
В свою очередь председатель Правозащитного центра Азербайджана Эльдар Зейналов поделился с нами своим мнением по поводу ситуации с харассментом в стране. Он отметил, что в Азербайджане отсутствует статистика жертв этого явления. Но, безусловно, случаи домогательства на рабочем месте в нашей республике, как и в других странах, имеют место.
- Однако дело в том, что в отличие от стран Запада многие такие случаи попросту замалчиваются. Подобного рода преступление непросто доказать, вот жертвы и боятся, что не только не удастся наказать виновного, но и их самих еще сделают виноватыми, а это нанесет вред их репутации. В нашей стране господствует стереотип, что просто так к женщине не пристают, а если это произошло, значит, сама виновата - дала повод. Хотя это не всегда так.
Как правило, женщины не готовы выносить подобные случаи на суд общественности, поэтому им не остается ничего иного, кроме как игнорировать намеки начальства, а если домогательства носят уже откровенный характер, то зачастую приходиться писать заявление об уходе и искать себе новое место работы, - отметил правозащитник.
- Харассмент - это намеки сексуального характера, словесное принуждение к действиям. И как можно говорить о наказании за это, если в нашей стране даже жертвы насилия редко обращаются в госорганы. У нас в год фиксируется всего несколько десятков изнасилований, в действительности же таких преступлений больше. Однако если в случае изнасилования остаются хотя бы следы преступления, то харассмент вообще проблематично доказать, если нет свидетелей, готовых сей факт подтвердить.
Бытует мнение, что если женщина будет одеваться в более закрытую одежду, это спасет ее от приставаний. Но это не так, ведь если человек озабоченный, никакая одежда его не остановит - об этом говорят случаи домогательства в таких консервативных странах, как Иран.
Впрочем, поведение жертвы играет большую роль, но не в плане одежды. Многие жертвы уверены в том, что виновник выйдет сухим из воды, они боятся, что люди плохо о них подумают, а супруг и вовсе решит, что она вела себя неподобающим образом. Из-за своих страхов и опасений они даже не пытаются что-то доказать.
Известен случай, когда преступник во время суда сказал, что жалеет о своих преступлениях, кроме одного - убийства человека, который приставал к жене племянника на работе. К сожалению, многие настолько не верят в судебную систему, что предпочитают творить самосуд. Проблема еще и в том, что у нас жертвы не знают, куда обращаться за помощью. Полиция не любит браться за такие дела, и не только потому, что доказать факт харассмента непросто, но и потому, что жертва может забрать свое заявление.
В Азербайджане бывали случаи, и их немало, когда молодые женщины кончали жизнь самоубийством при невыясненных обстоятельствах. И кто знает, может быть, именно сексуальное домогательство на работе побуждало их к сведению счетов с жизнью. В странах Запада обращения в суд в связи с харассментом распространены, жертвы знают, что на их стороне и государство, и общество. У нас же пока, к сожалению, все обстоит несколько иначе, - отметил правозащитник.
По словам психолога Ламии Ахмедовой, с харассментом в той или иной форме сталкивается в нашей стране немало женщин. Но большая часть из них не готова сделать случившееся достоянием общественности.
- Иногда харассмент оказывает разрушительное воздействие на жизнь женщины. Скажем, если ей пришлось столкнуться с подобным и она не может уйти с работы, так как идти ей некуда, приходится мириться с происходящим, но психологически она ощущает сильный дискомфорт: приходится жить в состоянии стресса, даже депрессия может начаться.
Те, кто уходит с работы из-за домогательства и ищет себе новую работу, часто боятся, что на новом месте ситуация повторится.
Некоторые оправдывают домогательство тем, что девушка носит слишком открытую одежду, или им кажется, что она флиртует с ними. Но в большинстве компаний существует дресс-код, поэтому вряд ли она явится на работу в мини и блузе с откровенным декольте. Однако даже если и так, это не дает никому повода рассматривать ее не как сотрудницу, а как сексуальный объект.
Во многих случаях неприятных последствий в виде увольнения или примирения с домогательством можно избежать. Зачастую достаточно спокойно, но твердо сказать, что отношения на рабочем месте для вас неприемлемы, и объяснить, что ваше «нет» - это не «да» и не «может быть», а именно категоричный отказ, - отметила она.
Психологи советуют в случае столкновения с сексуальным домогательством на работе сохранять хладнокровие, говорить равнодушным тоном, уверяя, что это заметно поубавит пыл любителя злоупотреблять своим служебным положением. Однако если это не поможет, а терпеть домогательства уже нет сил, то у жертвы есть два варианта. Или уйти с работы, и тогда виновный не будет наказан. Или начать бороться за свои права.
Елена МАЛАХОВА
banner

Советуем почитать